Курс, семинар, тренинг Управление группами продаж. Тренинг для региональных менеджеров




Введение

Эпоха изменений! Фармацевтический рынок сегодня совсем другой, нежели 5 лет назад. Изменяется мир, изменяется фармацевтический бизнес, должен изменяться и внешний провайдер, предоставляющий услуги в обучении и развитии персонала.

Диагностика. «На что жалуетесь?»

Был проведен небольшой опрос трёх групп:

Один из вопросов для групп №1 и №3 звучал так: «Помогает ли система обучения, существующая в Вашей компании, региональным менеджерам решать их наиболее актуальные проблемы?»

Результаты опроса групп представлены на графике

Несколько выводов весьма очевидны:

  • И организаторы услуги обучения, и сами получатели не удовлетворены её качеством, так как существующая на сегодняшний день система обучения недостаточно помогает региональным менеджерам решать их текущие трудности
  • Надо отметить, что региональные менеджеры более критично оценивают неэффективность текущей системы обучения в компании, чем организаторы данной услуги. Этот вывод весьма интересен. У нас возникли две гипотезы: первая – организаторы в силу своей экспертизы оценивают ситуацию адекватнее, а вторая – организаторы услуги носят «розовые очки» и пытаются «защитить свою территорию». Возможно, прояснить ситуацию поможет информация из других источников и дальнейшие наблюдения.

Приведем некоторые ответы региональных менеджеров:

  • "Система обучения не влияет и не связана с текущими задачами".
  • "В компании ХХХ, в которой я сейчас работаю, тренер в штате появился в 2014 году, обучения как такового я не наблюдаю"
  • "Развитием занимаемся самостоятельно. Централизованно система обучения охватывает только МП"
  • "Тренинги не соответствуют текущим бизнес потребностям".
  • "Как говорит мой босс, в менеджеров вкладывать компания не видит целесообразным, они должны быть профи"
  • "Система обучения не помогает в принципе. Она очень оторвана от реалий и не дает практических инструментов"
  • "Мне бы хотелось больше тренингов в принципе. Последние два-три года - примерно один небольшой тренинг на 2-3 дня в год".
  • "В компании есть свой тренинг-отдел, но в настоящее время тренингов не много, последний тренинг был около 1-1,5 лет назад"
  • "Система менеджерского обучения слабая, не позволяющая ответить на современные вызовы".
  • "За два года один тренинг по коучингу и всё"
  • "В Novartis отличная внутренняя школа как для региональных менеджеров, так и для представителей"
  • "Обучением регионалов в Novartis я был доволен. В текущей компании нет"
  • "То, что дала мне TEVA за десять лет в плане обучения - это реально очень крепкий фундамент. Теперь вне Тевы я понимаю, насколько в нас вложились ".

Другие интересные выводы мы сделали по результатам интервью с экспертами из группы №2. Мы выясняли, какие компетенции регионального менеджера необходимо развивать в современных реалиях в первую очередь. Эксперты определили следующие четыре компетенции наиболее приоритетными:

  1. Управление персоналом: особенно развитие персонала
  2. Личная эффективность: навыки коммуникации, управление изменениями, управление временем
  3. Лидерство

В то же время сами региональные менеджеры считают, что наиболее актуальными трудностями в их работе являются следующие:

И для более эффективной деятельности в условиях давления этих факторов им не хватает развития трех основных компетенций:

    Стратегический подход к управлению продажами на территории

    Мотивация персонала (+ управление персоналом, развитие персонала)

    Личная эффективность: управление временем

Надо отметить, что и у старших экспертов, и у получателей услуги ожидания по этим трём компетенциям сходятся. Только регионалы в управлении персоналом особый акцент делают именно на Мотивацию, а в личной эффективности на Управление временем.

На наш взгляд под стратегическим подходом правильнее понимать Системное мышление.

Интересен тот факт, что практически никто из региональных менеджеров не обозначил Лидерство как инструмент, необходимый для достижения результата. В то время как организаторы обучения всё-таки определяют его как один из важных элементов эффективности, хотя и не самый главный. По всей видимости, экспертам со стороны виднее, а менеджеры либо вообще недооценивают значимость лидерства, либо стесняются признаться в некоторой лидерской некомпетентности. В общем, настораживает тот факт, что и получатели, и организаторы в эпоху постоянных перемен некоторым образом недооценивают значимость лидерства как инструмента преобразований. По всей видимости, в отличии от старших экспертов, региональные менеджеры также не осознают значимость такой компетенции как Управление изменениями (при опросе никто из них не обозначил её как необходимую для достижения результата).

«Диагноз»

В современных условиях, когда на первый план выходит многозадачность в постоянно изменяющихся условиях среды, наиболее актуальными компетенциями регионального менеджера становятся Управление персоналом (акцент на мотивации представителей) и Системное мышление в управлении продажами на территории. Далее следуют Управление временем и Коммуникация (особенно кросс-функциональная).

В то же время самими региональными менеджерами и отчасти организаторами системы обучения не до конца осознается в текущих условиях важность для результата таких компетенций как Лидерство и Управление изменениями.

К сожалению, существующая система обучения в некоторых фармацевтических компаниях не помогает региональным менеджерам успешно справляться с вызовами современности и решать наиболее актуальные задачи.

Стратегия «лечения»

    Объединение усилий внутренних экспертов фармацевтических компаний с экспертизой внешних провайдеров и перенос фокуса в обучении и развитии на звено региональных менеджеров.

    Системный и планомерный подход в обучении региональных менеджеров, ориентированный на развитие наиболее значимых для текущего времени компетенций: Системное мышление в управлении продажами на территории, Управление персоналом (мотивация), Лидерство, Управление изменениями, Управление временем.

Тактика «лечения»

Наиболее перспективным мы видим подход, когда в компании выстраивается система внутреннего обучения либо в формате Корпоративного университета (Академии), либо в формате Учебного центра, либо привлекаются внешние провайдеры, но тоже на принципах системного подхода. Одноразовые тренинги не эффективны. Требуется продуманная система разнообразных форматов обучения и развития.

Особое внимание мы бы уделили центрам оценки для составления индивидуального профиля компетенций по каждому региональному менеджеру и составлению индивидуального плана развития.

Вторым этапом можно поэтапно провести однодневные модульные рабочие сессии, каждая из которых включает в себя элементы бизнес-симуляции и тренинга (три в одном). Такой комбинированный экспресс-подход способствует без длительного отрыва от текущих дел отработать практические инструменты по одной компетенции, причем на конкретных ситуациях участников. Может проводиться внешним провайдером, который обладает большой экспертизой в фарм отрасли.

После каждой рабочей сессии необходима обязательная послетренинговая поддержка и интеграция полученных знания и навыков в реальную практику. Причем с максимальным вовлечением в этот процесс не только HR и T&D, но и непосредственных руководителей региональных менеджеров и ТОП-менеджмента. Наиболее эффективными инструментами на том этапе являются полевой «коучинг», проектные задания и др.

Вы занимаете руководящий пост — а значит, периодически вам приходится нанимать новых людей. И с большой долей вероятности вы при этом наступаете на те же грабли, на которые наступает большинство работодателей. В первую очередь абсолютное большинство рекрутеров в первую очередь смотрит на квалификацию сотрудника — его навыки, его стаж. Они по привычке пишут длиннющие списки […]

  • Покажите мне человека, который не задолбался. Доказано: умеренный стресс полезен. Не сильная и не постоянная тревога. Она «подогревает» мозг, нервные клетки, ответственные за долгосрочную память, начинают размножаться быстрее. Но полезен только умеренный стресс. Потому что от неумеренного стресса запускается атрофия участка мозга, который отвечает за самоконтроль. Ну и покажите мне человека, который разумно испытывает только […]

  • Когда в делах - я от веселий прячусь; Когда дурачиться - дурачусь; А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников; я не из их числа. реплика Чацкого, «Горе от ума», Александр Грибоедов Конечно — ваш успех не определяется тем, как вы отдыхаете. Он определяется тем, как вы работаете. Но вот то, как вы работаете… как […]

  • Во-первых. Рассуждения о том, что копировать плохо и надо идти полностью своей дорогой — несостоятельны. Даже если вы выносили просто невероятную идею, невиданную ранее категорию товара, которая нужна всем, хотя они об этом не знают. Даже в этом случае ваша бизнес-модель все равно будет опираться на уже разработанные кем-то. И человек, который гордо заявляет, что […]

  • Не всему учат в школах и университетах. И вот незадача — главному как раз-таки не учат. Синусы, косинусы, «я помню чудное мгновенье»… Это все факультативно. Характеристики, необходимые для успешной жизни, возможность побеждать себя и обстоятельства — вот что главное. Нам всем приходилось постигать эту науку самостоятельно. А задача образования и воспитания — спрямить путь человека. […]

  • Тренинг предназначен для сотрудников, которые недавно стали региональными менеджерами или находятся в кадровом резерве на эту должность. Программа предназначена для молодых руководителей, которым необходимо максимально быстро адаптироваться в новой роли и выполнить требуемые планы продаж на территории.

    Во время прохождения программы участники:

    • Сформируют понимание, какие навыки и компетенции нужны региональному менеджеру фарм. компании.
    • Проведут самодиагностику в соответствии с представленными системными моделями управленческих компетенций.
    • Обучатся умению лучше разбираться в людях для формирования более качественной управленческой команды.
    • Освоят ключевые инструменты руководства сотрудниками с учетом их уровня профессионального и личностного развития.
    • Сформируют глубокое понимание мотивов и потребностей людей и умение на них воздействовать.

    Содержание:

    Пирамида управленческого роста

    В данном разделе мы рассмотрим, в чем отличие между исполнителями, средним и высшим звеном руководства: навыки, способ мышления, мотивация. Нами будут разобраны типичные ошибки руководителей и способы их избежать. Участники получат несколько системных управленческих моделей: «Ящик управления», «Пространство лидерства», «Пирамида управления». Будет проработан опросник, выявляющий мифы и ограничивающие убеждения, которые мешают молодым управленцам эффективно руководить. Материал раздела будет закреплен проведением бизнес-симуляции «Работа компании», моделирующей отдельные аспекты работы компании в реальном времени.

    Результат – понимание участниками, каких навыков им не хватает для эффективной работы на их управленческом уровне, создание мотивации к обучению и получению данных навыков.

    Целеполагание и делегирование

    В этом разделе мы будем работать с индивидуальными навыками участников по постановке задач подчиненным, созданию точек контроля и даче мотивирующей обратной связи по итогам выполнения поставленной задачи. Мы рассмотрим, как будет меняться алгоритм постановки задачи в зависимости от уровня квалификации сотрудника и сложности задачи. Отработка навыков будет проводиться в интенсивном тренинговом формате в мини симуляциях «Делегирование», «Похвала», «Выговор» .

    Результат – сформированная модель навыка по постановке задач и даче управленческой обратной связи.

    Выращивание управленческой команды

    В четвертом разделе мы рассмотрим стадии формирования коллектива и стили управления, которые должны применяться на разных стадиях. Коснемся вопросов командообразования и распределение ролей в команде. На примере рабочей структуры управления участников выясним, какая формальная и неформальная структура характерна для их подразделения, какие риски свойственны для данной структуры и какие есть резервы для повышения эффективности управленческой деятельности.

    Результат – выбор и применение стиля управления адекватного текущей ситуации, более высокая управленческая гибкость участников, использование скрытых резервов эффективности.

    Секреты нематериальной мотивации.

    Пятый раздел будет посвящен глубокому изучению вопросов нематериальной мотивации сотрудников. Мы изучим психологию потребностей и мотивов, а также как их использовать для повышения производительности труда. С помощью методик управленческой обратной связи участники научатся выстраивать мотивационные связки: труд-вознаграждение, нарушение-наказание. Также участникам будут даны ключевые правила и рекомендации для построения системы поощрений и наказаний. В итоговой деловой игре «Сложные и конфликтные ситуации в управлении » участники разберут конкретные управленческие кейсы, подготовят и проведут управленческую беседу с «трудным» подчиненным.

    Результат – повышение качества управления, индивидуальный подход к ключевым сотрудникам.

    Инструменты обучения:

    Деловые игры, ролевые игры, упражнения, групповые дискуссии, обучающие видеокурсы, видеозапись с последующим анализом.

    Данный тренинг полностью раскрывает принципы управления территорией, людьми и региональными бизнес-процессами. Основное предназначение данного тренинга - сделать из регионального менеджера фармацевтической компании функционально эффективную бизнес-единицу на той или иной территории фармрынка, согласно региональных приоритетов компании-работодателя. Также на тренинге особое внимание будет уделено принципам правильного бюджетирования с точки зрения «инвестиционного маркетинга», то есть когда каждое маркетинговое телодвижение просчитывается с точки зрения эффективности инвестиций.

    Целевая группа: региональные менеджеры ОТС и Rx подразделений, региональные медицинские представители, медицинские представители, мотивированные на карьерный рост.

    Методические особенности:

    Тренинг характеризуется высокой информативностью и схематичностью, также множеством практических классификаций. Также тренер работает в две составляющие: рациональную и эмоциональную, что увеличивает мотивацию к обучению и подталкивает к качественной отработке навыков, с последующим закреплением их на практике. Формат тренинга также предусматривает видео клипы. Характерно также, что новизна и полезность материала вызывают живой интерес у участников. Основные формы работы с аудиторией:
    Изложение материала в презентационной интерактивной манере, с юмором.
    Обучение участников с методологии обучения своих медицинских представителей, принципам «обратной связи».
    Организация, проведение и обсуждение тематических кейсов.
    Разбор и коррекция практического опыта участников, предложения нового, протоколирование тренинговых договоренностей.
    Обсуждение.

    Основные программные вопросы:

    1. Стандартные компетенции регионального менеджера, его роль как «проводника стратегии». Хочешь научиться сам - начни учить других, построение самообучающейся структуры.
    2. Основные этапы правильного «включения» медицинских представителей: подбор, наставничество, обучение и развитие, участие в планировании (помощь), формирование лояльности, высокого уровня мотивации, высокой производительности результатов.
    3. Критерии построения самообучающейся системы. Этапы прививания навыков медицинским представителям: объяснение, демонстрация, имитация, коррекция, консолидация.
    4. «Обязательные» навыки медицинского представителя: СПВ, психотипирование, отработка возражения, закрытие визита. Навыки усиления визита (желательные): техники убеждения, метафорическое влияние, технология SPIN.
    5. Система GROW - система постановки вопросов медицинскому представителю при возникновении проблемы.
    6. Уровни профессиональной зрелости медицинских представителей, принципы делегирования.
    7. Особенности работы с врачами. Особенности работы с лидерами мнения. Особенности взаимодействия с аптеками
    8. Навыки управления территорией и принципы территориального бюджетирования.

    Что получат участники после прохождения тренинга:

    1. После тренинга у вас будет понимание главных аспектов деятельности регионального менеджера, понимание региональных бизнес-процессов.
    2. Вы узнаете принципы приоритетов в процессе продвижения препаратов на вверенной территории.
    3. Вы научитесь составлять региональный бюджет, который будет работать, исповедуя принципы инвестиционного маркетинга.
    4. Вы сможете комплексно и системно построить взаимоотношения с клиентами по принципу «Выиграл - Выиграл».
    5. Вы научитесь передавать медицинским представителям (продать) преимущества своего препарата, и поймете, каким образом нужно продавать эти преимущества (СПВ) клиентам, разработаете УТП (уникальное торговое предложение) своего продукта.
    6. Вы сможете обучать медицинских представителей с качественной обратной связью.
    7. На тренинге вы получите практические советы и идеи касательно Ваших продуктов.


    Цели и результаты

    Целью данного практического и интерактивного тренинга является внедрение системного подхода в работе с клиентами (врачами, аптеками, opinion leaders и т.д.) при региональной и территориальной организации продаж фармацевтических компаний. Данный тренинг аккумулирует практические и уже оправдавшиеся технологии управления продвижением и продажей препаратов.
    В течение курса участники смогут опробовать предложенные методы управления территориями с помощью практических упражнений и в ходе групповых дискуссий, что даст им возможность чувствовать себя уверенно, вернувшись на свое рабочее место.

    Тренинг поможет участникам:
    . Правильно расставлять приоритеты в работе с клиентской базой.
    . Создавать четкие планы развития бизнеса на выделенной территории.
    . Проводить контроль и мониторинг исполнения планов.
    . Убедительно презентовать свои планы работы руководству и коллегам.
    . Освоить навыки управления собственным временем.

    Инструменты обучения

    Выступление тренера, групповая дискуссия, тренинг насыщен ролевыми играми и практическими упражнениями, которые выполняются индивидуально, так и в минигруппах.

    Продолжительность тренинга: 2-3 дня.

    Целевая группа

    Тренинг «Управление территорией и планирование» времени для медицинских представителей специально разработан для сотрудников фармацевтических компаний, в обязанности которых входит непосредственное управление деловыми контактами на вверенной им территории с целью продвижения препаратов собственной компании.

    Описание

    1. Введение и задачи программы.
    . От чего зависит достижение запланированного результата?
    . Количество, качество, направление усилий медицинского представителя.

    2. Количество усилий. Управление временем.
    . Как тратится рабочее время?
    . Максимальное время для общения с врачом, аптекой, дистрибьютором и т.д.
    . Резервы времени для контактов с ключевыми клиентами и поиску новых. Где их найти?
    . Есть ли у Вас ключевые перспективы?

    3. Как правильно расставить приоритеты?
    . Анализ клиентской базы. Определение ключевых клиентов.
    . АВСXYZ анализ и цели применения.