Модульная технология на уроках географии. Проекты и практический опыт в области применения икт на уроках географии Модули шапель география




Содержание темы Многообразие стран современного мира, их основные типы. Формирование политической карты. Особенности современного этапа. Основные формы государственного правления стран мира. Основные формы административно-территориального устройства стран мира. Политическая карта – это карта, которая отражает длительный исторический процесс развития общества.


Изменения на ПК Количественные Присоединение земель Территориальные потери или завоевания Объединение или распад государства Качественные Смена исторической формации Приобретение страной суверенитета Образование международных организаций Изменение формы государственного устройства Основные этапы формирования ПК


В мире более230 государств Каждая страна имеет свои особенности. Многообразие стран вызывает необходимость их сгруппировать по сходным признакам (типам). Типология стран зависит от того, какой признак положен в её основу. Типология стран мира по признакам Государственное устройство Географическое положение Индекс человеческого развития Площадь Население Уровень социально- экономического развития Национальный состав Форма правления






Страны по форме правления Самоуправляющиеся (суверенные государства) Содружество Республика Президентская Парламентарная Монархия Абсолютная Конституционная Теократическая Несамоуправляющиеся (зависимые государства) Колонии Протектораты Подмандатные территории Заморские департаменты


Монархия Республика Форма правления государства Монархия форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану…) и, как правило, передаётся по наследству. Республика - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (но не всегда) на определённый срок.. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками На ПК в мира насчитывается 30 монархий: 14 в Азии, 12 в Европе, 3 в Африке и 1 в Океании.


Содружество (до 1947 г. Британское Содружество наций) это объединение, членами которого являются Великобритания и более 50 стран, в основном входивших ранее в состав Британской империи. В 15 странах Содружества формально главой государства считается королева Великобритании (её представляет генерал-губернатор).


Государственное устройство Федераци я Унитарное Унитарные государства- управление страной ведется из единого центра (отсюда и название, происходящее от лат. unio - единение), в стране нет самостоятельных самоуправляемых образований. Федеративные государства имеют в своем составе самоуправляемые образования, наделенные широкими правами самоуправления. Действуют два уровня власти: центральная (федеральная) и местная. Конфедерация - это группа самостоятельных государств, заключивших временный договор, то есть объединившихся для решения каких-либо общих задач. Конфедерация


Типология стран по географическому положению Островные Полуостровные Архипелаги Приморские Внутриконти- нентальные Страны мира Япония Индонезия Новая Зеландия 2.Великобритания 3.Испания 4.Индия 5.Норвегия 6.Монголия 7.Боливия 8.Афганистан Канада США Бразилия


ВВП (валовой внутренний продукт) на душу населения - основной показатель Типология стран по ВВП Развитые Страны «большой семерки» Высокоразвитые страны Западной Европы Страны «переселенческого капитализма» Страны с переходной экономикой Развивающиеся «Ключевые» страны Новые индустриальные страны (НИС) Отстающие в развитии Нефтеэкспортирующие Наименее развитые Австрия Дания Швейцария Бельгия Норвегия Испания Португалия Нидерланды Австрия Дания Швейцария Бельгия Норвегия Испания Португалия Нидерланды Канада Австралия Новая Зеландия Норвегия ЮАР Израиль Канада Австралия Новая Зеландия Норвегия ЮАР Израиль Страны СНГ Страны Восточной Европы Монголия Китай Страны СНГ Страны Восточной Европы Монголия Китай Лидеры «третьего мира» в экономике и политике Индия Мексика Бразилия Индия Мексика Бразилия Уровень развития резко повысился за счет иностранных инвестиций Южная Корея Гонконг Сингапур Малайзия Таиланд Южная Корея Гонконг Сингапур Малайзия Таиланд Формируют свой капитал за счет притока «нефтедолларов» Саудовская Аравия Кувейт Катар ОАЭ Саудовская Аравия Кувейт Катар ОАЭ Отсталая экономика, ориентированная на экспорт сырья Колумбия Боливия Замбия Либерия Эквадор Колумбия Боливия Замбия Либерия Эквадор Преобладает потребительское сельское хозяйство, плохо развита обрабатывающая промышленность Бангладеш Афганистан Йемен Мали Чад Бангладеш Афганистан Йемен Мали Чад США Япония Германия Франция Италия Канада Великобритания США Япония Германия Франция Италия Канада Великобритания


При таком делении учитывается совокупность экономических показателей характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики уровень экономического развития уровень жизни населения При таком делении учитывается совокупность экономических показателей характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики уровень экономического развития уровень жизни населения Типология стран по уровню социально- экономического развития




Типология стран по национальному признаку С резким преобладанием одной нации Однонациональные Двунациональные Многонациональные Страны со сложным составом (Индия, Россия, Швейцария, Индонезия, Филиппины, многие страны Зап. и Южной Африки). Самый многонациональный район - Южная Азия, а самая многонациональная страна - Индия. Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай, Монголия, США, Австралийский Союз, Новая Зеландия и др. Основная народность составляет свыше 90%. Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т.к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар) Бельгия, Канада




Последние несколько лет Россия в этом рейтинге стабильно поднимается вверх: с 73-го места в 2007 году до 71-го в 2009-м и 65-го в Проблемой в России остается низкая продолжительность жизни (67,2 года.) и сравнительно небольшой объём внутреннего валового продукта на душу населения. Список стран с очень высоким ИЧР (2010) Условные знаки


Задания Задание 1. Задание 1. Распределите страны по площади в порядке убывания. Страна 1 Китай 2 США 3 Индия 4 Россия 5 Судан 6 Канада 7 Бразилия 8 Казахстан 9 Аргентина 10 Австралия Проверка 4, 6, 1, 2, 7, 10, 3, 9, 8, 5


Задания Задание 2. Задание 2. Распределите страны по численности населения в порядке убывания. Страна 1 Индия 2 США 3 Япония 4 Россия 5 Индонезия 6 Пакистан 7 Нигерия 8 Бангладеш 9 Китай 10 Бразилия Проверка 9, 1, 2, 5, 10, 6, 8, 7, 4,3


Задание 3. Задание 3. Выберите верные утверждения.ДаНет 1 Политическая карта окончательно сформировалась. 2 Количество развитых стран в Европе превышает количество развивающихся стран. 3 Самая многонациональная страна Индия. 4 Приобретение страной суверенитета-это качественное изменение на политической карте. 5 Большинство стран мира по форме правления относятся к монархиям. 6 Большинство монархий на современной политической карте мира находятся в Латинской Америке. 7 Наибольшее число беднейших стран расположено в Азии


Задание 4. Задание 4. Географический диктант. 1 Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу монарху и, как правило, передаётся по наследству. 2 Форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок. 3 Государство, имеющее в своем составе самоуправляемые образования, наделенные широкими правами самоуправления. 4 Государство, управление которой ведется из единого центра. В стране нет самостоятельных самоуправляемых образований. 5 Группа самостоятельных государств, заключивших временный договор, то есть объединившихся для решения каких-либо общих задач. 6 Политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внешних и внутренних делах. Монархия Республика Федерация Унитарное государство Суверенное государство Конфедерация


Задание 5. Задание 5. Распределите страны по группам. 1Ключевые 2Новые индустриальные страны 3Нефтедобывающие 4Наименее развитые 5«Большая семерка» 6Высокоразвитые страны Европы 7Страны с переходной экономикой 1.Бангладеш 2.Бразилия 3.Индия 4.Кувейт 5.Канада 6.Катар 7.Италия 8.Испания 9.Сингапур 10.Норвегия 11.Малайзия 12.Монголия 13.Китай 14.Чад 3,2 9, 11 6,4 1,14 5,7 8,10 12,13 Проверка


Задание 6. Задание 6. Установи соответствие между страной и столицей. Страна 1 Индия 2 США 3 Япония 4 Египет 5 Индонезия 6 Пакистан 7 Нигерия 8 Бангладеш 9 Китай 10 Бразилия Проверка 1ж,2д,3а,4и,5к,6в,7е,8б,9з,10г Столицаа Токио б Дакка в Исламабад г Бразилиа д Вашингтон е Абуджа ж Дели з Пекин и Каир к Джакарта


Практикум Задание 1. На основе «визитной карточки» стран на форзаце учебника составить систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира». Форма правленияФормы административно- территориального устройства Республики МонархииУнитарные государства Федеративные государства Конституцион- ные Абсолют- ные Теократи- ческие Проверка Форма правленияФормы административно- территориального устройства Республики МонархииУнитарные государства Федеративные государства Конституцион- ные Абсолют- ные Теократи- ческие Россия Франция США Бельгия Норвегия Япония Оман Саудовская Аравия ВатиканФранция Китай Египет Россия Индия США Задание 2. На контурной карте подписать государства и их столицы: первые десять стран по площади, численности населения, примеры стран по форме правления и государственному устройству, по уровню социально- экономического развития. Условные знаки можно использовать собственные. Образец Практикум




Сколько стран насчитывается в мире? Что такое типология стран? Какую карту называют политической? Назовите основные формы правления Какие бывают страны по государственному устройству? Более 230 стран. Монархия и республика. Унитарные, федеративные. Типология стран-деление стран на группы по определенным признакам. Политическая карта – это карта, которая отражает длительный исторический процесс развития общества. Вопросы


Самая большая по площади среди перечисленных стран-это а) США; б) Канада; в) Бразилия; г) Австралия; Из перечисленных стран страной-архипелагом является: а) Индия; б) Турция; в) Индонезия; г) Вьетнам; Какая группа стран не имеет выхода к морю? а) Болгария, Румыния; б) Швеция, Финляндия; в) Монголия, Афганистан; г) Турция, Иран; По форме правления республикой является: а) Швеция; б) Дания; в) Бельгия; г) Австрия; Абсолютной монархией является: а) Великобритания; б) Саудовская Аравия; в) Япония; г) Испания; Тесты


Выделите части света, где нет государств монархий: а) Африка; б) Азия; в) Америка; г) Европа; Какая из перечисленных стран относится к новым индустриальным странам? а) Индия; б) Бразилия; в) Мексика; г) Республика Корея; Какая из перечисленных стран относится к нефтеэкспортирующим? а) Греция; б) Иран; в) Индия; г) Аргентина; Какая из перечисленных стран относится к «ключевым» развивающимся странам: а) Бразилия; б)Канада; в) Ангола; г) Иран; Какая из перечисленных стран относится к странам переселенческого типа: а) ЮАР; б) Камерун; в) Колумбия; г)Марокко; Тесты Ответ: 1Б, 2В, 3В, 4Г, 5б,6В, 7Г, 8Б, 9А, 10А





Просмотреть на карте большего размера
Сайты моих коллег и друзей по Сети творческих учителей
Сеть творческих учителей в нашей биографии

Участиев сообществахпозволяетповысить ИКТ-компетентность от базовогоуровня до креативного, дает возможность быстро получить ответына интересующие вопросы. Свободное общение с педагогами из разных школ и регионов страныпомогаеткаждому учителю определиться -правильным ли путем он идет.Подчас живая беседа лучше любых курсов и семинаров, посещаемых учителями - практиками. Здесь сетевое сообщество выступает в качестве переговорной площадки, где быстро и продуктивно решаютсявопросы и проблемы, возникающиев процессе обучения и преподавания. Не говоря уже об экономии времениучителя, который имеет возможность в удобное для себявремя через сетевое взаимодействие найти необходимую ему информацию.

Профессиональные качества учителя зависят от готовности осваивать и использовать в своей работе новые методы, формы и средства обучения. Традиционно взаимодействие педагоговмежду собой происходит в очной форме (на конференциях, семинарах, курсах и т.п.), но вместе с активным развитием сети Интернет появляются и новые формы общения – сетевые, которыемогут оказать помощь вреализации профессионального роста.

Первыешагив Интернете начинаются с поиска определенной информации, необходимой учителю на данный момент. «Прыгая» с сайта на сайт,обязательно выйдешь на сетевые сообщества.

В нашем случае – этомеждународный портал " Сеть творческих учителей ",с которым каждая из нассотрудничала несколько лет.

В сообществе учителей географии возникла идея создания творческойгруппы «Уроки географии: от презентаций к интерактивным пособиям». Обучение в группе включала поэтапное выполнение определенных заданий по освоению технических приемов для создания интерактивных презентаций. Итоговой работой являлся интерактивный плакат по родному краю. В ходе обученияпроисходило общение по личной почте и в скайп - конференциях. Но самым главным, какмы считаем, являлось обязательное обсуждениеработна форуме. Часто «новички»обижались на замечания и предложения,нопо мере обучения понимали, что обсуждение работ – это необходимое условие профессионального роста. Именно благодаря совместному «разбору» работ происходил постоянныйобмен опытом, появлялось желание совершенствоваться. (отзывы)

Пройдя обучение и получив навыки по созданию интерактивных ресурсов, коллегине прекращали совместную работу, а продолжалисоздавать коллективныепроекты по созданию «Конструктора уроков географии» для разных курсов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебная информация и технология овладения ею. Любой модульный урок состоит из учебных элементов.

3 слайд

Описание слайда:

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. В модуле объединено: учебное содержание, целевой план действий и методическое руководство по достижению дидактических целей. Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение. Учитель перестает быть носителем информации, становясь консультантом.

4 слайд

Описание слайда:

Разработка инструкций модулей. Оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока. Управление учебно-позновательной деятельностью учащихся через модули. Уточнение модулей при практической работе с ними. Контроль и коррекция усвоение знаний, умений и навыков.

5 слайд

Описание слайда:

Учебный элемент (УЭ) Носитель учебной информации Указания ученику к применению Текстовой Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати Прочитай, выдели главное, составь конспект, ЛОК, таблицу, план и т.д. Картографический Атлас, настенные карты, планы, картосхемы Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т.д. Табличный Таблицы, графики, блок -диаграммы Определи, сравни, опиши динамику изменения и т.д. Иллюстративный Фото, рисунки, репродукции Определи, что изображено; составь рассказ, опиши и т.д. Словесный Учитель, докладчик, лектор Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, составь план, ЛОК, конспект и т.д. Компьютерный Базы данных, мультимедийные средства обучения Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, выполни практическую работу и т.д. Аудиовизуальный Видео, кино, слайды, записи, диски Ответь на вопросы, составь свои комментарии и т.д. Натурный Географические объекты и явления на местности Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь и т.д. Смешанный Несколько носителей информации Разнообразные

6 слайд

Описание слайда:

учащиеся точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; учащиеся могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности; учебный процесс сконцентрирован на ученике, а не на преподавателе.

7 слайд

Описание слайда:

учитель имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; учитель своевременно определяет проблемы в обучении; учитель выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления учащихся, активизации их внимания, мышления и памяти, оказании всевозможной помощи учащимся.

8 слайд

Описание слайда:

ученики должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; ученики должны выполнять большой объем самостоятельной работы; ученики сами несут ответственность за свое обучение.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Модуль имеет: -учебные элементы – это последовательные шаги, с которыми школьник работает непосредственно. -инструкцию, в которой определены цели усвоения модуля и каждого учебного элемента; -материалы для работы (ссылки на источники); -указание на вид и форму работы; -контроль определяющий степень усвоения учебного материала.

11 слайд

Описание слайда:

Учебный элемент Содержание информации Методическое руководство УЭ 1 Входной контроль. Вспомните прием определения географического положения материка. Цель: продолжить формирование у учащихся умение определять географическое положение на примере Африки. Задание: Ответьте на вопрос. 1.Какова площадь Африки? 2.Какое место по площади занимает Африка? 3. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков, полярных кругов, нулевого меридиана. 4. В каких географических широтах расположена большая часть Африки? Какой материк самый жаркий на Земле? 5. Пользуясь масштабом, измерьте протяженность материка по 10 с.ш. Где самая широкая часть материка? 6. Определите, какими океанами омывается Африка? 7. Определите положение Африки относительно других материков. Чтобы выполнить задания используйте текст учебника на стр.110–111 План описания географического положения на стр.311. Подпишите широты на контурной карте. Расстояние подпишите на контурной карте. Подпишите их на контурной карте.

12 слайд

Описание слайда:

Учебный элемент Содержание информации Методическое руководство УЭ 2 Цель: Определить шельфовую зону материка. Задание 1: Ответьте на вопрос. Почему в Африке преобладают ровные, высокие, обрывистые берега? Задание 2: Определите заливы, проливы, острова, полуострова Африки. Прежде чем ответить на вопрос подумайте над высказыванием. Африка–часть Гондваны (когда расколешь сахар или другое твердое тело, то края будут…?) Обозначьте шельфовую зону Африки на контурной карте. 1.пролив… 2.море… 3.канал… 4.море… 5.полуостров… 6.океан… 7.остров… 8.пролив… 9.залив… 10.океан… Задание 3. Выпишите в тетрадь фамилии путешественников, которые исследовали Африку и определите, какие открытия они совершили.

13 слайд

Описание слайда:

Цель: –проверить знания учащихся по теме Литосфера Земли; – инициировать развитие творческих способностей учащихся; Учебный элемент Содержание информации Методическое руководство УЭ1 Задание. Напишите сочинение миниатюру на тему «Мир глазами песчинки», в котором отобразите путешествие песчинки в пространстве или во времени. Как вы думаете, какую бы историю своего путешествия вам рассказала бы песчинка? Для написания сочинения используйте любую дополнительную литературу. Оформите свое сочинение для выставки творческих работ учащихся.

14 слайд

Описание слайда:

Цель: научить учащихся проектированию городов в океане. Знания учащихся: учащиеся должны знать особенности географического положения и природы, океанов Земли. Учебный элемент Содержание информации Методическое руководство УЭ 1 Многие страны мира уже не одно десятелетие увеличивают свою территорию за счет расширения побережья и создания искусственных берегов. Это происходит из-за перенаселения прибрежных районов. Морские архитекторы создают искусственные острова или пытаются переселять человеческое общество в иное окружение, в Океан, тем самым изменив его. Задание: разработайте проект морского города. разделите классный коллектив на группы проектантов, т.е разработчиков проектов, и экспертов определите функцию проектируемых городов, их примерное географическое пололжение и критерии оценки проектов установите сроки работы над проектом разработайте проект города обсудите представленные проекты проанализируйте проделанную работу, выделите достоинства и недостатки, определите победителя Для разработки проекта «Морской город» используйте имеющуюся у вас дополнительную литературу. Создайте эскиз города, транспорта в городе, предложите хозяйственную деятельность жителей морского города

15 слайд

Описание слайда:

необходимость перестройки учебного процесса, разработки модульных программ по всем курсам школьной географии, несоответствие современных учебников географии организации модульного обучения, разработки новых учебных и методических пособий, большая подготовительная работа учителя по разработке инструкций, на начальном этапе внедрения не высокая достоверность результатов самоконтроля и взаимоконтроля.

Использую в обучении географии личностно-ориентированные технологии: интегральную, модульную, технологию индивидуальных образовательных траекторий (ТИОТ) и деловых игр. За счет использования ИКТ можно усовершенствовать формы организации учебной деятельности средствами данных технологий.

Я более десяти лет используем в обучении географии личностно-ориентированные технологии: интегральную, модульную, технологию индивидуальных образовательных траекторий (ТИОТ) и деловых игр.

За счет использования ИКТ можно усовершенствовать формы организации учебной деятельности средствами данных технологий.

Личностно-ориентированное обучение-способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

Личностно-ориентированные технологии позволяют приспособить учебный процесс к:. индивидуальным особенностям школьников; . различному уровню сложности содержания обучения;
. специфическим особенностям каждой школы;
. условия работы: сдвоенные уроки.

1. Интегральная технология.

Работа группируется вокруг четырех направлений: укрупнение дидактических единиц, планирование результатов обучения, психологизация образовательного процесса, компьютеризация. На изучение темы отводится 8—10 уроков, которые распределяются так:

1 и 2 уроки лекция с использованием презентации (интерактивная обучающая программа), составление конспекта, даётся домашнее задание на всю тему (разноуровневое), карты самоконтроля и самоанализа по теме. Компьютерная лекция позволяет создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки с использованием фотографий, звуковых и видеофрагментов, карт, рисунков, репродукций, схем, диаграмм и текстовых фрагментов. Во внеурочное время в Интернет-классе или дома ученики собирают и систематизируют материал по какому-нибудь вопросу темы для конференции (9 урок). Оформляют его в виде презентации. Защищают публично перед классом свою работу (с использованием мультимедийного проектора). Интерактивная обучающая программа может использоваться учеником на любом этапе изучения материала.

3 и 4 уроки учащиеся работают в группах 5 — 6 человек по карточкам I уровня. Карточек должно быть больше, чем учащихся в классе (35), вопросы очень простые и не повторяются. По мере выполнения заданий по карточкам, ученики их меняют. Чем больше они выполнят этих карточек, тем лучше усвоят тему. Карточки помечаются определённым цветом, они соответствуют первому уровню, т. е. оценке «3». За 15 минут до конца 4 урока учащиеся выполняют контрольную работу уровня А(3). Эти оценки в журнал не выставляются, а учитель ведёт подвижной список класса

5 и 6 уроки. В классе выделяются две группы учащихся. 1 группа учащихся, которые не выполнили контрольную работу 1 уровня. Они продолжат работу с теми же карточками. Учитель ведёт коррекционную работу. 2 группа учащихся, выполнивших контрольную работу 1 уровня, т. е. они получили оценку «3» и могут претендовать на оценку «4». Им предлагаются карточки 2 уровня. Эти учащиеся работают в группе 2 уровня. Источник знаний для уч-ся конспект, учебник. Часть учеников могут работать с компьютерными тестами. За 15 минут до конца 6 урока предлагается контрольная работа каждой группе соответственного уровня. По результатам контрольных работ определяются уже три группы.

7- 8 уроки. В классе выделились 3 группы. 1 группа — ученики, которые до сих пор не усвоили эту тему. Они продолжают работать с карточками 1 уровня. 2 группа — ученики, которые работают с карточками 2 уровня и претендуют на оценку "4«.3 группа — ученики, которые работают с карточками 3 уровня и претендуют на оценку «5». Они работают с карточками повышенной трудности, ответы на которые можно найти в дополнительной литературе или в Интернете, участвуют в конкурсах, олимпиадах, конференциях. За 20 минут до конца 8 урока предлагаются контрольные работы соответственного уровня. Оценки этого урока выставляются в журнал.

9 урок. Конференция по теме. Во внеурочное время в Интернет-классе или дома ученики собирают и систематизируют материал по какому-нибудь вопросу темы. Оформляют его в виде презентации. Защищают публично перед классом (с использованием мультимедийного проектора) свою работу.

10 уроки. Уроки обобщающего повторения и контроля.

2. Технология индивидуальных образовательных траекторий (ТИОТ)

ТИОТ — один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, который позволяет организовать учебный процесс на основании принципов индивидуализации, лежащих в основе построения индивидуальных траекторий. Это дает возможность учащимся выбирать:

Уровень, объем содержания предметного знания (не ниже базового):
. Информационные источники для усвоения (учебник, дополнительная литература, электронные учебники, демонстрационно-обучающие программы, Интернет).
. Способ учения в соответствии с индивидуальными особенностями;
. Темп продвижения по теме;
. Форма, время и вид контроля по согласованию с учителем.

1—2 уроки. Вводная лекция с использованием презентации. Домашнее задание для себя определяет каждый ученик.

3—6 уроки. Учащиеся работают в произвольных группах по5—6 человек. Количество групп зависит от количества модулей, возможна и индивидуальная работа. Каждой группе выдаются одинаковые модули, дидактический материал, дополнительная литература. Время выполнения заданий и формы контроля определяются в каждом модуле (М1,М2, М3...). Количество модулей определяется темой. Возможен вариант создания презентации к каждому модулю.

По мере выполнения каждого модуля ученик проходит через промежуточный контроль (формы контроля указаны в каждом модуле), после этого он выходит на итоговый контроль. После успешного выполнения итогового контроля, освободившееся время ученик использует для углубления знаний (выполнение творческих работ, решение олимпиадных заданий, посещение библиотеки, работа в Интернете...) или выступает в роли консультанта.

3. Модульная технология

Суть: ученик самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой, функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения ими. Модуль может соответствовать уроку, занятию или теме.

Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
. Цель усвоения модуля;
. Где найти учебный материал;
. Как овладевать им (выучить, составить конспект, решить задачу...)

Роль учителя:. Составление инструкций (модулей)
. Уточнение конструкций при практической работе с ними;
. Контроль и коррекция знаний, умений и навыков.
Успех модульной технологии зависит от качества учебных элементов (УЭ), именно с ними работает ученик. Совместное применение модульной и информационных технологий представляет большие возможности для развития ученика.

Общая схема модуля.

Номер учебного элемента.

Учебный материал с указанием заданий.

Руководство по усвоению учебного материала.

Интегрирующая цель : определяется для всего модуля. Их количество зависит от содержания.

УЭ-1. (Указать время)

Цель : Входной контроль (проверка уровня усвоения предыдущей темы или домашнего задания).

Указать форму контроля (возможно использовать компьютер)

УЭ-2.(этап урока).

Указать время выполнения.

Цель: Ставится к каждому УЭ.
Задания:
Способствуют достижению учебной цели, данного УЭ.

  1. Задание.
  2. Задание.
  3. Задание (дополнительное)

Контроль : Проверяется правильность выполнения. Возможно использование компьютера.

Как усваивать учебный материал и где найти ответ (указать источник информации: учебник, слайд презентации, карта, иллюстрация, рисунок и т. д.).

Алгоритм повторяется.

Итоговый контроль : тесты, контрольные, и другие формы. Возможно использование компьютера.

Совет. Для активизации деятельности учащихся желательно ввести рейтинговую систему оценки знаний.

Домашнее задание дается дифференцированно:

Выполнили все УЭ на «5» можете выполнять творческое задание.

В работе встречались трудности, оценка "3"-"4″. Повторите учебный материал по записям в тетради и учебнику.

Работать было трудно. Повтори материал модуля ещё раз

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интересней их провести. Спасательным кругом в этой задаче могут стать, предложенные технологии, апробированные нами на уроках географии и биологии, и имели положительный результат в повышении продуктивности урока. Они достаточно универсальны, их можно использовать на уроках различных учебных дисциплин. Они носят развивающий характер и могут применяться в широком возрастном диапазоне.