Гаршин "Лягушка-путешественница" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. Презентация к уроку В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему Презентация по литературному чтению лягушка путешественница




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе

по теме: В.М.Гаршин

«Лягушка - путешественница»

(УМК «Школа России»)

подготовила

учитель начальных классов

Конищева Нина Георгиевна

Грязное 2014


Всеволод Михайлович Гаршин

в имении Приятная Долина

Екатеринославской губернии

(ныне Донецкая область,


Старобельск – место,

где прошло детство писателя

(Луганская область, Украина)


Книги,

«Мир Божий» А.Разин

«Хижина дяди Тома»

Гарриет Бичер - Стоу


Книги,

которые прочитал Всеволод Михайлович до 8 лет


Мемориальный музей В.М. Гаршина

в с. Переездное Артемовского района

Донецкой области


Памятник

Гаршину В. М. село Переездное

Артемовского района

Донецкой области






Выпуча глаза, сидит,

По-французски говорит,

По-блошьи прыгает,

По-человечьи плавает.



Прочитайте, что написано

АКШУГЯЛ

АЦИННЕВТСЕШЕТУП



Наслаждение

(по Т.Ф.Ефремовой)

Нежиться .

(по Д.Н.Ушакову)


Словарная работа

Коряга – суковатый

(часто погрузившийся в воду)

кусок сваленного,

подгнившего дерева.

(по С.И.Ожегову)

Тина - водоросли, плавающие

густой массой в водоемах.

(по С.И.Ожегову)


Верста - старая русская мера длины, равная 1,06 км.

Захватило дух - тяжело, трудно дышать (от избытка чувств, сильных переживаний, ощущений и т. п.)

Присутствие духа - наличие выдержки.

Скирд – большой стог

сена (соломы)


Цеп - примитивное

сельскохозяйственное

орудие для обмолота

зерновых культур.

Запрыгало сердце - сильно забилось (от волнения)

Полетела вверх тормашками - кувырком, через голову.



Расскажи, какой была лягушка:

изобретательной, сообразительной, смелой, хвастливой, находчивой, болтливой, любопытной, решительной, неунывающей, жизнерадостной, осторожной.



Список использованной литературы

1.Учебник «Литературное чтение» , 1ч. для 3 класса

2. «Поурочные разработки по литературному чтению» к УМК. Л. Ф.Климановой и др. (Школа России) 3 класс.

3.Русский биографический словарь (1896-1905); Аспект - пресс; оформитель А. А. Половцов

4. ЕфремоваТ.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.  Дрофа, Русский язык, 2000

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.).


 Интернет - ресурсы

1.​ http://christiania.ucoz.ru

2.​ http://donbass.ua/news/region

3.​ http://www.in-books.ru

4.​ http://litsay.eu

5.​ http://bookmix.ru

6.​ http://www.libex.ru

7.​ http://www.bookin.org.ru

8.​ http://knigi.b111.org

9.​ http://goraknig.org

10.​ http://www.bookin.org.ru

11.​ http://lori.ru

12.​ http://www.photosight.ru

13.​ http://www.ksenija-blazhennaja.ru

14.​ http://www.donbass-info.com

15.​ http://www.biblus.ru

16.​ http://letitbook.net

17.​ http://rofltv.ru

18.​ http://n-kam.ru

19.​ http://www.zoofirma.ru

20.​ http://short-movies.ru

21.​ http://www.neizvestniy-geniy.ru

22.​ http://old.tvkultura.ru

23.​ http://beyondmatrix.org

24.​ http://woolpix.ru

25.​ http://www.kinopoisk.ru

Презентация к уроку В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница" может быть использована как на уроке литературного чтения в 3 классе, так и на уроках внеклассного чтения, на занятиях по внеурочной деятельности. Презентация носит познавательный характер, составлена с использованием современных образовательных технологий.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

2013г. Презентацию подготовила: учитель начальных классов Власова Светлана Юрьевна

В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница "

Народная сказка Литературная сказка 1. Автор - народ 1. Автор – конкретное лицо 2. Существует в устной форме. 2. Создаётся в письменной форме. 3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить изменения. 3. Внесение изменений не допускается. 4. Время создания определить невозможно. 4. Время создания сказки известно. 5. Народная сказка ограничена жанром: - волшебная; - бытовая; - о животных; 5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

умная жизнелюбивая жизнерадостная оптимистичная

Участники проекта: Учащиеся 1 класса Учитель начальных классов, учителя – предметники Родительская общественность Физкультминутка На болоте две подружки, Две зелёные лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали. Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Видим, скачут по опушке Две весёлые лягушки, Прыг-скок, прыг-скок, Прыгай с пятки на носок. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям – физкультпривет!

храбрая самолюбивая хитрая ХВАСТЛИВАЯ

УМНАЯ САМОЛЮБИВАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЕЛЮБИВАЯ ХИТРАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ХРАБРАЯ ХВАСТЛИВАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ

Австралийская жаба Квакша Лягушка Голиаф Чёрно-пятнистая жаба

ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ БЕДНАЯ СПУТНИЦА ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ

ЛЯГУШКА ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СПОСОБ ЛЕТАТЬ ПУТЕШЕСТВЕННИЦА

«Хвастовство само себя наказывает».

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

1 . ФИО(полностью) Власова Светлана Юрьевна

2.Место работы ГБОУ ООШ пос. Шумовский

3.Должность Учитель начальных классов

4.Предмет Литературное чтение

5.Класс 3

6.Тема и номер урока в теме Образ героя – животного в авторской

Сказке В. М. Гаршина

«Лягушка – путешественница».

7.Базовый учебник «Родная речь» 2 часть, 3 класс Л.Ф.Климанова,

В.Г.Горецкий, М.В. Голованова

8.Цель урока: формировать представление учащихся об

Особенностях жанра литературной сказки

О животных

9.Задачи:

Обучающие учить давать характеристику герою сказки,

Используя приём словесное рисование -развивающие развитие творческих способностей, связной

Речи, памяти;

Воспитательные содействовать воспитанию нравственных качеств:

Находчивости сообразительности, смелости,

Правдивости.

10.Тип урока урок обобщения и систематизации знаний

11.Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, в парах

12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийная презентация, физическая карта мира,индивидуальные карточки для теста.

13.Структура и ход урока

1. Организационный момент
-Долгожданный дан звонок, начинается урок. «Ребята! Готовы к уроку?!

Давайте улыбнёмся друг другу, поприветствуем друг друга!
2. Проверка домашнего задания
- Домашнее задание (нарисовать рисунок к сказке)
(показать по рядам, показать друг другу, оценить)

3.Речевая разминка

– Прочитаем «жужжащим чтением».

* * *

Вдоль по речке, по водице.
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами)

* * *
Выпучив глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка. )
Что это за текст?(загадка)
1)Прочитайте текст про себя
2)Прочитайте тихо с нарастанием
3)Читать громко с переходом на тихое чтение
4)Вопросительно
5)С радостью, все вместе
- Как вы думайте, почему к этому уроку я выбрала именно эту загадку?
(Ответы детей)
4. Актуализация знаний

Сегодня мы отправимся в «Бюро сказочных находок»

Слайд 2.

(Иллюстрации Каша из топора, Золушка, Сказка о мёртвой царевне, Лиса и журавль, Маша и медведь, Лягушка – путешественница.)

Ученики читают вопросы по карточкам.

1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? «Каша из топора».

2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? «Золушка» Ш. Перро.

3. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.

4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль».

5. В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу… »? «Маша и медведь».

6. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

Слайд 3.

Таблица

На какие две группы можно разделить названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные)

Каковы особенности литературной сказки?

Чем она отличается от народной?

Народная сказка

Литературная сказка

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить изменения.

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничена жанром:

Волшебная;

Бытовая;

О животных;

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

5. Работа по теме урока

Слайд 4.

Сегодня на уроке чтения мы продолжим работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, развивать внимание и сообразительность.

1. Составление образа героя – животного приёмом словесного рисования.

Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения. Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера.

Давайте их назовём.

Какая лягушка?

Да, только умный будет вести себя так, чтобы не уронить своё достоинство. Давайте возьмём слово умная для словесного рисования образа лягушки. Докажите это.

А теперь прочитайте, о чём она думала во время тёплого дождика.

Прочитать постарайтесь так, чтобы нам, слушателям, удалось представить, как лягушке было приятно сидеть под дождём. Если наша героиня наслаждается жизнью, значит, какая ещё черта характера ей присуща? Занесём в свой словарик ваши ответы – жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная.

Физкультминутка

На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям – физкультпривет!

(Ученики выполняют движения согласно текста.)

Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом.

А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг.

А теперь прочитайте предложение, в котором говорится о выражении её морды, когда она сообщала уткам о своём решении. Передайте голосом иронию автора.

Прочитайте, как путешествовала лягушка с утками. Подумайте, если б лягушка была осторожна до трусости, отправилась бы она в такое опасное путешествие? Какую черту характера лягушки можно добавить? Внесём слово «храбрая». Что лягушке не совсем нравилось во время полёта? Прочитайте.

Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась? Докажите текстом. Какое слово мы добавим к характеристике нашей героини? -Запишите в словарик «самолюбивая», «себялюбивая», «самовлюблённая». О какой черте характера говорит поведение лягушки на отдыхе? Почему вы так считаете? Допишите ещё одно слово – «хитрая». Иногда эти черты характера, сочетаясь друг с другом, порождают хвастовство.

Как вы, ребята, считаете, это положительная черта характера? Можно ли лягушку назвать хвастливой? Почему?

Слайд 5.

УМНАЯ САМОЛЮБИВАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ

ЖИЗНЕЛЮБИВАЯ ХИТРАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ

ХРАБРАЯ ХВАСТЛИВАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ

2. Давайте этот эпизод прочитаем по ролям. Найдите абзац «На следующем отдыхе»…

Слайд 6.

Прочитайте, как лягушка вела себя в чужом пруду. Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.

Расскажите, какой была лягушка.

Характеристика по плану:

1. Имя героя, его место жительство.

2. Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика.

3. Внешность и характер героя.

2. Мини – исследование «Лягушка – путешественница».

Слайд 7 . – изображение квакши, лягушки – голиафа, австралийской жабы. и др. сибирская, дальневосточная, чёрно-пятнистая.

Ученик 1.

Из сказки В. М. Гаршина я выяснил, что её герой – лягушка – квакша. Рассказ о квакшах. В природе лягушки действительно путешествуют, в поисках воды. Очень жаль, что в сказке лягушка так и не увидела те места, о которых рассказывали утки. Я изобрёл устройство, которое поможет утке достичь своей цели, назвал его лягушколёт. Рассказ о действии этого устройства.

Ученик 2 .

Используя новое летательное устройство, лягушка все-таки отправится в тёплые края. В сказке не указано месторасположение болота. Давайте совершим путешествие вместе с лягушкой. Предположим, что она на лягушколёте долетела до Африки.

(На физической карте мира магнитную лягушку переместить на Африку) .

Африка – огромный континент. Его омывают воды двух океанов и морей. Здесь протекает самая длинная в мире река Нил, есть много больших озёр. Африка – самый жаркиё континент. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. В Африке можно выделить два времени года – сухое и дождливое. Здесь наша лягушка может познакомиться с самой крупной лягушкой в мире – лягушкой – голиаф, которая весит 3 кг, её длина 25 см. Это очень редкая лягушка.

Ученик 3 .

Я выдвину гипотезу, что лягушка могла бы отправиться в Индию.

Индия – государство, расположенное на материке Евразия, омывается водами Индийского океана. В долинах рек Инд и Ганг плодородные почвы. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве, выращивает рис. Вода имеет важное значение, урожай зависит от дождей, которые выпадают с мая по ноябрь. Холода не бывает. В лесах много насекомых. Считаю, что такие условия – много тепла и мошек, понравились бы лягушке.

Ученик 4.

Я отправляю лягушку к нашим соседям, в Китай. (Передвигает магнитную лягушку)

Китай – омывается морями и водами Тихого океана. Климат влажный, почвы плодородны. На востоке страны протекают реки Янцзы и Хуанхэ. Люди выращивают рис, а значит много участков, занятых водой. Там много насекомых, которыми питаются лягушки. В восточном Китае климат такой же, как и в Приморском крае, а значит – холодная зима. Я не советовал бы лягушке лететь в восточный Китай.

Ученик 5.

Австралия – самый маленький континент Земли. Из животных, населяющих Австралию, многие больше нигде не встречаются. Много сумчатых млекопитающих. В австралийских пустынях обитает несколько видов жаб, которые приспособились к отсутствию влаги. В короткий период дождей они производят на свет потомство и до следующих дождей впадают в спячку. Нелегко придётся лягушке в Австралии – условия жизни тяжёлые.

Расскажите, что интересного вы узнали о лягушках. Я хочу немного добавить к вашим сообщениям. На территории Дальнего Востока обитают лягушки трёх видов: сибирская, дальневосточная и чёрно-пятнистая. Кроме того, в наших лесах живут древесные лягушки – квакши. Это лягушки-хамелеоны. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу.

Можно сделать вывод : где родился, там и пригодился.

6. Закрепление изученного.

1. - Почему не состоялось путешествие Лягушки? Выбери правильный ответ.

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;

в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

2. Вывод.

Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».
– Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим.
Чтение от слов: « Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ

– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими словами он пользовался в конце.
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

7. Проверка понимания прочитанного

Тестирование

Возьмите карточки для тестирования. Выберите, правильный ответ на вопрос

– Теперь поменяйтесь карточками, возьмите карандаши, будем работать учителями. (Проводим фронтальную проверку)

8. Обобщающая беседа
1) Что понравилось в произведении?
2) Можно ли поговорку «Хвастовство само себя показывает» соотнести с прочитанной сказкой? (Да, можно. Если бы лягушка не была такой хвастливой, то, может быть, и долетела бы с утками до юга)
3) Определите жанр произведения. (Сказка)
9. Работа в группах
Выберете правильный ответ и докажите, почему лягушка такая.
a)
Смелая
Глупая
Застенчивая
b)
Изобретательная
Нерешительная
Трудолюбивая
c) Красивая
Хвастливая
Утешительная
d) Добрая
Жестокая
Любопытная

Составление синквейна по уроку.

Слайд 8.

Кто герой сказки? ЛЯГУШКА.

Как она выглядит? ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ

Каковы её действия в сказке? СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ

Что в характере лягушки вам понравилось? ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ

СПОСОБ ЛЕТАТЬ, ПУТЕШЕСТВЕННИЦА.



10. Итог урока
- Вернуться к предположениям (совпали предположения или нет)
- Какие цели ставили?
-Благодаря чему достигли этих целей?

– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

11.Домашнее задание
Выделить для себя яркий эпизод и подготовить пересказ.


Презентация к урокуВ.Гаршин «Лягушка-путешественница»

Прозвенел уже звонок Начинается урок Будем мы сейчас трудиться Новым знаниям учиться.

Речевая разминка За день лягушка очень устала, Лягушка постельку себе застлала. Постель у лягушки из камышинок, А одеяло – из листьев кувшинок. Болотная кочка – лягушке под ушко. Из мягкого мха – моховая подушка. -Прочитайте сначала медленно, потом быстро

Что за странная зверушка По дорожке скачет? И не мягкая игрушка, И не круглый мячик. У неё одни слова: Знает только “ Ква, ква, ква”…
Отгадайте загадку.

В.М.Гаршин Сказка про храброго зайца»
Д.Н.Мамин-Сибиряк Мороз Иванович
Ф.М.Одоевский Лягушка-путешественница
Посмотрите, исправьте, чтобы было правильно

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.г.)
Всеволод Михайлович написал “Лягушку-путешественницу, когда ему было 32 года. Произведение было написано последним в его жизни. Болезнь не позволила больше писать. И вот уже более 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие

Путешественник- это тот, кто хочет увидеть мир, почувствовать вкус другой жизни, возможно, познакомиться с новой культурой, или поучиться у мудрой старины. Ему недостаточно пыльных книг, а хочется всё попробовать своими руками. И это желание становится таким сильным, что срывает человека с места и отправляет его в путь.

Словарная работа Эту удивительную сказку написал В.М. Гаршин в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их Скирды (хлеб в скирдах) - стога сена. Цеп (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы. Верста- Старинная русская мера равная 1 км.6 м. Паяц (бумажный паяц) – старинное название клоуна.

Закричала очень громко
Полетела вверх ногами
самообладание
Фразеологические обороты:
Присутствие духа
Полетела вверх тормашками
Закричала во всё горло

Физкультминутка На болоте две лягушки, две зелёные подружки,Рано утром умывались, полотенцем растирались. Ножками топали, глазками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот друзья в чём наш секрет,Всем ребятам: «Физкульт-привет!

Рефлексия - Чему нас научила сказка? - Какой совет вы бы дали всем? - Понравился вам сегодня урок? - Что больше всего запомнилось? - Изменилось ли ваше настроение к концу урока. - Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание (по выбору) -Перечитать сказку, разделить на части и озаглавить каждую часть. - Краткий пересказ сказки - Придумать другую концовку сказки. - Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней. -Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Лягушка- http://sashka.inf.ua/pl/pl9a.jpg Лягушка- http://playcast.ru/uploads/2008/05/28/587067.jpg Портрет писателя- http://www.donbass-info.com/images/stories/monument/artemovskiy_region/garshin_v_m_02.jpg Обложка книги- http://otvet.imgsmail.ru/download/7cc51fb5127e14da70bf82636fe569d4_i-2352.jpg Лягушка-путешественница-http://img.runcitytest.org/storage/6486.jpg
Интернет- ресурсы: