Общие положения таможенной процедуры реимпорта. Таможенный реимпорт Декларация на товары реимпорт




Сфера применения таможенных процедур реимпорта и реэкспорта установлена в ТК ТС. Эти режимы имеют ряд особенностей, отличающих их друг от друга, а также иных операций, предусмотренных для грузов. Между тем таможенная процедура реимпорта и реэкспорта предполагает освобождение декларантов от обязанности уплачивать пошлины. Более того, эти режимы действуют без применения нетарифных регулирующих мер. Рассмотрим далее подробно содержание таможенной процедуры реимпорта.

Общая характеристика

Реимпорт – таможенная процедура, предполагающая ввоз груза, ранее вывезенного за пределы контрольной зоны в течение периода, установленного в ст. 293 ТК ТС. При этом предусмотрено освобождение от пошлин и налогов. Продукция, которая помещена под этот режим, приобретает статус груза таможенного союза. Исключением выступают объекты, определенные подп. 4 пункта первого 293 статьи ТК ТС, которые являются продуктами переработки, вывезенными за пределы контрольной зоны, согласно ст. 253 (п. 3) Кодекса.

Таможенная процедура реимпорта товаров: специфика

Груз помещается под рассматриваемый режим в стране-члене ТС, в которой они были оформлены по одной из предусмотренных в ТК схеме. На практике таможенная процедура "реимпорт" используется и в качестве операции, имеющей самостоятельное значение, и как завершающее звено ряда других режимов. Например, осуществлен вывоз груза за пределы контрольной зоны для постоянного их нахождения на другой территории. Вместе с тем могут возникнуть ситуации, когда ранее перемещенные объекты необходимо вернуть. Например, это может быть несоблюдение контрагентом условий контракта. В таком случае используется рассматриваемая таможенная процедура. Реимпорт при этом выступает как самостоятельная операция. Юридический статус объектов, которые были оформлены в соответствии с этим режимом, отличается тем, что они признаются как изделия, выпущенные в свободное обращение. Другими словами, они находятся в обороте на территории ТС без ограничений и запретов, предусмотренных в ТК.

Условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

Оформлению в соответствии с правилами, предусмотренными для рассматриваемого режима, подлежат ранее вывезенные грузы:

  1. Находящиеся на переработке вне контрольной зоны. Схема будет действовать, если эти объекты ввозятся в течение периода совершения с ними соответствующих операций и находятся в состоянии, не отличающемся от того, которое было до перемещения. При этом учитывается их нормальный износ или естественная убыль при надлежащей транспортировке, эксплуатации или хранении.
  2. Помещенные под режим экспорта или являющиеся продуктами переработки грузов, оформленных соответствующим образом. Они должны быть вывезены согласно правилам, установленным в ТК ТС.
  3. Помещенные под режим временного ввоза. При этом продукция должна поступить в течение отведенного в ТК ТС периода и находиться в таком же состоянии, что было до перемещения. При его оценке принимаются во внимание естественный износ и убыль при обеспечении надлежащего хранения, использования или транспортировки.

Дополнительно

Для объектов, которые помещены под режим экспорта или являлись продуктами переработки изделий, оформленных соответствующим образом, и вывезены согласно правилам реэкспорта, действуют специальные условия. Они предусматривают предоставление декларантом дополнительных документов. В ТК ТС установлено, что к указанным грузам применяется таможенная процедура "реимпорт" в течение трех лет с даты, следующей за днем их транспортировки через границу при вывозе. Кроме этого, продукция должна находиться в первоначальном состоянии, кроме изменений, возникших вследствие нормального износа либо естественной их убыли при надлежащей транспортировке, использовании и хранении. По решению специальной Комиссии ТС могут устанавливаться иные сроки помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта.

Документы, необходимые для соблюдения специальных правил

Уполномоченным сотрудникам подразделения ФТС предоставляются:

  1. Сведения, касающиеся обстоятельств вывоза грузов за пределы контрольной территории.
  2. Данные об операциях по ремонту объектов, если они проводились после перемещения.

В качестве подтверждающих документов выступают декларация, принятая при вывозе, а также бумаги, удостоверяющие дату транспортировки через границу.

Важный момент

Таможенная процедура "реимпорт" предусматривает зачет/возврат сумм пошлин, уплаченных ранее. При этом должно быть соблюдено правило. Груз должен быть помещен под рассматриваемый режим не позднее полугода с даты, которая идет за днем, в который он был помещен под процедуру экспорта.

Субъекты

В качестве декларанта может выступать гражданин, оформивший груз по правилам одного из предусмотренных в ТК ТС режима, по которым объекты были вывезены за пределы контрольной зоны. В Кодексе могут предусматриваться случаи, когда им может являться иное лицо. Порядок помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта действует при наличии у декларанта соответствующего разрешения.

Получение допуска

Разрешение на помещение объектов под режим реимпорта предоставляется уполномоченной инстанцией путем проставления соответствующей отметки "Выпуск разрешен". Для его получения субъект, который обладает правами декларанта, осуществляет оформление продукции путем заполнения ГТД в соответствии с правилами, предусмотренными для иностранных изделий, ввозимых на территорию ТС либо выпускаемых в свободное обращение.

Пакет необходимых бумаг

Вместе с грузовой декларацией в уполномоченный орган ФТС, согласно ст. 294 ТК ТС и приказу от 25.07.2007 г., субъект предоставляет:


Необходимо учесть, что указанные выше данные подтверждают соблюдение условий помещения грузов под режим реимпорта. При отсутствии документов контрольная служба может отказать в оформлении объектов.

Продление периода

Увеличение срока помещения груза под режим реимпорта свыше 3 лет с даты, идущей за днем пересечения им таможенной границы при вывозе с территории ТС, производится в отношении оборудования, предназначенного для строительства, добычи ископаемых, промышленного производства и используемого в иных аналогичных целях. Продление периода осуществляется по запросу заинтересованного субъекта. Письменное заявление составляется в произвольной форме. При этом в нем должны излагаться обстоятельства, в соответствии с которыми груз был вывезен с территории ТС. Запрос подается заблаговременно, не позже месяца до даты декларирования изделий. Рассмотрение мотивированного заявления осуществляется в тридцатидневный срок. Если декларант предоставил не все сведения и документы, требуемые для принятия решения, в течение 15 дней с даты получения запроса уполномоченное подразделение ФТС извещает субъекта об этом в письменной форме. После направления лицом недостающих бумаг заявление рассматривается 15 дней. Продление периода оформляется письмом. Оно отправляется заявителю и таможенному органу региона, в котором будет осуществляться декларирование. Уполномоченный орган может отказать лицу в продлении периода. В этом случае в письме указываются причины, по которым принято это решение.

Представляет собой специальный вид таможенного режима. При его осуществлении продукция отечественного производителя, вывезенная с российской территории, подлежит обратному ввозу. При этом должны соблюдаться установленные законодательством сроки. В большинстве случаев отсутствует удержание таможенных пошлин, налогов, других сборов. Кроме того, к данным операциям не применяются жесткие методы экономической политики. В свою очередь, таможенные службы считают продукцию, помещенную под режим реимпорта, выпущенной для свободного обращения.

Реимпорт является таможенной процедурой. Соответственно ее регламентирует Таможенный кодекс РФ. Данная процедура нашла широкое распространение при осуществлении внешнеэкономических операций. Это объясняется тем, что при определенных обстоятельствах требуется осуществить обратный ввоз товара, который ранее был вывезен за пределы таможенной территории страны. Предусмотрено два общих случая, в рамках которых необходимо осуществить реимпорт товаров. Он может быть как самостоятельной полноценной процедурой, так и завершающей частью какой-либо другой экономической операции.

Допустим, при экспорте продукции российская компания вывезла за пределы страны определенный товар. Он не подошел другой стороне, например, из-за несоответствия условиям контракта. Поэтому решил его вернуть. В этом случае российскому экспортеру необходимо осуществить обратный ввоз товара, или его реимпорт.

Если осуществлять ввоз предварительно вывезенного товара с применением всех таможенных процедур, то для экспортёра это будет экономически нецелесообразно. Это объясняется тем, что ему придется оплачивать все таможенные пошлины в полном объеме. Реимпорт значительно упрощает и удешевляет эту процедуру, так как не предусматривает каких-либо таможенных платежей и других сборов.

Вместе с тем при осуществлении процедуры реимпорта необходимо произвести возмещение налогов (и процентов с них) в том случае, если они не были уплачены при первоначальном экспорте товара. Такая ситуация возможна, например, при наличии определенных льгот на экспорт товаров. Так, некоторые ключевые России освобождены от уплаты экспортных пошлин. Однако при реимпорте российский экспортер теряет свое льготное положение и обязан заплатить таможенные пошлины на общих основаниях.

Итак, можно сделать вывод о том, что процедура реимпорта товаров осуществляется при отсутствии повторной выплаты таможенных пошлин и налогов при прохождении таможенной границы страны.

Под специализированный режим реимпорта могут быть помещены те товары, которые предварительно были помещены под другие таможенные режимы.


Процедура реимпорта применяется при соблюдении следующих случаев, предусмотренных законодательством РФ:

Присвоение товарам, подлежащим вывозу из России, статуса товаров для внутрироссийского использования;

Отнесение товаров, подлежащих реимпорту, к категории товаров, являющихся результатом переработки зарубежной продукции;

Соблюдение срока заявления товаров к применению режима реимпорта. Реимпорт возможно осуществить в течение трех лет с того момента, который следует за днем пересечения товаром границы страны при его вывозе за рубеж. Такая ситуация возможна, к примеру, для такой категории, как оборудование, которое применяется для строительства, добычи драгоценных металлов, промышленности, производства и т.п. В этом случае необходимо сделать запрос начальнику соответствующей таможенной службы одновременно с предоставлением деклараций, а также тех документов, которые подтверждают день пересечения продукцией границы России.

Нахождение товаров в кондиции, аналогичной моменту вывоза за пределы таможенной территории страны. Исключение составляют те изменения, которые произошли из-за естественного износа продукции.

Произведение уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и прочих платежей, которые обязательны для осуществления возврата в бюджет при осуществлении реимпорта.

Важно отметить тот факт, что если товары используются за пределами страны в целях извлечения экономической выгоды, то это не препятствует их помещению под процедуру реимпорта. Не мешает этому ремонт, техническое обслуживание товаров и другие аналогичные операции, позволяющее сохранить продукцию в надлежащем состоянии. Исключение в этом случае составляют: капитальный ремонт, модернизация, увеличение стоимости товаров.

Отдельно следует обозначить перечень тех документов, которые следует предоставить в таможенную службу для проведения процедуры реимпорта. Прежде всего, они должны содержать информацию об обстоятельствах первоначального экспорта товаров. К таким документам можно отнести:

Таможенную декларацию, которая была принята при экспорте товаров;

Документы, подтверждающие сам факт первоначального вывоза товара и , при которых он имел место;

Документацию, свидетельствующую о моменте пересечения товаром границы таможенного союза;

Информацию по ремонту товаров, произведённому за границей таможенного союза (если он имел место).

При этом обозначенные выше документы подлежат представлению в таможенный орган не позднее, чем за один месяц до процедуры декларирования товаров. Максимальный срок рассмотрения запроса составляет один месяц. В том случае, если были представлены не все требуемые в этом случае документы, то специализированный отдел таможенного контроля в течение пятнадцати суток направляет уведомление экспортеру.

Заключительным этапом реимпорта является выпуск товаров для внутреннего использования на территории страны.

Таким образом, возможность осуществления реимпорта продукции значительно облегчает жизнь экспортерам.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Статья 292. Содержание таможенной процедуры реимпорта

1. Реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории таможенного союза, ввозятся обратно на таможенную территорию таможенного союза в сроки, установленные статьей 293 настоящего Кодекса без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.

2. Товары, помещенные под таможенную процедуру реимпорта, приобретают статус товаров таможенного союза, за исключением товаров, указанных в подпункте 4) пункта 1 статьи 293 настоящего Кодекса, являющихся продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории таможенного союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 настоящего Кодекса.

Статья 293. Условия помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

1. Под таможенную процедуру реимпорта могут помещаться ранее вывезенные товары:

1) помещенные под таможенную процедуру экспорта либо являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, и вывезенные с таможенной территории таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта, если:

эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение 3 (трех) лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при вывозе с таможенной территории таможенного союза или в иной срок, установленный в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

эти товары находятся в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации);

таможенному органу представлены документы в соответствии со статьей 294 настоящего Кодекса;

2) помещенные под таможенную процедуру временного вывоза, если эти товары ввозятся в течение срока временного вывоза и находятся в том же состоянии за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации), а также изменений, которые допускаются в отношении таких товаров при их использовании в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;

3) помещенные под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если эти товары ввозятся в течение срока переработки и находятся в том же состоянии, в котором они были вывезены с таможенной территории таможенного союза, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации);

4) являющиеся продуктами переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, если целью переработки был безвозмездный (гарантийный) ремонт и эти товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в течение срока переработки, за исключением продуктов переработки товаров, при выпуске которых под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления учитывалось наличие дефекта (дефектов), явившегося (явившихся) причиной безвозмездного (гарантийного) ремонта этих товаров.

2. В отношении отдельных категорий товаров решением Комиссии таможенного союза могут быть установлены сроки, превышающие срок, указанный в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи.

3. При реимпорте возмещение, налогов и (или) процентов с них, когда суммы таких, налогов и (или) проценты в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории, производится в порядке и на условиях, установленных законодательством государств-членов таможенного союза.

При реимпорте возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров с таможенной территории не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза.

4. Декларантом таможенной процедуры реимпорта может выступать лицо, являвшееся декларантом одной из таможенных процедур, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с которой товары были вывезены с таможенной территории таможенного союза.

Таможенным законодательством таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом таможенной процедуры реимпорта может выступать иное лицо.

5. Товары помещаются под таможенную процедуру реимпорта в государстве-члене таможенного союза, в котором они были помещены под одну из таможенных процедур, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 294. Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта

1. Для помещения товаров под таможенную процедуру реимпорта декларант представляет в таможенный орган сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, а также сведения об операциях по ремонту товаров, если такие операции производились с товарами за пределами таможенной территории таможенного союза.

2. Для подтверждения сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, декларант представляет таможенную декларацию, принятую при вывозе товаров, и документы, подтверждающие дату перемещения товаров через таможенную границупри их вывозе.

Статья 295. Возврат (зачет) сумм вывозных таможенных пошлин

В отношении товаров, указанных в подпункте 1) пункта 1 статьи 293 настоящего Кодекса, помещенных под таможенную процедуру реимпорта, производится возврат (зачет) уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин, если указанные товары помещены под таможенную процедуру реимпорта не позднее 6 (шести) месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под таможенную процедуру экспорта.

Реимпорт товаров является одной из (ст. 202), и определяет для таможенных целей требования и условия пользования и распоряжения товарами на таможенной территории союза.
Реимпорт достаточно широко используется при осуществлении внешнеторговых операций, поскольку в целом ряде случаев возникает необходимость обратного ввоза ранее вывезенных с таможенной территории Таможенного союза товаров.
Следует иметь в виду, что действующая правовая база, регулирующая таможенные правоотношения в реимпорте, содержится в документах Таможенного союза и национальном законодательстве.
Нормы, регулирующие реимпорт, включены в главу 39 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК союза) и главу 36 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Реимпорт на практике используется как процедура, имеющая самостоятельное значение, и как процедура, которая завершает действие некоторых других процедур .
Так, таможенная процедура экспорта предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории союза с целью их постоянного нахождения вне союза. В то же время могут возникнуть обстоятельства, требующие возврата ранее вывезенных товаров, например несоблюдение условий контракта. В этом случае реимпорт можно рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку процедура экспорта завершается вывозом товаров.
Таможенная процедура переработки вне таможенной территории союза предусматривает вывоз товаров с целью их переработки в установленные сроки с последующим обратным ввозом продуктов переработки. Таким образом, обратный ввоз товаров завершает процедуру переработки вне таможенной территории союза и с точки зрения таможенного регулирования рассматривается как процедура реимпорта.
Содержанием таможенной процедуры временного вывоза является вывоз товаров Таможенного союза с использованием их в течение определенного времени вне таможенной территории союза. Обратный ввоз таких товаров на территорию союза будет сопровождаться процедурой реимпорта, который завершает временный вывоз товаров.
Ввоз ранее вывезенных товаров возможен с использованием таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, но в таком случае подлежали бы уплате ввозные таможенные пошлины, налоги с необходимостью соблюдения мер нетарифного регулирования, что не отвечало бы прежде всего экономическим интересам участников внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспорт товаров. Таможенная процедура реимпорта упрощает условия обратного ввоза товаров, освобождая декларанта от уплаты указанных платежей и соблюдения мер нетарифного регулирования.
В соответствии со статьей 292 ТК союза содержанием данной процедуры является обратный ввоз товаров, ранее вывезенных с таможенной территории союза, на указанную территорию с соблюдением сроков , установленных статьей 293 ТК союза, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под рассматриваемую процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза, исключение составляют товары, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 293 ТК союза, которые являются продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ТК союза. Данное исключение вызвано тем, что статья 253 ТК союза предусматривает возможность вывоза в процедуре переработки товаров вне таможенной территории союза товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот , налогов, что сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Необходимо добавить, что данные товары имеют статус иностранных товаров, остающихся под таможенным контролем после их выпуска для внутреннего потребления. Однако это не является препятствием для вывоза их с целью переработки вне таможенной территории союза, как это предусматривает статья 253 ТК союза.
Возврат таких товаров в виде продуктов переработки с использованием процедуры реимпорта не меняет их статуса, т.е. они остаются иностранными товарами, в противном случае изменение статуса вступало бы в противоречие с условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 210 ТК союза).
Правовое положение товаров, помещенных под процедуру реимпорта, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения , т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории союза без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.
Важным признаком содержания данной процедуры является, как уже указывалось, освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и применения мер нетарифного регулирования.
Помещение обратно ввозимых товаров в реимпорт сопровождается рядом условий, которые содержатся в статье 293 ТК союза.
Прежде всего указанная статья перечисляет таможенные процедуры, сопровождавшие вывоз товаров с таможенной территории союза, которые допускают впоследствии воспользоваться реимпортом. Такими процедурами выступают экспорт; переработка на таможенной территории, если вывозились продукты переработки; временный вывоз; переработка вне таможенной территории, если ввозятся товары, не подвергавшиеся операциям по переработке, либо продукты переработки товаров, которые вывозились с целью переработки для безвозмездного (гарантийного) ремонта.
Помещение товаров под реимпорт обусловливается соблюдением сроков возврата товаров на таможенную территорию союза.
Товары, вывезенные в процедуре экспорта или являвшиеся продуктами переработки товаров, помещенных под процедуру переработки на таможенной территории и затем вывезенные в процедуре реэкспорта, могут быть помещены под реимпорт, если указанные товары помещаются под данную процедуру в течение трех лет со дня, следующего за днем их перемещения через таможенную границу при их вывозе с таможенной территории союза, или в иной срок, установленный пунктом 2 статьи 293 ТК союза.
Пункт 2 статьи 293 ТК союза предусматривает возможность установления решением Комиссии Таможенного союза срока, превышающего три года. В целях реализации данного положения решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" определены категории товаров, для которых срок помещения под процедуру реимпорта может превышать срок, установленный ТК союза, куда входят товары, использующиеся для строительства, промышленного производства, добычи полезных ископаемых и других подобных целей, а также товары, вывезенные в процедуре экспорта, для обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств государств - членов Таможенного союза за пределами таможенной территории союза, в отношении которых в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза принято решение о продлении срока помещения этих товаров под процедуру реимпорта. Таким образом, в решении Комиссии определена цель вывоза товаров.
Порядок продления срока реимпорта товаров в рассматриваемом случае установлен ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ст. 286).
Для продления срока декларант не позднее 30 дней до дня декларирования товаров направляет мотивированный запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, т.е. в Федеральную таможенную службу. В запросе должны быть изложены обстоятельства вывоза товаров с приложением таможенной декларации , сопровождавшей вывоз товаров, а также документы :



Запрос рассматривается в срок не более 30 дней, при определенных условиях и более, например когда представлены не все необходимые документы. В таком случае запрос рассматривается в течение 15 дней со дня их представления.
Обращает на себя внимание положение статьи 286 Закона, в соответствии с которым решение о продлении срока реимпорта товаров принимает начальник структурного подразделения Федеральной таможенной службы, в компетенцию которого входят вопросы применения таможенных процедур, либо лицо, его замещающее.
Решение о продлении срока должно быть доведено до сведения декларанта и таможенного органа, в регионе деятельности которого будет производиться декларирование товаров в реимпорте. В связи с этим возникает вопрос: какой таможенный орган будет извещаться о принятом решении (РТУ, таможня, таможенный пост)?
Кроме процедур экспорта и переработки на таможенной территории, товары могут быть вывезены в процедуре временного вывоза, в этом случае они должны быть ввезены обратно в течение срока временного вывоза.
Товары, помещенные под процедуру переработки вне таможенной территории, должны быть ввезены обратно в течение срока переработки.
Еще одним условием для реимпорта является то, что обратно ввозимые товары должны находиться в неизменном состоянии, за исключением изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки, хранения и использования.
Свои особенности данное условие (неизменность состояния) имеет в отношении товаров, вывезенных в процедуре временного вывоза, которая допускает иные изменения при использовании товаров при временном вывозе.
Неизменность состояния не касается продуктов переработки товаров, вывезенных в процедуре переработки вне таможенной территории союза с целью безвозмездного (гарантийного) ремонта, поскольку при ремонте качество товара меняется, например неисправное изделие доводится до работоспособного состояния.
Требованием для реимпорта является необходимость представления таможенному органу документов, содержащих сведения об обстоятельствах вывоза товаров с таможенной территории союза . Такими документами являются таможенная декларация, принятая при вывозе товаров, а также документы:
1) подтверждающие обстоятельства вывоза товаров;
2) свидетельствующие о дате пересечения товарами таможенной границы союза;
3) содержащие сведения об операциях по ремонту товаров за пределами таможенной территории союза, если они производились.
Следует обратить внимание на то, что перечень документов ограничен. Представляется, что формулировка "документы, подтверждающие обстоятельства вывоза товаров" потребует дополнительных разъяснений, так как возникают вопросы, что следует понимать под такими документами: внешнеторговый контракт, лицензии, разрешения и т.д.?
Анализ условий помещения товаров под процедуру реимпорта делает необходимым более внимательно рассмотреть требование о неизменности состояния ввозимых товаров.
ТК союза принимает во внимание только изменения, вызванные естественным износом или убылью, произошедшими при нормальных условиях использования (эксплуатации) или транспортировки, хранения.
Следует отметить, что состояние товаров может измениться и при других обстоятельствах, например, при погрузке, выгрузке в результате неправильных действий товар был поврежден, в том числе до степени невозможности эксплуатации. Такие обстоятельства могут возникнуть до сдачи товара иностранному заказчику, т.е. перед поставщиком возникает обязанность поставить новый товар либо провести ремонтные операции по восстановлению поврежденного товара. Поврежденный товар нередко подлежит возвращению поставщику, так как в зависимости от характера повреждений выполнение восстановительных работ в ряде случаев возможно только на предприятии - изготовителе продукции.
При помещении такого товара под режим реимпорта необходимо соблюдение неизменности, в связи с чем возникнут соответствующие вопросы со стороны таможенных органов. Такие вопросы возникали при применении статьи 235 Таможенного кодекса Российской Федерации, которая также содержала требование о неизменности в той же редакции.
Возврат поврежденного товара можно осуществить в режиме выпуска для внутреннего потребления, на чем, как правило, настаивали таможенные органы, но тогда необходимы уплата таможенных пошлин, налогов, что приведет к дополнительным расходам, и соблюдение мер нетарифного регулирования.
Следует отметить, что Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (далее - Конвенция) учитывает рассматриваемое обстоятельство. Стандартное правило 4 главы 2 специального приложения B Конвенции устанавливает, что в реимпорте не должно быть отказано на том основании, что товары были использованы или повреждены либо пришли в негодность во время нахождения за рубежом, что отвечает интересам предприятий-изготовителей.
Особенностью рассматриваемой процедуры является то, что ее декларантом может быть лицо, выступавшее декларантом одной из процедур, сопровождавших вывоз товаров с таможенной территории союза. В то же время пункт 4 статьи 293 ТК союза устанавливает, что таможенным законодательством Таможенного союза могут быть установлены случаи, когда декларантом процедуры реимпорта может выступать иное лицо. Остается только предполагать, почему такие случаи не перечислены, но поскольку такая формула в ТК союза имеется, то можно прийти к выводу, что они имеют место, тем более что Конвенция предусматривает возможность реимпорта, даже если товары реимпортируются иным лицом, нежели то, которое их экспортировало (специальное приложение B, глава 2, стандарт 3).
ТК союза ограничивает круг таможенных органов, в которые возможно подать декларацию о реимпорте, такая операция допускается в государстве - члене Таможенного союза, в котором они были помещены под одну из процедур, указанных выше.
Как уже указывалось, реимпорт осуществляется без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, но в то же время реимпорт предполагает возмещение налогов и процентов с них, когда суммы таких налогов в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, а также сумм иных налогов, субсидий и иных сумм, не уплаченных либо полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров.
Например, при экспорте товаров происходит освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, возможны какие-либо субсидии для поддержки экспорта, выплачиваемые экспортеру, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Таким образом, при реимпорте участник внешнеторговой деятельности возвращается в первоначальное положение.
ТК союза предусматривает два порядка возмещения таможенных пошлин, налогов и иных платежей. Возмещение ввозных таможенных пошлин, когда суммы таких пошлин в связи с вывозом товаров не уплачивались либо были возвращены, производится в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины возмещаются, например, когда обратно в реимпорте ввозятся продукты переработки товаров, помещенных ранее под процедуру переработки на таможенной территории и вывезенные в процедуре реэкспорта. Ввоз товаров на переработку на таможенной территории союза происходит без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки, поэтому обратный ввоз продуктов переработки влечет возмещение ввозных таможенных пошлин, налогов.
Возмещение налогов, субсидий и иных сумм производится в порядке и на условиях, которые установлены законодательством государств - членов Таможенного союза.
Статья 288 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" устанавливает, что при реимпорте подлежат уплате на счет Федерального казначейства, а в случаях, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза, на счет, определенный этим международным договором, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных сумм, о которых уже указывалось.
Ответственность за уплату указанных платежей возлагается на декларанта, причем рассматриваемые платежи должны быть уплачены до выпуска товаров в процедуре реимпорта.
Некоторые товары могут вывозиться в процедуре экспорта с уплатой вывозных таможенных пошлин. Обратный ввоз таких товаров предполагает возврат уплаченных сумм вывозных пошлин, который возможен, если товары, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 293 ТК союза, т.е. товары, помещенные под процедуру экспорта, и продукты переработки товаров, помещавшихся под переработку на таможенной территории союза, вывезенные в процедуре реэкспорта, помещены под реимпорт не позднее шести месяцев со дня, следующего за днем помещения таких товаров под процедуру экспорта. Обращает на себя внимание, что исчисление срока начинается не со дня пересечения товарами таможенной границы, а со дня их выпуска в экспорте.
Содержание положений, регулирующих процедуру реимпорта, вызывают вопросы: возможно ли помещение под данную процедуру части ранее вывезенного товара, допускается ли реимпорт в отношении товаров, уже помещенных под какую-либо таможенную процедуру после обратного ввоза на территорию союза и не перечисленных в пункте 1 статьи 293 ТК союза, например помещенных под процедуру таможенного склада или магазина беспошлинной торговли?

Реимпорт - таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенная процедура "реимпорт" находит широкое применение при осуществлении внешнеторговых операций. Правовое положение товаров, помещенных под рассматриваемую процедуру, характеризуется тем, что они выступают как товары, выпущенные для свободного обращения, т.е. товары находятся в обороте на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством.

Реимпорт на практике используется как процедура, имеющая самостоятельное значение, и как процедура, которая завершает действие некоторых других процедур.

Соответственно необходимо отметить, что товары, заявляемые к таможенной процедуре реимпорта, имеют таможенную предысторию, т.е. это товары, которые ранее как минимум однажды уже помещались под иную таможенную процедуру, например, в связи с их вывозом с таможенной территории. Таким образом, реимпортируемые товары характеризуются наличием "фискальной биографии", содержащей сведения об исполненных налоговых обязательствах и предоставленных налоговых льготах, связанных с выполнением условий помещения их под предыдущие таможенные процедуры и последствий пребывания в выбранном статусе.

Так, таможенная процедура экспорта предполагает вывоз товаров за пределы таможенной территории союза с целью их постоянного нахождения вне союза. В то же время могут возникнуть обстоятельства, требующие возврата ранее вывезенных товаров (несоблюдение условий контракта). В этом случае реимпорт можно рассматривать как самостоятельную процедуру, поскольку процедура экспорта завершается вывозомтоваров.

Таможенная процедура переработки вне таможенной территории союза предусматривает вывоз товаров с целью их переработки в установленные сроки с последующим обратным ввозом продуктов переработки. Таким образом, обратный ввоз товаров завершает процедуру переработки вне таможенной территории союза и с точки зрения таможенного регулирования рассматривается как процедура реимпорта.

Ввоз ранее вывезенных товаров возможен с использованием таможенной процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, но в таком случае подлежали бы уплате ввозные таможенные пошлины, налоги с необходимостью соблюдения мер нетарифного регулирования, что не отвечало бы прежде всего экономическим интересам участников внешнеторговой деятельности, осуществляющим экспорт товаров. Таможенная процедура реимпорта упрощает условия обратного ввоза товаров, освобождая декларанта от уплаты указанных платежей и соблюдения мер нетарифного регулирования.

В соответствии со статьей 292 ТК союза содержанием данной процедуры является обратный ввоз товаров, ранее вывезенных с таможенной территории союза, на указанную территорию с соблюдением сроков , установленных статьей 293 ТК союза, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Товары, помещенные под рассматриваемую процедуру, приобретают статус товаров Таможенного союза, исключение составляют товары, указанные в подпункте 4 пункта 1 статьи 293 ТК союза, которые являются продуктами переработки товаров, вывезенных с таможенной территории союза в соответствии с пунктом 3 статьи 253 ТК союза.

Данное исключение вызвано тем, что статья 253 ТК союза предусматривает возможность вывоза в процедуре переработки товаров вне таможенной территории союза товаров, помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин , налогов, что сопряжено с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами. Необходимо добавить, что данные товары имеют статус иностранных товаров, остающихся под таможенным контролем после их выпуска для внутреннего потребления. Однако это не является препятствием для вывоза их с целью переработки вне таможенной территории союза, как это предусматривает статья 253 ТК союза.Возврат таких товаров в виде продуктов переработки с использованием процедуры реимпорта не меняет их статуса, т.е. они остаются иностранными товарами, в противном случае изменение статуса вступало бы в противоречие с условиями помещения товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 210 ТК союза).

Заметим, что если обратно ввозимый товар является продуктом переработки иностранных товаров, помещавшихся ранее под процедуру "Переработка на таможенной территории", то указанное взаимодействие процедур распространяется на глубину более чем шаговой дальности. Следовательно, анализ особенностей налоговой процедуры реимпортируемых товаров должен проводиться при условии конкретизации начальных условий.