Ракетные крейсера типа «Олбани. Семь лучших ракетных крейсеров холодной войны Ракетный крейсер типа «Олбани»




Реферат на тему:

Ракетные крейсера типа «Олбани»



План:

    Введение
  • 1 Модернизация
  • 2 История службы
  • 3 Фото
  • 4 Состав серии
  • Примечания

Введение

Ракетные крейсера типа «Олбани» - три корабля, первоначально построенные как тяжёлые крейсера типов «Балтимор» и «Орегон-Сити», в 1958-1964 перестроенные в ракетные крейсера (CG).

Корабли подверглись коренной реконструкции, было снято всё вооружение, полностью реконструирована надстройка, принявшая характерную башнеобразную форму. Для уменьшения веса и улучшения остойчивости в надстройках широко применялись конструкционные материалы на основе алюминиевых сплавов.


1. Модернизация

Первоначально в качестве объектов реконструкции были выбраны крейсера CA-122 «Орегон» (англ.) русск. (тип «Орегон»), CA-136 «Чикаго» и CA-131 «Фолл-Ривер» (англ.) русск. (тип «Балтимор»). После реконструкции они должны были стать ракетными крейсерами CG-10, CG-11 и CG-12 соответственно. Со временем «Орегон» решено было заменить однотипным CA-123 «Олбани» (англ.) русск. , поскольку последний находился в лучшем техническом состоянии. По той же причине «Фолл-Ривер» был заменён на однотипный CA-74 «Коламбус» (англ.) русск. .

Первоначальные планы предполагали также конверсию CA-124 «Рочестер» (англ.) русск. типа «Орегон» и CA-130 «Бремертон» (англ.) русск. типа «Балтимор» в CG-13 и CG-14, однако реконструкция этих кораблей была аннулирована из-за высокой стоимости в пользу фрегатов специальной постройки .

Новое вооружение включало систему управления ракетным оружием Mk 77 с четырьмя радарами подсветки цели AN/SPG-49 и две двухбалочные пусковые установки Mk 12 для ракет «Талос» большой дальности с боезапасом 104 ракеты. Один из ЗРК устанавливался в носовой, другой – в кормовой части корабля. Кроме того, по обе стороны от надстройки устанавливались два ЗРК «Тартар» средней дальности с пусковой установкой Mk11 (боезапас 84 ракеты) и системой управления ракетами Mk74 (четыре радара AN/SPG-51).

«Талос» позволял обстреливать воздушные цели в 130-км зоне вокруг корабля, «Терьер» предназначался для уничтожения самолётов, прорвавшихся через первый эшелон обороны.

В средней части корабля было зарезервировано место под установку восьми шахт для ракет «Поларис», однако от концепции вооружения надводных кораблей баллистическими ракетами отказались в середине 1959 года.

Противолодочное оружие включало 8-контейнерную пусковую установку Mk 112 для ракет АСРОК, расположенную в средней части корабля, между двумя мачтами. Кроме того, устанавливались два строенных торпедных аппарата Mk32 (англ.) русск. для противолодочных торпед Mk46 (англ.) русск. .

Первоначально на кораблях предусматривалось исключительно ракетное вооружение, однако затем по обе стороны от задней дымовой трубы появились две открытые спаренные 127-мм/38 артустановки (англ.) русск. .

Планировалось также оснащение кораблей зенитной артиллерийской системой Mk15 «Фаланкс» и противокорабельными ракетами «Гарпун», однако решено было сэкономить средства для постройки более современных кораблей .


2. История службы

Все три корабля интенсивно использовались в 1960-х и 1970-х годах. «Чикаго» долгое время был флагманским кораблём 3-го флота на Тихом океане, «Олбани» выполнял аналогичные функции в 6-м флоте на Средиземном море. Оба эти корабля в конце 1960-х годов прошли модернизацию системы управления ракетами «Талос». «Коламбус» модернизацию не проходил, в 1976 году он был выведен из состава флота и утилизирован.

«Чикаго» и «Олбани» прослужили до 1980 года, когда их дальнейшая модернизация была признана нецелесообразной.


3. Фото


4. Состав серии

Корабль Исходный
тип
Верфь Заложен Спущен В строю Списан На слом
Albany (англ.) русск. CA-123
CG-10
«Орегон» Bethlehem
Boston
06.03.1944
01.1959
30.06.1945
15.06.1946
03.11.1962
30.06.1958
29.08.1980

12.08.1990
Chicago CA-136
CG-11
«Балтимор» Philadelphia
San Francisco
28.07.1943
01.07.1959
20.08.1944
10.01.1945
02.05.1964
01.11.1958
01.03.1980

24.10.1991
Columbus (англ.) русск. CA-74
CG-12
«Балтимор» Bethlehem
Puget Sound
28.06.1943
30.09.1959
30.11.1944
08.06.1945
01.12.1962
05.08.1959
31.01.1975

01.11.1977

В таблице содержится информация о кораблях до реконструкции (верхние строки) и после неё. В графе «Верфь» указано место первоначальной постройки и место реконструкции. В графе «заложен» даны даты закладки кораблей как артиллерийских крейсеров и даты начала реконструкции. В графе «Списан» – даты вывода из состава флота перед реконструкцией и дата окончательного вывода в резерв.


Примечания

  1. Тактико-технические характеристики приводятся по книге James Charles Fahey The ships and aircraft of the United States fleet, 1958 - books.google.ru/books?id=8r7CLbAueL0C. - 7th ed.. - Naval Institute Press, 1980. - 71 p. - ISBN 0870216465, 9780870216466.
  2. Antony Preston Сruisers: an Illustrated History - infernet79.livejournal.com/14973.html. - PRC Publishing Ltd., 1980. - 194 p. - (Thr Military Book Club). - ISBN 7-164-35728-3.
  3. 1 2 Moore, John Janes American Fighting Ships of the 20th Century. - BDD Promotional Books Company, 1991. - 320 p. - ISBN 0792456262, 978-0792456261.
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 03:22:07
Похожие рефераты:

Ракетные крейсера типа «Олбани» - три корабля, первоначально построенные как тяжёлые крейсера типов «Балтимор» и «Орегон-Сити», в 1958 - 1964 перестроенные в ракетные крейсера (CG). Корабли подверглись коренной реконструкции,

было снято всё вооружение, полностью реконструирована надстройка, принявшая характерную башнеобразную форму. Для уменьшения веса и улучшения остойчивости в надстройках широко применялись конструкционные материалы на основе алюминиевых сплавов.

Модернизация

Первоначально в качестве объектов реконструкции были выбраны крейсера CA-122 «Орегон». (тип «Орегон»), CA-136 «Чикаго» и CA-131 «Фолл-Ривер». (тип «Балтимор»). После реконструкции они должны были стать ракетными крейсерами CG-10, CG-11 и CG-12 соответственно.
Со временем «Орегон» решено было заменить однотипным CA-123 «Олбани», поскольку последний находился в лучшем техническом состоянии. По той же причине «Фолл-Ривер» был заменён на однотипный CA-74 «Коламбус».

Первоначальные планы предполагали также конверсию CA-124 «Рочестер» (англ.)русск. типа «Орегон» и CA-130 «Бремертон» типа «Балтимор» в CG-13 и CG-14, однако, из-за высокой стоимости, реконструкция этих кораблей была аннулирована в пользу фрегатов специальной постройки.

Конструкция

При перестройке кораблей в ракетные крейсера, вся их прежняя артиллерия и большая часть броневой защиты были демонтированы с корпусов. Надстройки кораблей также были полностью демонтированы и заменены новыми, сконструированными (для уменьшения верхнего веса) из легких алюминиевых сплавов.

Модернизированные корабли имели своеобразный, легко узнаваемый силуэт. В передней части корпуса возвышалась массивная, очень высокая прямоугольная надстройка, увенчанная антенной РЛС AN/SPS-30.
Прямо перед надстройкой, на конических основаниях, располагалась группа из четырех радаров носового ЗРК «Талос». В основании носовой надстройки находился ангар, где зенитные ракеты снаряжались перед запуском.

По бокам от носовой надстройки располагались на выступах четыре радара AN/SPG-51, использовавшихся для наведения ЗРК «Тартар».

Прямо за носовой надстройкой была смонтирована высокая мачта-труба, служившая основанием для антенны трехкоординатной РЛС AN/SPS-48, навигационного радиолокатора AN/SPS-10 и комплекса антенн связи.
Аналогичная по конструкции кормовая мачта-труба была увенчана вращающейся антенной РЛС обнаружения воздушных целей AN/SPS-43. В промежутке между мачтами-трубами была установлена контейнерная ПУ ПЛУР ASROC.

По бокам от кормовой мачты-трубы были размещены два 127-мм орудия в барбетных установках, над которыми располагались оптические директоры артиллерийского огня.

Зенитное вооружение

Основным вооружением ракетных крейсеров типа «Олбани» являлся сверхдальнобойный зенитно-ракетный комплекс RIM-8 «Talos». Оснащенные прямоточными двигателями, ракеты комплекса обеспечивали поражение аэродинамических целей - в том числе сверхзвуковых - на расстоянии в 105 - 150 километров от корабля.

Две спаренные балочные пусковые установки Mk 12 располагались в носовой и кормовой части крейсера. Установки перезаряжались из расположенных в надстройке ангаров, куда подавались ракеты из подпалубного магазина. Перед подачей на пусковую, механики в ангаре вручную монтировали на ракетах крылья и стабилизаторы, хранившиеся отдельно для экономии места.
Общая емкость каждого магазина составляла 52 ракеты, то есть боекомплект крейсера штатно состоял из 104 ракет RIM-8 «Талос». В боекомплект включались как ракеты с конвенционными боевыми частями, так и с ядерными, равно как и модификации ракет для поражения наземных/надводных целей.

Ракеты «Талос» имели двойную систему управления: «осёдланный луч» на маршевом участке траектории, и полуактивное радиолокационное самонаведение на терминальном участке. Наведение ракет на цель осуществлялось с помощью двух групп радаров, в носовой и кормовой части.
Каждая группа включала два радара AN/SPW-2, использовавшихся для управления ракетой на маршевом участке, и два радара AN/SPG-49, служивших для «подсветки» цели на терминальном участке.
Вся процедура управления ракетой выполнялась с помощью СУО Mk 77, задействовавшей два компьютера для управления ракетой и вычисления траектории движения.

Для самообороны, крейсер также был оснащен зенитно-ракетным комплексом малого радиуса действия «Тартар». Две спаренные пусковые установки Mk 11, перезаряжавшиеся из вертикальных подпалубных барабанов, располагались по бокам от массивной носовой надстройки крейсера. Наведение ракет выполнялось с помощью четырех радаров AN/SPG-51 (по два на каждый борт), выполнявших подсветку цели для полуактивных ГСН.
Боекомплект системы составлял по 42 ракеты RIM-24 «Tartar» на установку. Таким образом, общий боезапас крейсеров типа «Олбани» состоял из 188 ракет, при этом могло одновременно сопровождаться восемь целей: четыре ЗРК «Талос», и еще четыре (но не более двух на каждый борт) - ЗРК «Тартар».

Противолодочное вооружение

В центре корпуса, между мачтами-трубами, крейсера несли 8-зарядную пусковую установку противолодочного ракетного комплекса RUR-5 ASROC. Комплекс мог использоваться для поражения подводных лодок легкими противолодочными торпедами или глубинными ядерными зарядами на дистанции до 15-20 км. Перезарядка контейнерной пусковой осуществлялась через люки в кормовой надстройке.

Дополнительно, все крейсера несли по два трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата Mk32. для противолодочных торпед Mk46.

Противокорабельное вооружение

Первоначально, корабли типа «Олбани» вообще не несли специализированного противокорабельного вооружения. На стадии постройки, к первоначальному проекту были добавлены два 127-миллиметровых 38-калиберных орудия Mk-24 в открытых управляемых вручную установках, расположенные побортно у основания кормовой мачты-трубы крейсеров. Эти устаревшие короткоствольные орудия могли рассматриваться лишь как вспомогательное вооружение.

В то же время, хотя крейсера типа «Олбани» не несли специализированного противокорабельного вооружения, все три их ракетных комплекса - и «Талос» и «Тартар» и ASROC - штатно могли использоваться для стрельбы по надводным целям в пределах радиогоризонта. Энергия попадания пикирующей на скорости порядка 2,8 МаХа полуторатонной ракеты RIM-8 «Talos» была сравнима с энергией попадания снаряда главного калибра линкора, и даже без боевой части достаточна, чтобы потопить эсминец или тяжело повредить крупный корабль. С учетом же возможности применения ядерных боевых частей, «Талос» мог быть эффективно использован для уничтожения практически любых надводных кораблей, включая линкоры и тяжелые крейсера.

В 1980-ых предполагалось оснастить крейсера ПКР «Гарпун», но по экономическим причинам проект не был реализован.

Стратегическое ударное вооружение

В средней части корабля было зарезервировано место под установку восьми шахт для ракет средней дальности «Поларис», однако в связи с успешным развёртыванием подводных лодок-ракетоносцев, от концепции вооружения надводных кораблей баллистическими ракетами отказались в середине 1959 года.

Авиационное вооружение

Крейсера типа «Олбани» имели лётную палубу для вертолёта в кормовой части: однако, ангар не был предусмотрен.

История службы

Все три корабля интенсивно использовались в 1960-х и 1970-х годах. «Чикаго» долгое время был флагманским кораблём 3-го флота на Тихом океане, «Олбани» выполнял аналогичные функции в 6-м флоте на Средиземном море.
Оба эти корабля в конце 1960-х годов прошли модернизацию системы управления ракетами «Талос». «Коламбус» модернизацию не проходил, в 1976 году он был выведен из состава флота и утилизирован.


|
ракетные крейсера типа олбани сша
- три корабля, первоначально построенные как тяжёлые крейсера типов «Балтимор» и «Орегон-Сити», в 1958-1964 перестроенные в ракетные крейсера (CG).

Корабли подверглись коренной реконструкции, было снято всё вооружение, полностью реконструирована надстройка, принявшая характерную башнеобразную форму. Для уменьшения веса и улучшения остойчивости в надстройках широко применялись конструкционные материалы на основе алюминиевых сплавов.

  • 1 Модернизация
  • 2 Конструкция
    • 2.1 Зенитное вооружение
    • 2.2 Противолодочное вооружение
    • 2.3 Противокорабельное вооружение
    • 2.4 Стратегическое ударное вооружение
    • 2.5 Авиационное вооружение
  • 3 История службы
  • 4 Фото
  • 5 Состав серии
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Модернизация

Первоначально в качестве объектов реконструкции были выбраны крейсера CA-122 «Орегон» (англ.)русск. (тип «Орегон»), CA-136 «Чикаго» и CA-131 «Фолл-Ривер» (англ.)русск. (тип «Балтимор»). После реконструкции они должны были стать ракетными крейсерами CG-10, CG-11 и CG-12 соответственно. Со временем «Орегон» решено было заменить однотипным CA-123 «Олбани» (англ.)русск., поскольку последний находился в лучшем техническом состоянии. По той же причине «Фолл-Ривер» был заменён на однотипный CA-74 «Коламбус» (англ.)русск..

Первоначальные планы предполагали также конверсию CA-124 «Рочестер» (англ.)русск. типа «Орегон» и CA-130 «Бремертон» (англ.)русск. типа «Балтимор» в CG-13 и CG-14, однако, из-за высокой стоимости, реконструкция этих кораблей была аннулирована в пользу фрегатов специальной постройки.

Конструкция

При перестройке кораблей в ракетные крейсера, вся их прежняя артиллерия и большая часть броневой защиты были демонтированы с корпусов. Надстройки кораблей также были полностью демонтированы и заменены новыми, сконструированными (для уменьшения верхнего веса) из легких алюминиевых сплавов.

Модернизированные корабли имели своеобразный, легко узнаваемый силуэт. передней части корпуса возвышалась массивная, очень высокая прямоугольная надстройка, увенчанная антенной РЛС AN/SPS-30. Прямо перед надстройкой, на конических основаниях, располагалась группа из четырёх радаров носового ЗРК «Талос». основании носовой надстройки находился ангар, где зенитные ракеты снаряжались перед запуском.

По бокам от носовой надстройки располагались на выступах четыре радара AN/SPG-51, использовавшихся для наведения ЗРК «Тартар».

Прямо за носовой надстройкой была смонтирована высокая мачта-труба, служившая основанием для антенны трехкоординатной РЛС AN/SPS-48, навигационного радиолокатора AN/SPS-10 и комплекса антенн связи. Аналогичная по конструкции кормовая мачта-труба была увенчана вращающейся антенной РЛС обнаружения воздушных целей AN/SPS-43. промежутке между мачтами-трубами была установлена контейнерная ПУ ПЛУР ASROC.

По бокам от кормовой мачты-трубы были размещены два 127-мм орудия в барбетных установках, над которыми располагались оптические директоры артиллерийского огня.

Зенитное вооружение

Основным вооружением ракетных крейсеров типа «Олбани» являлся сверхдальнобойный зенитно-ракетный комплекс RIM-8 «Talos». Оснащенные прямоточными двигателями, ракеты комплекса обеспечивали поражение аэродинамических целей - в том числе сверхзвуковых - на расстоянии в 105-150 километров от корабля.

Две спаренные балочные пусковые установки Mk 12 располагались в носовой и кормовой части крейсера. Установки перезаряжались из расположенных в надстройке ангаров, куда подавались ракеты из подпалубного магазина. Перед подачей на пусковую, механики в ангаре вручную монтировали на ракетах крылья и стабилизаторы, хранившиеся отдельно для экономии места. Общая ёмкость каждого магазина составляла 52 ракеты, то есть боекомплект крейсера штатно состоял из 104 ракет RIM-8 «Талос». боекомплект включались как ракеты с конвенционными боевыми частями, так и с ядерными, равно как и модификации ракет для поражения наземных/надводных целей.

Ракеты «Талос» имели двойную систему управления: «осёдланный луч» на маршевом участке траектории, и полуактивное радиолокационное самонаведение на терминальном участке. Наведение ракет на цель осуществлялось с помощью двух групп радаров, в носовой и кормовой части. Каждая группа включала два радара AN/SPW-2, использовавшихся для управления ракетой на маршевом участке, и два радара AN/SPG-49, служивших для «подсветки» цели на терминальном участке. Вся процедура управления ракетой выполнялась с помощью СУО Mk 77, задействовавшей два компьютера для управления ракетой и вычисления траектории движения.

Для самообороны, крейсер также был оснащен зенитно-ракетным комплексом малого радиуса действия «Тартар». Две спаренные пусковые установки Mk 11, перезаряжавшиеся из вертикальных подпалубных барабанов, располагались по бокам от массивной носовой надстройки крейсера. Наведение ракет выполнялось с помощью четырёх радаров AN/SPG-51 (по два на каждый борт), выполнявших подсветку цели для полуактивных ГСН. Боекомплект системы составлял по 42 ракеты RIM-24 «Tartar» на установку. Таким образом, общий боезапас крейсеров типа «Олбани» состоял из 188 ракет, при этом могло одновременно сопровождаться восемь целей: четыре ЗРК «Талос», и ещё четыре (но не более двух на каждый борт) - ЗРК «Тартар».

Противолодочное вооружение

В центре корпуса, между мачтами-трубами, крейсера несли 8-зарядную пусковую установку противолодочного ракетного комплекса RUR-5 ASROC. Комплекс мог использоваться для поражения подводных лодок легкими противолодочными торпедами или глубинными ядерными зарядами на дистанции до 15-20 км. Перезарядка контейнерной пусковой осуществлялась через люки в кормовой надстройке.

Дополнительно, все крейсера несли по два трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата Mk32 (англ.)русск. для противолодочных торпед Mk46 (англ.)русск..

Противокорабельное вооружение

Первоначально, корабли типа «Олбани» вообще не несли специализированного противокорабельного вооружения. На стадии постройки, к первоначальному проекту были добавлены два 127-миллиметровых 38-калиберных орудия Mk-24 (англ.)русск. в открытых управляемых вручную установках, расположенные побортно у основания кормовой мачты-трубы крейсеров. Эти устаревшие короткоствольные орудия могли рассматриваться лишь как вспомогательное вооружение.

В то же время, хотя крейсера типа «Олбани» не несли специализированного противокорабельного вооружения, все три их ракетных комплекса- и «Талос» и «Тартар» и ASROC - штатно могли использоваться для стрельбы по надводным целям в пределах радиогоризонта. Энергия попадания пикирующей на скорости порядка 2,8 МаХа полуторатонной ракеты RIM-8 «Talos» была сравнима с энергией попадания снаряда главного калибра линкора, и даже без боевой части достаточна, чтобы потопить эсминец или тяжело повредить крупный корабль. С учётом же возможности применения ядерных боевых частей, «Талос» мог быть эффективно использован для уничтожения практически любых надводных кораблей, включая линкоры и тяжелые крейсера.

В 1980-х предполагалось оснастить крейсера ПКР «Гарпун», но по экономическим причинам проект не был реализован.

Стратегическое ударное вооружение

В средней части корабля было зарезервировано место под установку восьми шахт для ракет средней дальности «Поларис», однако в связи с успешным развёртыванием подводных лодок-ракетоносцев, от концепции вооружения надводных кораблей баллистическими ракетами отказались в середине 1959 года.

Авиационное вооружение

Крейсера типа «Олбани» имели лётную палубу для вертолёта в кормовой части: однако, ангар не был предусмотрен.

История службы

Все три корабля интенсивно использовались в 1960-х и 1970-х годах. «Чикаго» долгое время был флагманским кораблём 3-го флота на Тихом океане, «Олбани» выполнял аналогичные функции в 6-м флоте на Средиземном море. Оба эти корабля в конце 1960-х годов прошли модернизацию системы управления ракетами «Талос». «Коламбус» модернизацию не проходил, в 1976 году он был выведен из состава флота и утилизирован.

«Чикаго» и «Олбани» прослужили до 1980 года, когда их дальнейшая модернизация была признана нецелесообразной.

Фото

    Пуск ЗУР «Талос» и «Тартар» с крейсера «Олбани», 1963 год

    ПУ ЗРК «Талос» на крейсера «Коламбус», 1962

    Пуск ЗУР «Тартар» с крейсера «Коламбус», Средиземное море, 1965

    ПУ ПЛУР АСРОК на крейсере «Коламбус», 1962

    Крейсер «Коламбус»

    Крейсер «Олбани» перед реконструкцией, 1955

Состав серии

Корабль Исходный
тип
Верфь Заложен Спущен В строю Списан На слом
Albany (англ.)русск. CA-123
CG-10
«Орегон» Bethlehem
Boston
06.03.1944
01.1959
30.06.1945
15.06.1946
03.11.1962
30.06.1958
29.08.1980

12.08.1990
Chicago CA-136
CG-11
«Балтимор» Philadelphia
San Francisco
28.07.1943
01.07.1959
20.08.1944
10.01.1945
02.05.1964
01.11.1958
01.03.1980

24.10.1991
Columbus (англ.)русск. CA-74
CG-12
«Балтимор» Bethlehem
Puget Sound
28.06.1943
30.09.1959
30.11.1944
08.06.1945
01.12.1962
05.08.1959
31.01.1975

01.11.1977

В таблице содержится информация о кораблях до реконструкции (верхние строки) и после неё. графе «Верфь» указано место первоначальной постройки и место реконструкции. графе «заложен» даны даты закладки кораблей как артиллерийских крейсеров и даты начала реконструкции. графе «Списан» – даты вывода из состава флота перед реконструкцией и дата окончательного вывода в резерв.

Примечания

  1. Antony Preston. Сruisers: an Illustrated History. - PRC Publishing Ltd., 1980. - 194 p. - (Thr Military Book Club). - ISBN 7-164-35728-3..
  2. 1 2 Moore, John. Janes American Fighting Ships of the 20th Century. - BDD Promotional Books Company, 1991. - 320 p. - ISBN 0792456262, 978-0792456261..

Литература

  • James Charles Fahey. The ships and aircraft of the United States fleet, 1958. - 7th ed.. - Naval Institute Press, 1980. - 71 p. - ISBN 0870216465, 9780870216466...

Ссылки

  • RIM-24 Tartar Surface-to-Air Missile
  • RIM-8 Talos Surface-to-Air Missile
  • ASROC Anti-Submarine Rocket
  • CG10. NVR.
  • Albany. DANFS.
  • CG11. NVR.
  • Chicago. DANFS.
  • CG12. NVR.
  • Columbus. DANFS.
п·о·р ВМС США в послевоенный период

ракетные крейсера типа олбани сша

Ракетные крейсера типа «Олбани» Информацию О

Во второй половине ХХ века на карте мира появилось 180 независимых государств, однако из этого дикого разнообразия стран и народов, мощный океанский флот имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Например, никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры. Еще четыре европейские страны, ради поддержания былого статуса «морских держав», делали усилия по созданию собственных ракетных крейсеров, но все их попытки завершились постройкой единственного корабля с преимущественно американским вооружением и системами. «Корабли престижа», не более того.


Пионерами в области создания ракетных крейсеров были американцы – уже к концу 40-х годов их военная промышленность создала первые боеспособные ЗРК, пригодные для установки на корабль. В дальнейшем судьба ракетных крейсеров ВМС США определялась исключительно эскортными функциями в составе авианосных группировок; американские крейсера никогда не рассчитывались на серьезный морской бой с надводными кораблями.

Но особенно уважали ракетный крейсера в нашей стране: за время существования СССР на просторах Мирового океана появились десятки самых разных конструкций: тяжелые и легкие, надводные и подводные, с обычной или ядерной силовой установкой, существовали даже противолодочные крейсера и крейсера-авианосцы! Неслучайно ракетные крейсера превратились в главную ударную силу ВМФ СССР.

В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом.

О семи лучших ракетных крейсерах – всего лишь краткий экскурс в морскую историю, связанный с развитием этого уникального класса боевых кораблей. Автор не считает себя вправе расставлять какие-либо конкретные оценки и создавать рейтинг «лучших из лучших». Нет, это будет всего лишь рассказ о самых выдающихся конструкциях эпохи Холодной войны с указанием их известных достоинств, недостатков и интересных фактов, связанных с этими машинами смерти. Впрочем, характер подачи материала поможет читателю самостоятельно определить, кто из этой «великолепной семерки» все-таки достоин высшего пьедестала.

Ракетные крейсера типа «Олбани»

1944/1962 гг. Полное водоизмещение 17 500 тонн. Экипаж 1200 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 9000 миль (на 15 уз.).
Вооружение:
- ЗРК большой дальности Talos (2 ПУ, боезапас 104 ракеты);
- ЗРК малой дальности Tartar (2 ПУ, боезапас 84 зенитные ракеты);
- противолодочный ракетный комплекс ASROC (боезапас 24 ракетоторпеды);
- 8 межконтинентальных баллистических ракет «Полярис» (так и не были установлены);
- два универсальных орудия калибра 127 мм.


Три американских страшилища, перестроенные из тяжелых крейсеров Второй мировой. После первых успешных опытов с ракетным ВМС США решились на глобальную модернизацию артиллерийских крейсеров типа «Балтимор» - с кораблей демонтировали все вооружение, срезали надстройку и разворотили им внутренности. И вот, через 4 года, на морские просторы вышел невероятный «громила» с высоченной надстройкой и мачто-трубами, усеянными секретным радиоэлектронным оборудованием. О том, что этот корабль когда-то был тяжелым артиллерийским крейсером типа «Балтимор», напоминала лишь форма носовой оконечности.

Несмотря на свой уродливый облик, «Олбанская серия» крейсеров представляла собой крутые боевые корабли, способные обеспечить в ближней зоне качественную противовоздушную оборону авианосных соединений (по меркам тех лет) - дальность огня ЗРК Talos составляла более 100 км, а две сотни ракет на борту позволяли продолжительное время отбиваться от авиации противника.

Достоинства:

15-сантиметровый броневой пояс, доставшийся в наследство от тяжелого крейсера «Балтимор»,
- 8 РЛС управления огнем,
- большая высота установки радаров,

Недостатки:
- отсутствие ударного вооружения,
- надстройки из алюминиевых сплавов,
- архаичная, в целом, конструкция.



Тяжелый артиллерийский крейсер типа "Балтимор" - вот так выглядели "Олбанские крейсера" до модернизации


Ракетные крейсера типа «Белкнап»

1964 г. Полное водоизмещение 8 000 тонн. Экипаж 380 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 7000 миль (на 20 уз.).
Вооружение:
- универсальная пусковая установка Мk.10 (80 зенитных и противолодочных ракет);
- автоматизированная артиллерийская установка Mk.42 калибра 127 мм;
- 3 беспилотных противолодочных вертолета DASH (впоследствии заменены на обычный вертолет SH-2 «Си Спрайт»);
- два вспомогательных орудия калибра 76 мм (впоследствии заменены на зенитные автоматы «Фаланкс»);
- 8 противокорабельных ракет «Гарпун» (добавлены после модернизации в начале 1980-х).


Серия из 9 легких эскортных крейсеров, на которых возлагались большие надежды – уже при рождении крейсера типа «Белкнап» получили универсальный комплекс морского оружия, в том числе оригинальную компьютеризированную БИУС, беспилотные вертолеты и новую подкилевую гидроакустическую станцию AN/SQS-26, будто бы способную услышать винты советских лодок за десятки миль от борта корабля.

В чем-то корабль себя оправдал, в чем-то нет, например, дерзкий проект беспилотного вертолета DASH оказался малопригоден для реального применения в открытом море – слишком несовершенны были системы управления. Пришлось расширять ангар и вертолетную площадку под базирование полноценного противолодочного вертолета.
Примечательно, что после недолгого исчезновения, на корабль вновь вернулись орудия калибра 127 мм – полностью отказываться от артиллерии американские моряки так и не решились.

В 60…70-е годы крейсера этого типа регулярно патрулировали у побережья Вьетнама, обстреливая зенитными ракетами северовьетнамские МиГи, неосторожно залетевшие в зону поражения крейсеров. Но прославился «Белкнап» отнюдь не ратными подвигами – в 1975 году головной корабль этого типа был раздавлен в Средиземном море авианосцем «Джон Кеннеди».

Крейсеру дорого обошлась его навигационная ошибка – полетная палуба авианосца буквально «срезала» все надстройки, а сверху на искореженные останки корабля обрушился керосиновый ливень из разорванных топливных магистралей авианосца. Последовавший затем восьмичасовой пожар полностью уничтожил крейсер. Восстановление «Белкнапа» было чисто политическим решением, иначе столь глупая гибель корабля могла подорвать престиж ВМС США.

Достоинства «Белкнапа»:
- компьютеризированная боевая информационно-управляющая система NTDS;
- наличие на борту вертолета;
- малые размеры и стоимость.

Недостатки:
- единственная пусковая установка, выход из строя которой оставлял корабль по существу безоружным;
- пожароопасные алюминиевые надстройки;
- отсутствие ударного вооружения (что, впрочем, продиктовано назначением крейсера).



Сгоревший "Белкнап"

Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный»)

1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек.
Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.).
Вооружение:
- противокорабельный комплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР);
- ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет);
- два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм;
- 6 торпед калибра 533 мм;
- 2 х 12 реактивные пусковые установки РБУ-6000;
- вертолетная площадка


Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами.
Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему!

В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета…
Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км).

Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным «сюрпризом».

Достоинства:
- исключительно высокое насыщение огневыми средствами;
- великолепный дизайн.

Недостатки:
Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца.
- малая дальность плавания;
- слабая ПВО;
- несовершенные системы управления оружием;
- пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.


Морская мощь СССР

Ракетный крейсер «Лонг Бич»

1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек.
Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль.
Вооружение:
- ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты)
- ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты)
- противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды)
- два универсальных орудия калибра 127 мм;
- два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).


Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой.

Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо.

Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения!
Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.


«Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»).

Достоинства «Лонг Бич»:
- неограниченная автономность по запасам топлива;
- радары с ФАР;
- универсальность.

Недостатки:
- чудовищная стоимость;
- меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.

Тяжелый атомный ракетный крейсер пр. 1144.2 (шифр «Орлан»)

1998 г. Полное водоизмещение 26 000 тонн. Экипаж 635 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – не ограничена запасами топлива.
Вооружение:
- противокорабельный комплекс «Гранит» (20 ПУ, боезапас 20 ракет);
- ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» (6 ПУ, боезапас 48 ракет);
- ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет);
- ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет);
- противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед);

- 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»;
- три реактивных бомбомета;
- три вертолета.


Для сравнения был выбран ТАВКР «Петр Великий» - последний и самый совершенный из тяжелых атомных ракетных крейсеров типа «Орлан». Настоящий Имперский крейсер с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России.

Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос.

Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира.

По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя.

Как и в случае с американским «Лонг Бич», при обсуждении «Орлана» часто звучит мнение об адекватности создания такого Чуда. Во-первых, для уничтожения АУГ привлекательнее выглядят атомные подводные ракетоносцы пр. 949А. Скрытность и защищенность субмарины больше на порядок, стоимость меньше, при этом залп 949А – 24 ракеты «Гранит».

Во-вторых, 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину.
Кстати, парадоксальное совпадение, белоголовый орлан – национальная эмблема США!


Ракетный крейсер типа «Тикондерога»

1986 г. Полное водоизмещение 10 000 тонн. Экипаж 390 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 20 уз.).
Вооружение:
- 122 вертикальные пусковые установки Mk.41 (запуск практически всех типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США, за исключением баллистических ракет подводного базирования);
- 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
- две облегченные универсальные артиллерийские системы Mk.45 калибра 127 мм;
- шесть противолодочных торпед калибра 324 мм;
- два зенитных автомата «Фаланкс»;
- две автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 мм.


«Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» - «Берегись адмирал Горшков: Иджис - в море!» - именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога» - неказистый снаружи корабль, с современнейшей электронной начинкой.
Для сравнения был выбран крейсер CG-52 «Банкер Хилл» - головной корабль второй серии «Тикондерог», оснащенных УВП Mk.41.

Продуманный до мелочей современный корабль с уникальными системами управления огнем. Крейсер по-прежнему ориентирован на обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, однако может самостоятельно наносить массированные удары по берегу с помощью крылатых ракет «Томагавк», количество которых на борту может достигать сотни единиц.

Изюминка крейсера – боевая информационно-управляющая система «Иджис». Вкупе с неподвижными фазированными полотнищами радара AN/SPY-1 и 4 радарами управления огнем, компьютеры корабля способны одновременно отслеживать до 1000 воздушных, надводных, и подводных целей, при этом проводить их автоматическую селекцию и, в случае необходимости, атаковать 18 наиболее опасных объектов. При этом энергетические возможности AN/SPY-1 таковы, что крейсер способен обнаруживать и атаковать даже точечные быстродвижущиеся цели на низкой околоземной орбите.

Достоинства «Тикондероги»:
- невиданная прежде универсальность при минимальных затратах;
- огромная ударная мощь;
- возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах;

Недостатки «Тикондероги»:
- ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля;
- широкое применение алюминия в конструкции крейсера.


Ракетный крейсер пр. 1164 (шифр «Атлант»)

1983 г. Полное водоизмещение 11 500 тонн. Экипаж 510 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 18 уз.).
Вооружение:
- противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» (8 спаренных ПУ, боезапас 16 ракет);
- зенитный ракетный комплекс С-300Ф «Форт» (8 барабанных ПУ, боезапас 64 ракеты);
- два зенитных ракетных комплекса малой дальности «Оса-МА» (2 балочных ПУ, боезапас 40 ракет);
- противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 10 ракетоторпед);
- одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм;
- три батареи автоматических зениток АК-630 (всего 6 орудий + 3 РЛС управления огнем);
- два реактивных бомбомета;
- противолодочный вертолет и ангар для его длительного хранения.


При в 2,25 раза меньшем водоизмещении, чем огромный атомный «Орлан», крейсер «Атлант» сохраняет 80% его ударной мощи и до 65% его зенитного вооружения. Другими словами, вместо постройки одного суперкрейсера «Орлан», можно построить два «Атланта»!
Два ракетных крейсера «Атлант», это, между прочим, 32 сверхзвуковые ПКР «Вулкан» и 128 зенитных ракет С-300Ф. А также 2 вертолетные площадки, 2 артиллерийские установки АК-130, два радара «Фрегат» и две гидроакустические станции. И это все вместо одного «Орлана»! Т.е. напрашивается очевидный вывод – ракетный крейсер пр. 1164 и есть та самая «золотая середина» между размерами, стоимостью и боевыми возможностями корабля.

Даже несмотря на общее моральное и физическое устаревание этих крейсеров, заложенный в них потенциал настолько высок, что позволяет «Атлантам» до сих пор действовать на равных с самыми современными зарубежными ракетными крейсерами и эсминцами УРО.
Например, не имеющий аналогов комплекс С-300Ф – даже современные зенитные ракеты ВМС США, ввиду ограниченных размеров стандартных ячеек УВП Mk.41, уступают по энергетическим характеристикам ракетам комплекса «Форт» (проще говоря – они вдвое легче и вдвое медленнее).

Что ж, остается пожелать, чтобы легендарный «оскал социализма» как можно чаще модернизировался и как можно дольше оставался на боевой службе.

Достоинства «Атланта»:
- сбалансированная конструкция;
- отличная мореходность;
- ракетные комплекс С-300Ф и П-1000.

Недостатки:
- единственная РЛС управления стрельбой комплекса С-300Ф;
- отсутствие современных ЗРК самообороны;
- чрезмерно сложная конструкция ГТУ.


Мальтийский закат, ноябрь 1989 г. Видна корма крейсера "Слава", на переднем плане - носовая оконеченность крейсера "Белкнап"

Во второй половине ХХ века на карте мира появилось 180 независимых государств, однако из этого дикого разнообразия стран и народов, мощный океанский флот имелся только у двух сверхдержав – Советского Союза и США. Например, никто, кроме нас и американцев, массово не строил ракетные крейсеры. Еще четыре европейские страны, ради поддержания былого статуса «морских держав», делали усилия по созданию собственных ракетных крейсеров, но все их попытки завершились постройкой единственного корабля с преимущественно американским вооружением и системами. «Корабли престижа», не более того.

Пионерами в области создания ракетных крейсеров были американцы – уже к концу 40-х годов их военная промышленность создала первые боеспособные ЗРК, пригодные для установки на корабль. В дальнейшем судьба ракетных крейсеров ВМС США определялась исключительно эскортными функциями в составе авианосных группировок; американские крейсера никогда не рассчитывались на серьезный морской бой с надводными кораблями.

Но особенно уважали ракетный крейсера в нашей стране: за время существования СССР на просторах Мирового океана появились десятки самых разных конструкций: тяжелые и легкие, надводные и подводные, с обычной или ядерной силовой установкой, существовали даже противолодочные крейсера и крейсера-авианосцы! Неслучайно ракетные крейсера превратились в главную ударную силу ВМФ СССР. В общем смысле, понятие «советский ракетный крейсер» подразумевало крупный многоцелевой надводный корабль с мощным противокорабельным ракетным комплексом.

История о семи лучших ракетных крейсерах – всего лишь краткий экскурс в морскую историю, связанный с развитием этого уникального класса боевых кораблей. Автор не считает себя вправе расставлять какие-либо конкретные оценки и создавать рейтинг «лучших из лучших». Нет, это будет всего лишь рассказ о самых выдающихся конструкциях эпохи Холодной войны с указанием их известных достоинств, недостатков и интересных фактов, связанных с этими машинами смерти. Впрочем, характер подачи материала поможет читателю самостоятельно определить, кто из этой «великолепной семёрки» всё-таки достоин высшего пьедестала.

Ракетный крейсер типа «Олбани»

1944-1962 гг. Полное водоизмещение 17 500 тонн. Экипаж 1200 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 9000 миль (на 15 уз.).
Вооружение:
— ЗРК большой дальности Talos (2 ПУ, боезапас 104 ракеты);
— ЗРК малой дальности Tartar (2 ПУ, боезапас 84 зенитные ракеты);
— противолодочный ракетный комплекс ASROC (боезапас 24 ракето-торпеды);
— 8 межконтинентальных баллистических ракет «Полярис» (так и не были установлены);
— два универсальных орудия калибра 127 мм.

Три американских страшилища, перестроенные из тяжелых крейсеров Второй мировой. После первых успешных опытов с ракетным оружием ВМС США решились на глобальную модернизацию артиллерийских крейсеров типа «Балтимор» — с кораблей демонтировали все вооружение, срезали надстройку и разворотили им внутренности. И вот, через 4 года, на морские просторы вышел невероятный «громила» с высоченной надстройкой и мачто-трубами, усеянными секретным радиоэлектронным оборудованием. О том, что этот корабль когда-то был тяжелым артиллерийским крейсером типа «Балтимор», напоминала лишь форма носовой оконечности.

Несмотря на свой уродливый облик, «Олбанская серия» крейсеров представляла собой крутые боевые корабли, способные обеспечить в ближней зоне качественную противовоздушную оборону авианосных соединений (по меркам тех лет) — дальность огня ЗРК Talos составляла более 100 км, а две сотни ракет на борту позволяли продолжительное время отбиваться от авиации противника.

Достоинства «Олбани»:
— 15-сантиметровый броневой пояс, доставшийся в наследство от тяжелого крейсера «Балтимор»,
— 8 РЛС управления огнем,
— большая высота установки радаров.

Недостатки «Олбани»:
— отсутствие ударного вооружения,
— надстройки из алюминиевых сплавов,
— архаичная, в целом, конструкция.

Ракетный крейсер типа «Белкнап»

1964 г. Полное водоизмещение 8 000 тонн. Экипаж 380 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 7000 миль (на 20 уз.).
Вооружение:
— универсальная пусковая установка Мk.10 (80 зенитных и противолодочных ракет);
— автоматизированная артиллерийская установка Mk.42 калибра 127 мм;
— 3 беспилотных противолодочных вертолета DASH (впоследствии заменены на обычный вертолет SH-2 «Си Спрайт»);
— два вспомогательных орудия калибра 76 мм (впоследствии заменены на зенитные );
— 8 противокорабельных ракет «Гарпун» (добавлены после модернизации в начале 1980-х).

Серия из 9 легких эскортных крейсеров, на которых возлагались большие надежды – уже при рождении крейсера типа «Белкнап» получили универсальный комплекс морского оружия, в том числе оригинальную компьютеризированную БИУС, беспилотные вертолеты и новую подкилевую гидроакустическую станцию AN/SQS-26, будто бы способную услышать винты советских лодок за десятки миль от борта корабля.

В чем-то корабль себя оправдал, в чем-то нет, например, дерзкий проект беспилотного вертолета DASH оказался малопригоден для реального применения в открытом море – слишком несовершенны были системы управления. Пришлось расширять ангар и вертолетную площадку под базирование полноценного противолодочного вертолета.

Примечательно, что после недолгого исчезновения, на корабль вновь вернулись орудия калибра 127 мм – полностью отказываться от артиллерии американские моряки так и не решились.

В 60…70-е годы крейсера этого типа регулярно патрулировали у побережья Вьетнама, обстреливая зенитными ракетами северовьетнамские МиГи, неосторожно залетевшие в зону поражения крейсеров. Но прославился «Белкнап» отнюдь не ратными подвигами – в 1975 году головной корабль этого типа был раздавлен в Средиземном море авианосцем «Джон Кеннеди».

Крейсеру дорого обошлась его навигационная ошибка – полетная палуба авианосца буквально «срезала» все надстройки, а сверху на искореженные останки корабля обрушился керосиновый ливень из разорванных топливных магистралей авианосца. Последовавший затем восьмичасовой пожар полностью уничтожил крейсер. Восстановление «Белкнапа» было чисто политическим решением, иначе столь глупая гибель корабля могла подорвать престиж ВМС США.

Достоинства «Белкнап»:
— компьютеризированная боевая информационно-управляющая система NTDS;
— наличие на борту вертолета;
— малые размеры и стоимость.

Недостатки «Белкнап»:
— единственная пусковая установка, выход из строя которой оставлял корабль по существу безоружным;
— пожароопасные алюминиевые надстройки;
— отсутствие ударного вооружения (что, впрочем, продиктовано назначением крейсера).

Ракетный крейсер проекта 58 «Грозный»

1962 г. Полное водоизмещение 5 500 тонн. Экипаж 340 человек.
Полный ход – 34 узла. Дальность плавания – 3500 миль (на 18 уз.).
Вооружение:
— противокорабельный косплекс П-35 (2 ПУ, боезапас 16 ПКР);
— ЗРК малой дальности М-1 «Волна» (16 зенитных ракет);
— два автоматических спаренных орудия калибра 76 мм;
— 6 торпед калибра 533 мм;
— 2 х 12 реактивные пусковые ;
— вертолетная площадка

Любимый корабль Никиты Хрущева. Маленький советский крейсер с колоссальной для своих размеров ударной мощью. Первый в мире боевой корабль, оснащенный противокорабельными ракетами. Даже невооруженным взглядом заметно, насколько малыш был перегружен оружием – согласно планам тех лет, «Грозному» предстояло практически в одиночку нести вахты в дальних широтах Мирового океана. Мало ли какие задачи могут возникнуть перед советским крейсером – «Грозный» должен быть готов ко всему!

В результате на борту корабля появился универсальный комплекс оружия, способный бороться с любыми воздушными, надводными и подводными целями. Очень высокая скорость хода – 34 узла (более 60 км/ч), универсальная артиллерия, оборудование для приема вертолета…

Но особенно впечатлял противокорабельный комплекс П-35 – восемь четырехтонных болванок, способных в любой момент сорваться с направляющих и унестись за горизонт на сверхзвуковой скорости (дальность стрельбы – до 250 км). Несмотря на сомнения в возможностях дальнего целеуказания для П-35, мощное радиоэлектронное противодействие и зенитный огонь со стороны американских АУГ, крейсер представлял смертельную угрозу для любой эскадры противника – одна из четырех ракет каждой пусковой установки была с мегатонным ядерным «сюрпризом».

Достоинства «Грозного»:
— исключительно высокое насыщение огневыми средствами;
— великолепный дизайн.

Недостатки «Грозного»:
Большинство недостатков «Грозного» было так или иначе связано с желанием конструкторов разместить максимум оружия и систем в ограниченном корпусе эсминца.
— малая дальность плавания;
— слабая ПВО;
— несовершенные системы управления оружием;
— пожароопасная конструкция: алюминиевая надстройка и синтетическая отделка внутренних помещений.

Ракетный крейсер «Лонг Бич»

1961 г. Полное водоизмещение 17 000 тонн. Экипаж 1160 человек.
Полный ход – 30 узлов. Дальность плавания – 360 000 миль.
Вооружение:
— ЗРК средней дальности Terrier (2 ПУ, боезапас 102 ракеты)
— ЗРК большой дальности Talos (1 ПУ, боезапас 52 ракеты)
— противолодочный ракетный комплекс АSRОС (боезапас 24 ракетоторпеды)
— два универсальных орудия калибра 127 мм;
— два зенитных автомата «Фаланкс», 8 ПКР «Гарпун», 8 КР «Томагавк» (модернизация в начале 1980-х).

Первый в мире атомный крейсер, несомненно, достоин упоминания в списке лучших кораблей ХХ века. По совместительству, «Лонг Бич» стал первым в мире ракетным крейсером специализированной постройки – все предшествующие конструкции (ракетные крейсера типа «Бостон» и т.д.) были всего лишь импровизацией на базе артиллерийских крейсеров Второй мировой.

Корабль получился шикарный. Три ракетных системы различного назначения. Необычная «коробчатая» форма главной надстройки, продиктованная установкой фазированных радаров SCANFAR, тоже уникальных радиотехнических систем своего времени. Наконец, ядерное сердце крейсера, позволявшее повсюду сопровождать атомный авианосец «Энтерпрайз», для взаимодействия с которым и создавалось это чудо.

Однако за все это было заплачена невероятная цена – 330 миллионов долларов (около 5 млрд. по нынешнему курсу!), кроме того, несовершенство ядерных технологий не позволило в 50-е годы создать компактную ЯСУ необходимой мощности – крейсер стремительно «разрастался» в размерах, достигнув, наконец, 17 тысяч тонн. Слишком много для корабля сопровождения!

Вдобавок выяснилось, что «Лонг Бич» не имеет возможности реализовать свое преимущество на практике. Во-первых, автономность корабля ограничена не только запасами топлива. Во-вторых, в свите авианосца находилось множество кораблей с обычными силовыми установками, что затрудняло быстрое движение атомного крейсера.

«Лонг Бич» честно прослужил 33 года. За это время он оставил за кормой миллион морских миль, успев при этом повоевать во Вьетнаме и Ираке. Ввиду своей исключительной сложности и стоимости, он так и остался одиноким «белым слоном» флота, однако, оказал немалое влияние на развитие мирового кораблестроения (в том числе на рождение нашего следующего «героя»).

Достоинства «Лонг Бич»:
— неограниченная автономность по запасам топлива;
— радары с ФАР;
— универсальность.

Недостатки «Лонг Бич»:
— чудовищная стоимость;
— меньшая живучесть по сравнению с обычными крейсерами.

Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144.2 «Орлан»

1998 г. Полное водоизмещение 26 000 тонн. Экипаж 635 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – не ограничена запасами топлива.
Вооружение:
— противокорабельный (20 ПУ, боезапас 20 ракет);
— ЗРК большой дальности С-300Ф «Форт» (6 ПУ, боезапас 48 ракет);
— ЗРК большой дальности С-300ФМ «Форт-М» (6 ПУ, боезапас 46 ракет);
— ЗРК малой дальности «Кинжал» (12 ПУ, боезапас 128 ракет);
— противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 20 ракетоторпед);

— 6 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик»;
— три реактивных бомбомета;
— три вертолета.

Для сравнения был выбран ТАВКР «Петр Великий» — последний и самый совершенный из тяжелых атомных . Настоящий Имперский крейсер с потрясающим набором оружия – на его борту собран весь спектр систем, стоящих на вооружении ВМФ России.

Теоретически, в бою один на один, «Орлану» нет равных среди всех кораблей мира – огромный океанский киллер сможет разобраться с любым противником. На практике ситуация выглядит гораздо интереснее – тот противник, против которого создавались «Орланы», по одиночке не ходит. Что ожидает «Орлан» в реальном бою с авианосцем и его эскортом из пяти ракетных крейсеров? Славные Гангут, Чесма или страшный Цусимский погром? Никто не знает ответ на этот вопрос.

Появление первого «Орлана» в 1980 году немало взбудоражило весь мир – помимо циклопических размеров и богатырской стати, советский тяжелый крейсер стал первым в мире боевым кораблем с подпалубными системами вертикального запуска. Немало страхов вызвал зенитный комплекс С-300Ф – ничего подобного в то время просто не существовало ни в одной стране мира.

По факту, первым кораблем с установленным экспериментальным комплексом С-300Ф был БПК «Азов». Кроме того, направляющие С-300Ф установлены не совсем вертикально, а под углом 5° к нормали во избежание падения ракеты на палубу при отказе стартового двигателя .

Как и в случае с американским «Лонг Бич», при обсуждении «Орлана» часто звучит мнение об адекватности создания такого Чуда. Во-первых , для уничтожения АУГ привлекательнее выглядят атомные подводные ракетоносцы пр. 949А. Скрытность и защищенность субмарины больше на порядок, стоимость меньше, при этом залп 949А – 24 ракеты «Гранит».

Во-вторых , 26 тыс. тонн водоизмещения – прямое следствие наличия ядерных реакторов, которые не дают никаких реальных преимуществ, лишь зря занимая пространство, усложняя обслуживание и ухудшая живучесть корабля в бою. Можно предположить, что без ЯСУ водоизмещение «Орлана» уменьшилось бы наполовину.

Кстати, парадоксальное совпадение, белоголовый орлан – национальная эмблема США!

Ракетный крейсер типа «Тикондерога»

1986 г. Полное водоизмещение 10 000 тонн. Экипаж 390 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 20 уз.).
Вооружение:
— 122 вертикальные пусковые установки Mk.41 (запуск практически всех типов ракет, стоящих на вооружении ВМС США, за исключением баллистических ракет подводного базирования);
— 8 противокорабельных ракет «Гарпун»;
— две облегченные универсальные артиллерийские системы Mk.45 калибра 127 мм;
— шесть противолодочных торпед калибра 324 мм;
— два зенитных автомата «Фаланкс»;
— две автоматические пушки «Бушмастер» калибра 25 мм.

«Stand by admiral Gorshkov: «Aegis» - at sea!» — «Берегись адмирал Горшков: «Иджис» — в море!» — именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога» — неказистый снаружи корабль, с современнейшей электронной начинкой. Для сравнения был выбран крейсер CG-52 «Банкер Хилл» — головной корабль второй серии «Тикондерог», оснащенных УВП Mk.41.

Продуманный до мелочей современный корабль с уникальными системами управления огнем. Крейсер по-прежнему ориентирован на обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны авианосных соединений, однако может самостоятельно наносить массированные удары по берегу с помощью крылатых ракет «Томагавк», количество которых на борту может достигать сотни единиц.

Изюминка крейсера – боевая информационно-управляющая система . Вкупе с неподвижными фазированными полотнищами радара AN/SPY-1 и 4 радарами управления огнем, компьютеры корабля способны одновременно отслеживать до 1000 воздушных, надводных, и подводных целей, при этом проводить их автоматическую селекцию и, в случае необходимости, атаковать 18 наиболее опасных объектов. При этом энергетические возможности AN/SPY-1 таковы, что крейсер способен обнаруживать и атаковать даже точечные быстродвижущиеся цели на низкой околоземной орбите.

Достоинства «Тикондероги»:
— невиданная прежде универсальность при минимальных затратах;
— огромная ударная мощь;
— возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах.

Недостатки «Тикондероги»:
— ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля;
— широкое применение алюминия в конструкции крейсера.

Ракетный крейсер проекта 1164 «Атлант»

1983 г. Полное водоизмещение 11 500 тонн. Экипаж 510 человек.
Полный ход – 32 узла. Дальность плавания – 6000 (на 18 уз.).
Вооружение:
— противокорабельный ракетный комплекс П-1000 «Вулкан» (8 спаренных ПУ, боезапас 16 ракет);
— зенитный ракетный комплекс С-300Ф «Форт» (8 барабанных ПУ, боезапас 64 ракеты);
— два зенитных ракетных комплекса малой дальности «Оса-МА» (2 балочных ПУ, боезапас 40 ракет);
— противолодочный комплекс «Водопад» (боезапас 10 ракетоторпед);
— одна спаренная автоматизированная артиллерийская установка калибра 130 мм;
— три батареи (всего 6 орудий + 3 РЛС управления огнем);
— два реактивных бомбомета;
— противолодочный вертолет и ангар для его длительного хранения.

При в 2,25 раза меньшем водоизмещении, чем огромный атомный «Орлан», крейсер «Атлант» сохраняет 80% его ударной мощи и до 65% его зенитного вооружения. Другими словами, вместо постройки одного суперкрейсера «Орлан», можно построить два «Атланта»!

Два ракетных крейсера «Атлант», это, между прочим, 32 сверхзвуковые ПКР «Вулкан» и 128 зенитных ракет С-300Ф. А также 2 вертолетные площадки, 2 артиллерийские установки АК-130, два радара «Фрегат» и две гидроакустические станции. И это все вместо одного «Орлана»! То есть напрашивается очевидный вывод – ракетный крейсер пр. 1164 и есть та самая «золотая середина» между размерами, стоимостью и боевыми возможностями корабля .

Даже несмотря на общее моральное и физическое устаревание этих крейсеров, заложенный в них потенциал настолько высок, что позволяет «Атлантам» до сих пор действовать на равных с самыми современными зарубежными ракетными крейсерами и эсминцами УРО. Например, не имеющий аналогов комплекс С-300Ф – даже современные зенитные ракеты ВМС США, ввиду ограниченных размеров стандартных ячеек УВП Mk.41, уступают по энергетическим характеристикам ракетам комплекса «Форт» (проще говоря – они вдвое легче и вдвое медленнее).

Что же, остается пожелать, чтобы легендарный «оскал социализма» как можно чаще модернизировался и как можно дольше оставался на боевой службе.

Достоинства «Атланта»:
— сбалансированная конструкция;
— отличная мореходность;
— ракетные комплекс С-300Ф и П-1000.

Недостатки «Атланта»:
— единственная РЛС управления стрельбой комплекса С-300Ф;
— отсутствие современных ЗРК самообороны;
— чрезмерно сложная конструкция ГТУ.