Роение: обращение с пчелиным роем. Рой пчел: его виды и особенности Кто есть в каждом пчелином рое




Ребятам объявляется,
Что поезд отправляется,
Немедля отправляется
От станции Москва
До первой буквы - «А».

Пары разводит паровоз,
Зажег два фонаря
И мчится с грохотом колес
По строчкам букваря.

Поехали.
Отъехали
От станции Москва
И, наконец, доехали
До первой буквы - «А».

А

Вот два столба наискосок,
А между ними - поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
Вот мраморная арка
Ведет в аллею парка.
Идет аллея до ворот,
А у ворот автобус ждет.

Куда по гладкой мостовой
Сейчас поедем мы с тобой?
Знает каждый человек:
С буквы «А» (заглавной)
Начинается Артек
Детский лагерь славный.

Только встанет алый шар
Утром на заре,
Будит чистый звук фанфар
Лагерь на горе.
Под горою Аю-Даг
Юный пионер
Поднимает алый флаг
Флаг СССР.

У буквы «А» мы простоим
Не меньше трех минут.
Давайте, братцы, поедим,
Пока гудок дадут.
В мешке у нас продукты
На десять дней пути.
Но хорошо бы фрукты
В дорогу припасти.

Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова
И все на букву «А»!

Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!

Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами на столбе
Большая буква «Б».

Б

Вы посмотрите: кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?

Он нас с тобой зовет к себе
И говорит: «Я - буква «Б».
Вот целый класс - четвертый «Б»
Собрался на лужайке.

Борис играет на трубе,
Богдан - на балалайке.
Поет заливчато баян
То басом, то дискантом,
И вторит гулкий барабан
Веселым музыкантам.

Пришел с букетом этот класс
К вокзальному порогу,
Чтоб проводить меня и вас
В далекую дорогу.
А есть ли булочная тут?
Да вот она! Смотри:
Буханки, булки продают,
Баранки, сухари.
Батонов, бубликов гора
И сдоба всех сортов.

До третьей буквы - «В».
Вот буква «В» видна вдали
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Пойдем по скошенной траве
И добредем до буквы «В».

В

Вот водокачка. Вот вокзал.
Вагоны, вагонетки.
Вон паровоз товарный стал
На самой дальней ветке.
Один состав вдали исчез,
Второй - у семафора.
Из Севастополя экспресс,
Владивостокский скорый...

А есть вагон, что может нас
Доставить к морю на Кавказ.
И если хочешь через день
Увидеть влажную сирень
И волны у балкона,
Шагни с платформы на ступень
Вот этого вагона.

У нас великая страна,
Одна шестая света.
Еще на севере весна,
А уж на юге лето.

Но поезд отправляется,
В дорогу отправляется,
В пути он изгибается,
Несется по дуге.
И скоро появляется
Пред нами буква «Г».
Да, перед нами буква «Г»
Стоит подобно кочерге.

Г

В конце дороги у горы
Копают грунт машины.
А вот готовят гончары
Горшки из красной глины.
Гончар сидит за верстаком
И мнет руками мягкий ком,
Вертящийся на диске,
И ком становится горшком,
Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,
Чтоб из нее ушла вода,
Стоят горшки и кружки
На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив
Горшок из глины красной,
Его должны мы, просушив,
Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь,
И в первый раз идет он в печь.
Горшок выходит из огня
Румянее и краше,
Готовый с завтрашнего дня
Варить борщи и каши.

Один в другом стоят горшки,
И ждут они отправки.
Их повезут грузовики
К дверям посудной лавки.

Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи.
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.

Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.

Глядите: голуби летят,
И снегом серебристым
Их крылья белые блестят,
Мелькая в небе чистом.

Как будто ветер снег пронес
Под самым небосклоном...
Но вновь гудит наш паровоз,
Пора нам по вагонам!

Отъехали от станции.
А вылезем мы где?
Мы вылезем на станции,
Где будет буква «Д».
Видны за окнами дома
И дети на дорожках.
А вот и буква «Д» сама
На самоварных ножках.

Д

У дороги лес дубовый,
До плеча нам этот лес.
А когда-нибудь дуброва
Здесь раскинет свой навес.
Заведутся здесь лисицы.
Мед в дупле найдет медведь,
На деревьях будут птицы
Гнезда вить и песни петь.

Это желуди когда-то
Посадили здесь ребята,
Чтобы вырос до небес
Богатырь - дремучий лес.

У той же буквы строят дом
Большой, многооконный.
Встает этаж за этажом
Железный и бетонный.

В жару, и в холод, и в туман
Возводят дом рабочие.
Им подает подъемный кран
Цемент, кирпич и прочее.

Растет домище-великан,
Дорос почти до крыши.
И с каждым днем подъемный кран
Уходит выше, выше...

Но снова мы поехали
По узкой колее
И наконец приехали
К вокзалу с буквой «Е».

Е

Буква «Е» - она же «п»
Вроде этажерки.
(Полка средняя ее
Не совсем по мерке.)

Мы сошли у буквы «Е»,
Посидели на скамье.
Ежевики мы поели
И в реке меж камышей
Осетра поймать хотели,
А поймали трех ершей.

В этом месте очень колко
Все, что в руки ни возьмешь:
Нам ладони колет елка,
Ежевика, ерш и еж.

Нам в лесу попался ежик.
Но, подняв его с земли,
Головы его и ножек
Разглядеть мы не могли.

Ощетинил он иголки,
Словно иглы старой елки,
Спрятал ноги, спрятал нос
И в клубок свернулся колкий,
Будто перьями оброс.

Отпустил я недотрогу.
Но довольно о еже.
Нам пора опять в дорогу.
Уезжаем к букве «Ж».

Ж

Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж!

Жужжат над лугом в жаркий день
Кружащиеся пчелы
И шмель мохнатый, и слепень,
И майский жук тяжелый.

Но есть другой жужжащий звук:
Жужжит не овод и не жук,
Не дружный рой пчелиный,
Не рыжий шмель и не комар...
С жужжаньем мчится на пожар
Машина за машиной.

Должно быть, каждый видел дом
В два этажа и выше
С большим двором и гаражом
И вышкою на крыше.
Смотрите - в верхнем этаже
Пожарные сидят.
А ниже - в светлом гараже
Машины в дверь глядят.

Сигнал дежурный подает,
И через миг один
Бежит наружу из ворот
Отряд автомашин.

Ребенок, может быть, в избе,
Шутя, огонь зажег.
Иль сажа вспыхнула в трубе,
Иль загорелся стог,
Горит жилье или амбар
В ночной тиши иль днем,
Жужжащей пулей на пожар
Летят борцы с огнем.

Добит огонь - разбойник злой,
И вот уже назад
Несется дружно удалой
Пожарников отряд.

Но туча на небе встает.
Уж верно, быть грозе.
А нам пора на самолет
Летим мы к букве «3».

З

На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три.
В звезде найдешь ты букву «З»,
И в золоте, и в розе,
В земле, в алмазе, в бирюзе,
В заре, в зиме, в морозе.
И в звонкой зелени берез,
И в землянике зрелой...

А мы летим с тобой в колхоз,
Где все зазеленело.
Шумят колхозные сады,
Звенит трава зеленая,
И даже в зеркале воды
Есть зелень отраженная.
Не испугает нас гроза,
Летим мы выше туч.
И нам в пути слепит глаза
Закатный длинный луч.

Вот за рекой большой колхоз,
Зеленые луга.
В тиши стада коров и коз
Жуют, склонив рога.

Ребята разожгли костры
Из трав и сушняка,
Чтоб разлетелись комары
От сизого дымка.
Мы на зеленую траву
Садимся меж ребят.
Мы их зовем к себе в Москву.
- Зимою! - говорят.

Картошку мы печем в золе.
Но надо уезжать.
И, разбежавшись по земле,
Взлетаем мы опять.
Несемся ввысь, летим вперед
Сквозь тучи грозовые
И прилетели на завод,
Что нашей родине дает
Машины грузовые.

Здесь много трудится людей,
Машины создавая.
Из многих строится частей
Трехтонка грузовая.
Из многих строится частей
Мотор, коробка скоростей,
И кузов, и кабина,
Мосты - и вся машина.

Все эти части до одной
Не соберешь руками.
Они на ленте подвижной
Друг к другу едут сами.
А лента движется вперед
И дни и ночи напролет.
И вот, когда придет пора,
Мотор на место сядет.
Его на раме мастера
Заботливо приладят.

Теперь на раме есть мотор,
Кабина, где сидит шофер.
Сейчас поставят кузов
Для перевозки грузов.

Надев колеса, в бак зальют
На первый путь бензину.
Затем обкатчику сдают
Готовую машину.
Мотор обкатчик заведет
И выезжает из ворот.

А нам, друзья, лететь пора.
Исправилась погода.
Здоровы будьте, мастера,
Рабочие завода!
Дорога змейкою бежит,
А реки, как ручьи.
Куда ж теперь наш путь лежит?
Конечно, к букве «И».

И

Спускаясь плавно с вышины,
Находим мы площадку.
Внизу флажки уже видны.
Идем мы на посадку.

Колеса выпустив свои,
Стальная наша птица
Недалеко от буквы «И»
Среди полей садится.

Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними поясок,
Протянутый наискосок.

Над речкой у обрыва,
Поникнув головой,
Поблескивает ива
Серебряной листвой.
На каждой ветви гибкой
Дрожат от ветерка
Листочки, словно рыбки
В сетях у рыбака.

Шуршат деревья листьями
Над самой рябью вод.
Плывет к причалам пристани
Столичный пароход.

А там на горке над рекой
Идет работа день-деньской,
Ползут змеею стружки.
Готовят детям в мастерской
Из дерева игрушки.

Искусно выточенный конь
Стоит, готовый к бою.
Его за повод только тронь
Помчится за тобою.

Вот самоходный пароход
И поезд с машинистом.
Лишь заведи его - пойдет,
Да как еще - со свистом!

Нам показали мастера
Отличную работу.
Но в путь-дорогу нам пора.
Идем мы к самолету.
Опять мотор мы завели
И, оторвавшись от земли,
Летим над степью гладкою,
И вдруг увидели вдали
Огромное «И краткое».

Й

У станции «И краткое»
Нас встретили загадкою.
«Прочти и отгадай-ка:
Что надо пропустить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?»

Один из нас минуты три
Подумал над разгадкою
И отвечал: - Крючок сотри
Над буквою «И краткое»!

А в это время над землей
Промчался пчел гудящий рой.
Летят они, как пули.
Несутся пчелы а лес густой,
Чтоб строить новый улей.
Взлетел на клен пчелиный рой,
Повис в зеленой чаще.
А мы возьмем мешок пустой,
Поймаем рой жужжащий.
Мешок ребята отнесут
В подарок пчеловоду.
Пускай в колхозе припасет
Для нас побольше меду.

А мы отправимся пока
К соседней букве - к букве «К».
Опять летим сквозь облака.
Но надо опускаться,
Вот перед нами буква «К».
Стоит жара. Ни ветерка.
Идем к реке купаться.

К

Кусты на берегах крутых
Нас укрывают тенью.
А мы разделись - и бултых!
Поплыли по теченью.

Купались долго мы в реке,
Копались в мягком иле.
Потом катались в челноке
И карасей ловили.

Среди густого камыша,
Как по лесной тропинке,
Челнок скользил, слегка шурша,
Кругом цвели кувшинки.

И вдруг мы слышим вдалеке
Как будто дробь погони.
С горы спускаются к реке
Рысцою легкой кони.

Ребята гонят жеребят
На ближний плес купаться,
А те играют и шалят,
Куснуть друг друга норовят
И ну - в песке кататься.

Вот черногривый конь гнедой
Погнал волну кругами,
Перебирая под водой
Проворными ногами.

Кипит в реке водоворот,
Несется плеск и ржанье,
Пока под ивами идет
Веселое купанье.

Мы постояли у реки,
Готовые к походу,
Следя за тем, как стригунки
Расплескивают воду.

Кукушка пела нам «ку-ку»,
Но мы «прощай» сказали
Коням, кукушке, тростнику
И лодке на причале.

Опять в кабину сел пилот,
Завел свои моторы,
И полетел наш самолет
В небесные просторы.
Куда ж теперь он полетел?
К ближайшей букве - букве «Л».

Л

На траве лесной поляны
Летний лагерь полотняный.
Погляди: в любой палатке
Вещи сложены в порядке.
Нет лентяев и нерях
В пионерских лагерях!

На площадке легкой змейкой
Алый флаг взлетает ввысь.
Это утром на линейку
Пионеры собрались.

Вместе с ними солнце встало,
Смотрит сверху на ребят,
И в лучах полоской алой
Сотни галстуков горят.

Над столовой - купол неба,
Нет над нею потолка.
Подают нам ломти хлеба
И кувшины молока.

Мы попили и поели
И, сказав спасибо всем,
На машине полетели
К новой букве - к букве «М».

М

То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву «М»,
Как бы спускаешься в Метро
И вверх идешь затем.

В Метро на мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит
И все конца ей нет.

Одна из лестниц мчится ввысь,
Другая вниз идет.
Ты можешь сам по ней пройтись,
А хочешь - стой, не шевелись:
Ступенька довезет!

Мелькая, мчатся поезда
По рельсам под Москвой.
В Метро не жарко никогда,
Морозов нет зимой.

Гуляет меж бетонных стен
Бесшумный ветерок.
Но побывать у буквы «Н»
Давно пришел нам срок.

Н

Ты букву «Н» найдешь в свинце,
И в никеле, и в цинке.
Найдешь в начале и в конце,
А также в серединке.

Найдешь и в солнцу, и в луне,
И в синем океане.
Найдешь и в полной тишине,
И в звонком барабане.

Не может быть без буквы «Н»
У бочки дна, у дома стен.
У буквы «Н» - наборный цех.
Готовит книжки он для всех.

Писатель написал рассказ
И новые загадки.
Но написал их только раз
Чернилами в тетрадке.
Нельзя же толстую тетрадь
Сто тысяч раз переписать!
Печатать надо книжки.

В наборной опытный народ
Для книжки буквы наберет
Из ящика без крышки.
Наборщик смотрит в мастерской
В раскрытую тетрадку,
И буквы бережной рукой
Он ставит в ряд - одну к другой
На планочку - верстатку.

Резные буквы из свинца
В ряды он ставит ловко.
Набрал страницу до конца
И обвязал веревкой.

Но утомителен для глаз
Наборный труд старинный.
Пусть поработает за нас
Наборная машина.

Она и строчки наберет,
И отольет в пластинки.
А ты работаешь, как тот,
Кто пишет на машинке.

Строка к строке, строка к строке,
Литой набор ложится.
И вот сверкает на доске
Свинцовая страница.

Она пойдет в соседний зал,
В машину прочно ляжет.
А уж в машине влажный вал
Страницу краской смажет.

Пустил машину машинист,
И чуть налег на чистый лист
Набор, покрытый краской,
Бумага стала сказкой!

Так лист готовят за листом,
Потом переплетают,
И новых сказок толстый том
Читатели читают.

У буквы «Н» прервем поход.
Нам надо отдохнуть.
У «Н» мы встретим Новый год,
Пройдет зима, весна пройдет,
А там и снова в путь!

О

Мы видим школьный огород.
Водой он свежей полит.
О нем заботится народ
Окучивает, полет.

Лежат здесь окна на земле.
Блестят на солнце стекла.
Под ними лук растет в тепле,
Редис, морковь и свекла.

Смотрите, свежий огурец
Бочком лежит на грядке.
Меж листьев прячется, хитрец,
Играет с нами в прятки.

Вот помидоры, вот салат,
А вот укроп кудрявый.
Здесь овощей не заглушат
Разросшиеся травы.
Пойдем отсюда по тропе
И мы дойдем до буквы «П».

П

Пред нами птицы разных стран.
Здесь целый город птичий!
Вот розоватый пеликан.
Под клювом у него карман
Для пойманной добычи.

Вот ковыляющий пингвин,
Морской пловец проворный.
А рядом - голубой павлин
Раскинул хвост узорный.

Вот попугай на вас глядит,
Горбатым клювом щелкая,
И тут же перепел сидит
С рябою перепелкою.

У той же самой буквы «П»,
Свернув направо по тропе,
Увидите вы вот что:
Над дверью надпись: «Почта».

Сюда пришло твое письмо,
А почтальон поставил
На нем почтовое клеймо
И тут же в путь отправил.

Его вручили, например,
Потапову Андрею.
А нам пора до буквы «Р»
Добраться поскорее!

Р

Мы встретили ученика,
И на его шинели,
На уголках воротника,
Две буквы - «РУ» - блестели.

А на фуражке с козырьком
Блестящий ключик с молотком.
Такими хлопцами, как он,
Гордиться могут в школе:
Он и в работе чемпион,
И в пляске, и в футболе.

Не зря такой же ученик
Был первым, кто на свете
В просторы космоса проник
На корабле-ракете.

Всем нашим юным мастерам
Любого званья, цеха
Строителям и столярам,
Электрикам и малярам
Желаем мы успеха!

Но слышен паровозный свист,
Садимся мы в экспресс.
И нас товарищ машинист
Доставит к букве «С».

С

У буквы «С» сажают сад
Ребята сотой школы.
К весне листвой зашелестят
Деревья-новоселы.

Здесь будут травы и кусты,
И тополя, и клены.
И глянет солнце с высоты
Сквозь каждый лист зеленый.

Большой цветник разбил отряд
Соседней новой школы.
Пускай летят из сада в сад
Через дорогу пчелы!

Пусть блещет каждый сад и сквер
Своим цветным нарядом.
Пусть будет весь СССР
Сплошным цветущим садом!

У буквы «С» - сосновый бор.
Сосна к сосне, как на подбор.
Спилили толстые стволы
И в доски превратили,
А столяры из них столы
И стулья сколотили.

А самый стройный, гибкий ствол
Служить на парусник пошел
И мачтой в синем море
Гуляет на просторе.

Есть по соседству зоосад.
Там за решетками оград
Живут сычи и совы,
Синицы, страусы, сурки,
Слоны, горбатые быки,
Косматые коровы.

Пасется северный олень,
И соболь спит на полке.
И, как собаки в жаркий день,
Сидят, скучая, волки.

Трусливый суслик у стены
Снует, шурша в соломе.
Стоят огромные слоны
В своем слоновьем доме.

Спокойно дремлет старый слон
И хлопает ушами.
И ходит слух, что ночью он
Дрожит перед мышами.

Вот уши серые торчат
Откормленного зайца.
А там семейство медвежат
На сене кувыркается.

Висит, качаясь на хвосте,
Смешная обезьянка.
Но нам пора на букву «Т».
Бежим до полустанка!

Т

Мы так давно с тобой в пути.
Скучают наши мамы.
На телеграф бы нам пойти,
Послать им телеграммы!

Нам из окна телеграфист
Дает бумажный тонкий лист,
И пишем мы три слова:
«Здоровы будь здорова».

За телеграмму с нас берут
Положенную плату.
А через несколько минут,
Стуча ключом, передают
Слова по аппарату.

Нам говорят, что через час
Доставят телеграммы.
Но мама не услышит нас...
Поговорить бы с мамой!

Пред тем, как тронулся вагон,
Успели на минутку
Мы забежать на телефон.
И вот зовут нас в будку.

Телефонист дает Москву,
А говорим мы сами:
- Прощай! Мы едем к букве «У»!
Кричим мы в трубку маме.

У

Заходим в школу на часок.
Стоят рядами парты,
И отвечают свой урок
Ученики у карты.

Вот первый школьник показал
Моря своей указкой.
Другой нашел на ней Урал,
Потом хребет Кавказский.

Урал на карте очень мал,
В длину четыре пальца.
На карте нет ущелий, скал
И нет заводов, где металл
Готовят нам уральцы.

Учитель прочитал рассказ
И будто на Урале
На рудниках за этот час
Мы с вами побывали.

Мы постояли у печей
Завода на Магнитке,
Где, как сверкающий ручей,
Чугун струится жидкий.

В земле железная руда
Спала бессчетные года,
Скрывалась в недрах темных,
Но рудокоп ее достал,
И вот металл заклокотал
В печах огромных
Домнах.

Сейчас в ковши он будет течь,
Нас обдавая жаром.
Потом в мартеновскую печь
Пойдет он к сталеварам.

Но вот кончается урок.
Идут гулять ребята.
А наг в живой свой уголок
Уводят два юнната.

Здесь в уголке живут ужи.
Мы их берем без страха.
А вот лягушки и ежи,
Удод и черепаха.

У черепахи главный шеф
Юннат Углов Володя.
Но нам пора на букву «Ф».
Плывем на пароходе.

Ф

Фанфары слышатся вдали:
На пристани у мола
Наш пароход встречать пришли
Любители футбола.

Команды двух военных школ
Играть приехали в футбол.
Идем смотреть на этот матч.
Суворовцы с налета,
Открыв игру, забили мяч
Нахимовцам в ворота.

И хорошо, что не в свои!
Но слышен грозный свист судьи.
Судья зовет к порядку
Футбольную площадку.

Игра горячая футбол!
Для уравненья счета
Нахимовцы забили гол
Суворовцам в порота.

Еще не кончена игра,
А нам гудок из гавани
Напоминает, что пора
Опять пуститься в плаванье.

Наш пароход всю ночь плывет.
Морская гладь спокойна.
И вдруг в пути мы видим флот
Советский китобойный.

Он быстро движется к земле.
Соскучился по дому.
И флаг на каждом корабле
Рад ветерку родному.
Ходили фабрики-суда
Почти под самый полюс.
Они не раз с горами льда
И с бурями боролись.

А кит - бродячий великан
Их обдавал волною
И вверх выбрасывал фонтан
В пять метров вышиною.

Везет флотилия в Союз
Китовый жир, китовый ус,
Добыча не плоха!
Мы проводили корабли,
А сами к гавани пошли
К ближайшей букве «X».

X

Недалеко от буквы «X»,
Как снег, белеют вороха
Очищенного хлопка.

Откуда этот снег идет?
Его дает чудесный плод
Хлопчатника коробка.
Полна коробка волокна.
В коробке зреют семена.
Когда же осенью она
Свои раскроет створки,
Приходят дни уборки.

Уборка - хлопотливый труд.
Усердно хлопок соберут
Колхозы-хлопководы.
Потом на склады повезут,
Оттуда - на заводы.

Но снова едем мы в колхоз.
Нам встретился художник.
Он ящик с красками привез
И свой станок - треножник.

Привез художник и тетрадь,
И белый холст на раме,
Углем он начал рисовать,
А мы - карандашами.

Нарисовали мы с холма
Поля колхозные, дома.
В полях уборку хлеба
И над полями небо.
Нарисовали пастуха
У дома на крыльце.
Потом, покинув букву «X»,
Пошли мы к букве «Ц».

Ц

У буквы «Ц», достав билет,
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.

А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой
Стоит он на седле.

Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули,
И обезьяна-акробат
Качается на стуле.

У обезьяны на плече
Собака-танцовщица...
Но нам пора на букву «Ч»
Отсюда торопиться!

Ч

В пути нам захотелось пить.
И вдруг в дремучей чаще
Мы видим тоненькую нить
Лесной ручей журчащий.

Какая сладкая вода
Здесь - в чаще незнакомой!
Такой воды мы никогда
Не пробовали дома.

Наполнив чайник через край,
Мы воду вскипятили
И очень вкусный, свежий чай
В лесу из чашек пили.

Потом пошли мы, не спеша,
К соседней букве - к букве «Ш».

Ш

Идем-бредем - за шагом шаг
Весь день без остановки.
И вот пришли в универмаг
Купить родным обновки.

В универмаге продавцы
Нам шарфы показали,
Шелков различных образцы
И шерстяные шали,
Тут шапки, шляпы для ребят
Лежат в одном отделе,
В другом на вешалках висят
И шубы и шинели...

В ларьке направо - шоколад.
В ларьке налево - лимонад.
Здесь только нет для нас борща.
Его найдем у буквы «Щ»!

Щ

У шипящей этой буквы
Щи и борщ кипят в котлах.
Сколько свеклы, сколько брюквы
И капусты на столах!

Сколько репчатого лука
На большой сковороде!
Лещ и карп, карась и щука
Тихо плавают в воде.

Перед каждой новой сменой
Здесь наводят чистоту.
Долго моют пол и стены,
Моют щетками плиту.

Все начищено до блеска.
От кастрюль струится свет.
Здесь машина-мясорезка
Рубит мясо для котлет.

Чистит овощи машина,
Мелет кофе, режет сыр,
И с картошки лентой длинной
Сам снимается мундир.

Пищей свежей и здоровой
Кормит досыта народ
Эта фабрика жаркого,
Щей наваристых завод!

Мы славно пообедали
У щедрой буквы «Щ».
Всего мы здесь отведали:
И щуки и борща.

А рано утром натощак
Пошли мы к букве «Твердый знак».
Но не могли найти никак
Ни твердый знак,
Ни мягкий знак...

Ъ, Ь

Мы долго думали в пути,
Где эти знаки нам найти,
И после размышленья
В печать решили мы послать
Такое объявленье:
«Пропала
Не собака,
А два
Печатных знака.
Найти их рядом мудрено.
Но, может быть, однако,
Словцо отыщется одно,
Где будут оба знака?»

В одной из утренних газет
Мы через день прочли ответ
От школьника Листова
Из города Ростова.

Илья Листов ответил так:
«И твердый знак, и мягкий знак
Найдешь в одно мгновенье.
Ты их найдешь,
Когда прочтешь
Свое же объявленье!»

Мы обЪявленЬе перечли
И оба знака в нем нашли.
И написали мы в Ростов:
«Благодарим, Илья Листов!»
Потом в автомобиле
Мы съехали с горы
И быстро докатили
До станции «Еры».

Так сотни лет звалась она
До нас, в былые времена.
А нынче эту букву мы
Обычно называем «Ы».

Ы

Глядим, - у станции «Еры»
Заборы красят маляры.
Спросили мы у маляров:
- Скажите, маляры,
Где отыскать десяток слов,
В которых есть «еры»?

Нам отвечали маляры:
- Нет случая такого,
Чтоб эта самая «еры»
Была в начале слова.

Бывает эта буква
В конце и в середине.
В конце капусты, брюквы
И в середине дыни.

Легко найдете вы «еры»
В словах «костры» и «топоры».
В «бутылке» и в «корыте».
Еще три слова на «еры»
Вы сами подберите!

Сказав спасибо малярам,
Мы покатили по горам,
Помчались легче пуха
По гладкой, ровной колее
И увидали букву «Э»,
Похожую на ухо.

Э

До этой буквы нас довез
Не паровоз - электровоз.
Он нас домчал в короткий срок.
Его толкал электроток.

Несет нам ток электросеть,
Чтоб лампочки могли гореть,
Чтобы до утренней зари
Светили ярко фонари.

Мы в светлый зал гуськом вошли,
Там, выстроившись в ряд,
Жужжат машины, как шмели,
Таинственно гудят.

Они не ткут, они не шьют
И не прядут для нас.
А то, что нам они дают,
Невидимо для глаз.

Идут от дома провода
На запад, на восток.
По ним в колхозы, города
Бежит электроток.

Вот почему мы этот дом
Электростанцией зовем.
У той же буквы есть экран
Большое полотно.

Пред тем, как сесть в аэроплан,
Смотрели мы кино.
Мы видели киножурнал,
Чапаевцев в бою.
Потом автобус нас помчал
На главный аэровокзал.
Летим до буквы «Ю».

Ю

В пути, в неведомом краю
Нам компас - лучший друг.
Одной заглавной буквой «Ю»
На нем отмечен Юг.

А стрелка легкая - магнит
На Север кончиком глядит.
Довольно Север мне найти,
И я в короткий срок
Определить могу в пути,
Где Запад, Юг, Восток.

Над облаками мы летим
По компасу на Юг,
На берег моря, в Южный Крым,
Где нет зимою вьюг.
На Юге к морю мы пошли.
Валы бегут, шумят.
Глядим: пускает корабли
Компания ребят.

Один из них нам показал
Устройство корабля.
- Вот это, - говорит, - штурвал
Иль колесо руля.
- Вот палубы! - сказал моряк.
Переднюю зовут
По-нашему - морскому - «бак»,
А кормовую - «ют».

И долго с юным моряком
Мы разговор вели.
Отлично с морем он знаком
И знает корабли.

Он рассказал нам по пути,
Что очень любит флот
И в юнги думает пойти,
Чуть только подрастет.

Мы с черноморцем удалым
Расстались, как друзья.
И, покидая Южный Крым,
Несемся к букве «Я».

Я

От буквы «А» до буквы «Я»
Течет река Аму-Дарья.
Полна воды Аму-Дарья.
Ее могучая струя
Пойдет туда, где ныне
Еще безлюдные края,
Песчаные пустыни.

Пускай в песках, где пауки
Да ящерицы жили,
Перекликаются гудки
И хлопка мягкие тюки
Везут автомобили.

Пусть будет хлебным этот край,
Безводный и бесплодный.
Пусть яблок, ягод урожай
Приносит ежегодно!

От буквы «А» до буквы «Я»
Течет река Аму-Дарья.
От буквы «А» до буквы «Я»
Идет и азбука моя.

По ней везли нас поезда,
Морские пароходы.
Мы повидали города,
Колхозы и заводы.

На самолете мы неслись,
Спускались вниз, взлетали ввысь.
На легкой лодке плыли,
Тряслись в автомобиле.

И вот доехали, друзья,
Мы до последней буквы - «Я».
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд передний.

Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых «я» да «мне»
Стоят на первом месте!

Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком,
А для тебя они - ключи
Ко всем хорошим книжкам.

В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Прочтешь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.

Найдешь ты храбрости пример
В своей любимой книжке.
Увидишь весь СССР,
Всю Землю с этой вышки.

Тебе чудесные края
Откроет путь от «А» до «Я».

Бабушка, расскажи, пожалуйста, интересную историю! – Пропищала самая младшая из собравшихся вокруг старушки – пчелы маленьких пчёлок.
- Хорошо, моя маленькая, слушайте дети внимательно, и запоминайте, ведь вы должны изучить законы Роя, чтобы не только выжить в нём, но и принести пользу нашей большой семье, в которой все взаимоотношения построены на строгой дисциплине. На первый взгляд может показаться, что здесь будничные дни похожи друг на друга, ведь с утра и до утра все без устали работают во благо Роя и королевы – Матки.
- Все без исключения работают? – Спросила пчёлка, заинтересованно шевеля усиками.
- Исключение в этом правиле – трутни, или, как мы их называем, безымянные. Все, кроме ленивых и толстых нахлебников, занимаются своей работой: Одни собирают нектар, другие охраняют вход в наше царство от посягательства кровожадных ос, сладкоежек – муравьёв, и других непрошеных гостей.
- Бабушка пчела, а как вас зовут? – Поинтересовалась маленькая серенькая пчёлка, очищая мохнатыми лапками тоненькие восковые пластинки со своего брюшка.
- Моё имя УСПОМ, так же как и имя многих стареньких пчёлок.
- А почему у меня и моих подружек одинаковые имена, а у тех, кто постарше, похожие, но более длинные и разные по звучанию?
- Значение ваших имён я расскажу вам чуть позже, после этой поучительной истории, слушайте, но не отвлекайтесь от работы, вам до захода солнца нужно построить ещё сотню сотовых ячеек, чтобы королеве – Матке хватило места для кладки яичек. Постарайтесь работать качественно, потому что в плохих ячейках рождаются трутни, а их хватает…
- Мы стараемся, бабушка, и ждём, не дождёмся появления на свет своих младших сестричек! Мы уже любим их, и будем заботиться о них, пока они не станут самостоятельными.
- Это хорошо, так и должно быть в сильной пчелиной семье. Любовь, справедливость и порядок обеспечивают процветание Роя. Итак, начнём!
- Утро, которое запомнилось всем обитателям Царства, было необыкновенным. Сколько событий произошло за столь короткое время! - Появились на свет несколько молодых маток, которые, найдя своих сестёр – соперниц по призывному пению – боевому кличу, вступили между собой в схватку…
Ведь вы же знаете, милые, что выживает сильнейший? Если ты больна или ленива, твоё место займут другие пчёлы, а ты погибнешь. Таков закон пчелиного Роя.
Так вот, самая сильная матка победила всех своих ровесниц – кандидаток на престол, и теперь настойчиво искала старую королеву – Матку, чтобы заполучить власть в честном бою.
Придворные пчёлы давно готовились к свержению королевы, потому что она всё меньше яичек откладывала в соты, численность Роя стремительно уменьшалась, возрастала опасность поражения в войне с армией ос, превосходящей пчелиное воинство в два раза. Не было работы у рабочих пчёл, - Уборщиц и Строителей, Матка уже не успевала за добросовестными труженицами, и им приходилось сидеть без дела и вместе с трутнями есть мёд, принесённый их старшими сёстрами – Медоносами. В Рою росло недовольство, королева – Матка не справлялась со своими обязанностями.
- Что же спасло Рой от неминуемой гибели? – Зажужжала пчёлка по имени УС, закончив строить ещё одну сотовую ячейку.
- Молодая матка свергла королеву и заняла её место. Все возлагали большие надежды на новую правительницу, но однажды, молодая Матка вылетела на прогулку и не вернулась. Придворная пчела по имени УСП, сопровождавшая королеву, рассказала, что она попала в лапы огромного шершня, нашего самого опасного и сильного врага. Всё больше их стало появляться в наших краях, многие пчёлы – медоносы по этой причине не вернулись домой…
После гибели королевы в Рою нарушился традиционный уклад жизни. Все пчёлы – Уборщицы, Строители, Охранники, Медоносы и бывшие Придворные объединились для защиты своего Царства. Но их ряды редели, а новые пчёлки не появлялись на свет, – не было королевы – Матери.
С наступлением осеннего сезона дождей прекратились нападения стремящихся к лёгкой наживе любителей сладкого мёда – жестоких ос и хитрых муравьёв. Все пчёлы вздохнули с облегчением. Но была ещё одна серьёзная проблема, – где брать матку? Рой снова на грани гибели. Если до начала зимы не свершится чудо, все погибнут!..
- Бабушка, неужели чудо свершилось, ведь сейчас наш Рой самый сильный и многочисленный из всех пчелиных семей! – Воскликнула самая младшая пчёлка – Уборщица по имени У.
- Свершилось, моя девочка! Рой наш процветает, королева у нас молодая и трудолюбивая.
- Но как же это случилось? – Спросила озадаченная малышка, с уважением касаясь своими усиками усиков мудрой старушки.
- Однажды яркий свет изнутри озарил наше, всегда сумрачное дупло, в котором наш Рой поселился в незапамятные времена. Какая – то чудесная сила подняла дупло в воздух, омочила нас водой так, что мы не могли взлететь, и перенесла в чистое, просторное дупло, полное медовых запасов, которых должно было хватить на всю зиму. После того, как мы немного успокоились, к нам подселили молодую матку, и началась новая жизнь.
- А кто подселил? Какая это такая сила, не верю! – Вмешался в разговор трутень, который обедал неподалёку и случайно услышал эту удивительную историю. – Сказки можете рассказывать только что вылупившимся наивным детям. Только мы, трутни, можем жить в любых пчелиных семьях, охранники нас пропускают, а вот чужую матку они не принимают, даже если в Рою нет своей матки. Да и кто к вам прилетит, кому вы нужны!
- Неправда! – Возмутилась молодая пчелка УСП. – Охранники всегда впустят чужих пчёл, заблудившихся или выбившихся из сил после долгого перелёта...
- Относительно Матки, Безымянный трутень прав. – Произнесла старушка. - Но новую Матку нам подсадили изнутри, она не прилетела через главный вход. Королева имела такой же запах мяты, как и вся наша семья после переселения в просторное дупло. И это чудо свидетельствует о том, что есть кто-то, более могущественный, чем мы, какая-то никому не известная сила, которая покровительствует нам. И за это мы делимся с нашим Спасителем продуктами нашего труда – мёдом, воском, пыльцой с цветов, и целебным клеем, собранным с деревьев.
- Вы отдаёте кому-то мёд, не зная, кто это? Что за бред! – Возмутился трутень.
- Но Он, в отличие от вас, трутней, помогает нам!
- От нас тоже есть польза, иначе вы не впускали бы нас в своё обиталище.
- Не спорю, - усмехнулась старая пчела – вы все кандидаты на трон рядом с королевой - Маткой, но не забывайте, что когда наступят холода, пчёлы-Охранники выгонят вас на улицу, ведь мы будем беречь мёд для зимовья и выращивания к весне молодого потомства.
- Я тебе не верю, старая! – С обидой в голосе ответил трутень, с трудом выползая на улицу, и с громким жужжанием полетел искать другую гостеприимную семью.
- Бабушка, вы обещали раскрыть тайну наших имён! – напомнила пчёлка по имени УС, высунув головку из сот и до блеска полируя их внутренние восковые стенки.
- Никакой тайны здесь нет. У каждой пчёлки уже при рождении появляется свой круг обязанностей. Только что вылупившиеся пчёлки, например, убирают мусор, имя им У, или Уборщики. Те, что постарше, как вы, зовутся УС, - вы Строители, первый уровень подготовки вы уже прошли, получив в награду за труд второй звук ’’С”.
Третий уровень – самый почётный, не каждый пчеле доверяют быть Придворной королевы и ухаживать за Маткой. Поэтому не у всех пчёл в имени есть звук ’’П’’.
Следующая, не менее почётная работа – Охранник. К имени прибавляется ’’О’’. И последняя ступень, она самая ответственная – ’’М’’, Медонос.
Эта работа связана с риском, она доверяется только взрослым пчёлам, выносливым и смелым, прошедшим все ступени обучения в школе жизни дружной семьи под названием пчелиный Рой...

April 8, 2014 admin

Весна – пора цветения, изобилия корма и наиболее интенсивного выращивания расплода. При той быстроте, с которой развиваются личинки, усердная откладка яиц маткой приводит к стремительному увеличению числа пчел в семье и вследствие этого к быстрому усилению семьи, но не к непосредственному увеличению числа семей на пасеке, так как каждая семья пчел с маткой – это обособленное «государство», в котором вырастающие из расплода пчелы лишь пополняют численность его «граждан».

Однако и пчелиные семьи должны размножаться. Ведь нередко одна из семей погибает от болезни, голодовки после плохого лета или из-за какой-нибудь другой несчастной случайности, и если бы не возникали новые семьи, то вскоре совсем не осталось бы пчел.

Новой семье нужна новая матка; только если появление ее обеспечено, семья как таковая может размножиться, а это происходит путем «роения» пчел.

Подготовка ведется в полном безмолвии. Как правило, в мае рабочие пчелы закладывают несколько маточников и выращивают в них путем

Особого кормления молодых маток. В большинстве случаев им было бы достаточна одной матки, но с ней может произойти несчастье. Уничтожить нескольких лишних маток пчелам нетрудно, но совершенно невозможно в нужный момент раздобыть одну недостающую. Природе не свойственна сентиментальность, поэтому в семье выращивается с полдесятка или более маток, большинство которых заранее обречено на смерть.

Примерно за неделю до того, как первая молодая матка должна вылупиться из своей ячейки, семья роится. Повидимому, и в этом случае инициатива снова исходит от рабочих пчел. Уже за несколько дней до этого их деятельность несколько сокращается. В сильной семье пчелы плотными кучками сидят перед летком своего жилища. Внезапно все они приходят в возбуждение, устремляются в улей, припадают к сотовым ячейкам и наполняют медом медовые зобики. Приблизительно половина всех пчел семьи вылетает из улья. С «ранцами», полными меда, который они берут с собой в качестве провианта в неведомую путь-дорогу, пчелы спешат к летку и поднимаются вверх в беспорядочном, неистовом вихре. Они кружатся, налетая, друг на друга. В воздухе - целая туча пчел. Вместе с ними покидает улей и старая матка.

Рис. 31. Рой собрался на ветке вокруг матки и образовал «роевую гроздь».

Сначала их путь недалек. Пчелиное облако собирается у ветки дерева или у какого-нибудь другого предмета (рис. 30) и располагается на нем плотной роевой «гроздью» вокруг матки (рис. 31). Теперь-то и наступает момент, когда расторопный пчеловод может без особого труда перенести рой в пустой улей и считать его своим. Чересчур замешкавшийся пчеловод может упустить рой. Ведь пока рой в бездействии висит на ветке, его квартирьеры (пчелы-разведчицы) уже усердно ищут подходящее для роя дупло дерева или пустой улей, находящийся нередко на отдаленной пасеке. Вернувшись, они приводят рой в движение и поднимают его в воздух. Роевая гроздь рассыпается, и снова пчелы, подобно облаку, движутся в вышине, направляясь к своему новому жилищу, куда ведут их пчелы-разведчицы. Как нарочно, это нередко случается именно в тот момент, когда пчеловод уже закончил все приготовления для снятия роя с дерева.

Оставшиеся в старом улье пчелы теперь не имеют главы своего королевства. Однако через несколько дней вылупляется первая молодая матка. Она не сразу приступает к своим материнским обязанностям. Только что вышедшая из маточника матка девственна (неплодна), и, прежде чем она сможет начать яйцекладку, ей предстоит совершить брачный полет. Матка не осеменяется внутри пчелиного улья. В большинстве случаев в течение первой недели после выхода из маточника она вылетает из улья на волю и спаривается в воздухе с одним или несколькими трутнями.

Вылет может повториться и в последующие дни. После этого она становится степенной матерью пчелиного; семейства, которая никогда не покидает свой дом - разве только в следующем году, когда она будет свергнута с престола молодой маткой и поспешит к летку с новым роем. Так проходит этот процесс, если семья отпускает только один рой. В этом случае после рождения первой молодой матки рабочие пчелы уничтожают все лишние маточники вместе с их живым содержимым. Но молодая матка с частью пчел может вылететь и со вторым роем.

В этом случае после выхода первой матки рабочие пчелы прежде всего сохраняют жизнь другим молодым маткам. Те не покидают своих маточников, потому что разгуливающая на свободе матка не потерпит присутствия в улье других маток и сейчас же нападет на них. Сидящие в маточниках матки только высовывают наружу хоботки через маленькие отверстия в своих маточниках и получают корм от рабочих пчел. В улье в это время звучит своеобразный дуэт. Разгуливающая по сотам матка издает звуки «тю-тю» («тюкает»), а матки, находящиеся в маточниках, заявляют о себе другими звуками: из их темниц раздается приглушенное «ква-ква».

Пчеловод говорит, что квакающие матки просятся на свободу, но, пока в ответ раздается «тюканье», они остерегаются покидать свои убежища. Пчелы не могут «слышать», как мы, и очень сомнительно, чтобы они могли заметить разницу между «тюканьем» и «кваканьем». Но благодаря тонко развитому чувству осязания они могут очень хорошо воспринимать звуки, подаваемые в непосредственной близости от них. Бели искусственно воспроизвести такие звуки, можно побеседовать с одной из пчелиных маток, составив с ней «дуэт» из вопросов и ответов. В удерживании молодых маток от преждевременного выхода их из маточников, вероятно, принимает участие также запах. Во всяком случае, находясь в маточниках, матки чувствуют, когда их соперница улетает с новым роем. После этого они выбираются из своих колыбелей. Одна матка остается в улье и становится матерью семьи, а остальных убивают.

Иногда роев отходит больше и соответственно больше маток вступает в свои права. С другой стороны, при неблагоприятной погоде и плохом питании роения может не быть совсем.

Техника использования роев на медосборе определяется, силой семей отпустивших рой, сроками роения пчелиных семей.

Использование роев, вышедших за 10 дней до медосбора

Если рой выходит за несколько дней до наступления медосбора, то практически

все пчелы, вышедшие с роем, используют медосбор. При этом чем сильнее будет рой, тем больше он соберет меда. Роевые пчелы имеют более высокую рабочую энергию, чем пчелы, оставшиеся в основной семье, поэтому рой усиливают печатным расплодом и летными пчелами роившейся пчелиной семьи.

Для усиления роя в чистый продезинфицированный улей переставляют одну-две рамки из основной роившейся пчелиной семьи. Все рамки тщательно осматривают и удаляют имеющиеся на них маточники. Между рамками с расплодом помещают рамки с вощиной. Гнездо для роя комплектуют сразу из двух корпусов или одного корпуса и двух надставок. В верхнем корпусе или надставках помещают большую часть рамок с печатным расплодом и вощиной, чередующихся между собой. При работе с ульями-лежаками новое гнездо комплектуют таким образом, чтобы оно занимало весь корпус.

Подготовленный улей ставят на то место, где находилась пчелиная семья, отпустившая этот рой, а улей с оставшимися пчелами основной семьи относят на новое место. Летные пчелы из основной роившейся пчелиной семьи слетят в улей с роем и присоединятся к летным роившимся пчелам. В результате образуется сильная семья-медовик с большим количеством летных пчел, обладающих высокой рабочей энергией.

Выходящие из расплода молодые пчелы еще более усилят рой и в скором времени примут участие в сборе меда.

Пчелиную семью, отпустившую рой, относят на новое место, на следующий день внимательно осматривают и формируют два нуклеуса из открытого расплода и оставшихся молодых нелетных пчел. При организации нуклеусов улей делят глухой перегородкой на две части с самостоятельными летками. В каждом отделении помещают по одному нуклеусу, в котором оставляют по одному зрелому печатному маточнику, а остальные маточники, имеющиеся на сотах роившейся пчелиной семьи, выламывают. Так как в нуклеусах некоторое время не будет летных пчел, в соты наливают небольшое количество воды. После выхода маток из маточников пчеловод должен проконтролировать спаривание матки с трутнем и начало откладки ею яиц.

Если наступающий главный медосбор продолжительный, но невысокий, то матка, находящаяся в рое, отложит большое количество яиц и в улье будет много открытого расплода, что приведет к снижению медосбора. В этом случае старую матку у роя перед медосбором отбирают и дают ему зрелый печатный маточник. Старую матку возвращают в материнскую семью, которую в дальнейшем объединяют с роем, сильно ослабевшим на медосборе.

Использование роев, вышедших за 20-30 дней до медосбора

Для определения состояния роя к моменту наступления медосбора нужно знать, что цикл развития пчелы из яйца продолжается 21 день; если рой посадить в заново сформированное гнездо, то первые молодые пчелы в нем появятся через 3 недели после роения; в летний период пчелы живут 35-40 дней; с роем вылетает молодая летная пчела (средний возраст 15-20 дней), которая проживет еще не более 20-25 дней. Следовательно, практически большинство летных пчел у роя погибнет раньше, чем на смену им появится новое поколение. Когда пчеловод формирует для роя новое гнездо, то он дает ему одну-две рамки разновозрастного расплода. Кроме того, часть летных пчел моложе 15 дней вылетает из улья, поэтому, хотя большинство летных пчел у роя отомрет, небольшая часть их к моменту наступления медосбора останется. Только их будет настолько мало, что рой не сможет собрать какого-то количества товарного меда я даже не обеспечит себя запасами корма на зиму.

В семье, отпустившей рой, молодая матка выведется через 2-6 дней, после выхода роя. Не менее 10 дней уйдет на ее спаривание с трутнем и начало откладки яиц, из которых только через 21 день начнут выводиться первые молодые пчелы. Следовательно, только через 35-40 дней после выхода роя в семье будут появляться новые пчелы от молодой матки. Вылетать за нектаром молодые пчелы начнут через 10-15 дней, то есть через 45-55 дней после роения пчелиной семьи.

Значительная часть имевшихся ранее в семье пчел за это время погибнет, и у нее останутся лишь те пчелы, которые вывелись в более поздние сроки; через 20-30 дней после выхода роя наступает главный медосбор, но использовать его будет лишь небольшая часть оставшихся в улье старых пчел, вследствие чего товарной продукции семья не соберет и не обеспечит себя кормами на зиму.

При таких сроках роения ни рой, ни роившаяся пчелиная семья меда не соберут. Выламывание маточников на соте для предупреждения роения эффекта не приносит, так как рабочее состояние пчелиной семьи при этом не восстанавливается. При возвращении роя назад, в материнскую семью, пчелы вновь закладывают маточники и роятся повторно.

При содержании пчел в двухкорпусном улье семью, отпустившую рой, оставляют в нижнем корпусе. У нее после тщательного осмотра гнезда должен быть на сотах только один зрелый печатный маточник, расположенный в верхней или средней части сота. Во втором корпусе размещают рой, гнездо для которого комплектуют в зависимости от его силы. Пчелам роя дают максимальное количество рамок с вощиной, используя при этом роевую энергию пчел и их способность отстраивать большое количество сотов. Леток в верхнем корпусе направляют в противоположную сторону по отношению к летку первого корпуса. Между корпусами помещают глухую фанерную перегородку.

До наступления главного медосбора семья, отпустившая рой, выводит молодую матку, а рой со старой маткой развивается и отстраивает большое количество новых сотов. При наступлении медосбора глухую перегородку между корпусами удаляют и основную пчелиную семью объединяют с роем. Старую матку удаляют и одновременно перегруппировывают соты с таким расчетом, чтобы в верхнем корпусе сосредоточить рамки с печатным расплодом, в нижнем корпусе - открытый расплод, Из двух слабых семей при объединении образуют одну сильную семью-медовик с молодой маткой. Пчелы этой семьи хорошо работают на медосборе. Старую матку целесообразно временно сохранить в одно-двухрамочном нуклеусе для дополнительного наращивания пчел к зимнему периоду.

При содержании пчел в многокорпусном улье в зависимости от силы роя и отпустившей его пчелиной семьи рой сажают в один или два верхних корпуса с летками, направленными в противоположную сторону по отношению к летку нижних корпусов, в которых оставляют основную семью. Между корпусами помещают глухую фанерную перегородку. В корпуса, предназначенные для роя, ставят одну-две рамки разновозрастного, преимущественно открытого расплода, один-два светло-коричневых сота с сушью, медо-перговые соты по краям гнезда. Все остальное пространство заполняют рамками с вощиной, которую роевые пчелы будут хорошо отстраивать.

В корпусах с основной семьей у роившейся семьи оставляют только один зрелый на выходе маточник. В дальнейшем, при наступлении главного медосбора, глухую перегородку между корпусами удаляют и объединяют обе пчелиные семьи, оставляя при этом молодую матку. Объединенная семья-медовик будет хорошо работать на медосборе, обеспечит себя запасами корма на зиму и даст товарную продукцию.

При содержании пчел в улье-лежаке после тщательного осмотра основной пчелиной семьи, отпустившей рой, у нее вырезают все маточники, кроме одного наиболее крупного, гнездо сокращают и оставляют на прежнем месте. Улей перегораживают глухой перегородкой на две части, в новое отделение, имеющее самостоятельный леток, помещают рой. При комплектовании гнезда для роевых пчел в новое отделение дают два медо-перговых сота, одну-две рамки с разновозрастным, преимущественно печатным расплодом, один-два светло-коричневых сота для откладки маткой яиц. Все остальное пространство отделения заполняют рамками с вощиной. Роевые пчелы, обладая высокой рабочей энергией, отстраивают большое количество новых сотов, а основная пчелиная семья в это время выводит себе матку.

При наступлении медосбора глухую перегородку, разделяющую улей на две части, переставляют на край гнезда, образуя отделение на одну-две рамки. Сюда пересаживают старую матку вместе с тем сотом, на котором она находится. Организованный нуклеус используют для дополнительного наращивания пчел на зимний период. Основную семью объединяют с роем, образуя семью-медовик с молодой маткой, которая хорошо работает на медосборе.

Использование роев, вышедших за 45-50 дней до медосбора

Для определения состояния роя к моменту наступления медосбора необходимо знать, что продолжительность жизни пчел в летний период 35-40 дней, с роем вылетели молодые пчелы (средний возраст 15-20 дней), которые проживут еще 20-25 дней. Следовательно, независимо от силы выходящего роя все роевые пчелы к моменту наступления медосбора отомрут. У роя останутся лишь те пчелы, которые появятся после роения пчелиной семьи.

После посадки роя в новое гнездо матка начинает откладку яиц, из которых через 21 день выйдут первые молодые пчелы до наступления медосбора остается еще около 25 дней. За это время рой полностью восстановит свою силу и у него накопится большое количество пчел, которые хорошо используют медосбор. За период между роением и медосбором роевые пчелы, обладающие высокой рабочей энергией, отстроят большое количество сотов.

В основной семье, отпустившей рой, через несколько дней после роения выйдет молодая матка. Примерно через 10 дней она оплодотворится и начнет откладку яиц. Еще через 21 день из этих яиц выведутся молодые пчелы. От момента роения до появления первых молодых пчел от новой матки пройдет 35-40 дней. К моменту наступления медосбора в основной пчелиной семье появятся молодые пчелы, способные выполнять работу по приносу нектара. Их количество с каждым днем будет все более увеличиваться.

Пчелиная семья сможет обеспечить себя запасами корма на зиму, а при благоприятных условиях соберет товарную продукцию.

Рой, вышедший за 45-50 дней до наступления главного медосбора, и пчелиную семью, отпустившую рой, можно использовать на медосборе самостоятельно. Если планом не предусмотрено увеличение пасеки, то рой сажают в этот же улей (в верхние корпуса при многокорпусном и двухкорпусном содержании пчел и с краю гнезда при содержании пчел в ульях-лежаках), отделив его от основной пчелиной семьи глухой фанерной перегородкой. При наступлении медосбора рой объединяют с материнской семьей и получают сильную семью-медовик, которая собирает много меда. До объединения семей роевых пчел используют на отстройке новых сотов.

Использование на медосборе слабых роев

Если перед наступлением главного медосбора выходят рои небольшой силы (массой 1-2 кг), то для лучшего медосбора объединяют 2-3 таких роя, сосредоточивая в одной семье большое количество молодых пчел. Для такого объединенного, свалочного роя комплектуют сразу большое гнездо. При содержании пчел в многокорпусных ульях для гнезда используют 3 корпуса; в 12-рамочных ульях с надставками - 2 корпуса или 1 корпус и две надставки, а в ульях-лежаках - полный корпус улья.

При посадке пчел нескольких роев в одно гнездо их обрызгивают жидким сахарным сиропом или придают пчелам общий запах. Сажают в улей эти рои не через леток, а сверху гнезда через разделительную решетку. Это дает возможность обнаружить и поймать всех молодых маток, лучшую из которых заключают в клеточку и помещают в гнездо между рамками. Матку выпускают на соты на следующий день.

Рои от средних и слабых семей используют только на медосборе, одновременно производя смену маток в основ­ных семьях.

Рой от слабой семьи

Рой, вышедший от слабой или средней семьи, сажают в новый улей, расположенный в 2 м от основной семьи и летком в другую сторону. В семье, отпустившей рой, маточники уничтожают. Через две с половиной недели после выхода роя-первака основную семью осматривают и опре­деляют, оплодотворилась молодая матка или нет. Если есть открытый расплод и качество его высокое, значит молодая матка полноценная и старую можно уничтожить. Тогда пчелы заложат маточники на открытом расплоде, который уничтожать не следует. Пока матка выводится, в рое не будет открытого расплода, поэтому весь прине­сенный нектар будет складываться, как в копилку.

Перерыв между червлением старой матки и началом червления новой продолжается 25-30 дней. Весь мед, принесенный за это время, сохраняется в гнезде, его никто не поедает. В период червления молодой матки взяток на­чинает убывать. Поэтому молодую матку в рое уничтожа­ют, а рамки с расплодом и пчелами присоединяют к основной семье, из которой вышел рой. Усиление семьи пчелами своего роя в конце взятка дает положительные результаты. Мед из роя сдают как товарную продукцию.

Рои с червящими старыми матками собирают 18 - 25 кг меда, а у которых старых маток уничтожали и давали им возможность вывести молодых, собирали от 25 до 45 кг меда.

При недостатке ульев на пасеке можно использовать: для посадки роев вторые и третьи корпуса, если прибить к ним фанерное дно и сделать леток. Корпус ставят на улей с семьей, отпустившей рой, но летком в противоположную сторону. Собирают в нем гнездо и сажают рой. Сидящий во втором или третьем корпусе рой легче объединить с основной семьей после уничтожения роевой матки. Для этого фанерное дно открывают и снимают холстики у семьи.

При недостатке ульев и корпусов на пасеке можно объединить два роя. Маток при этом не находят. Не следует объединять рои с матками разного возраста, например, плодную и неплодную. В таких случаях пчелы дерутся. Драки между пчелами объединенных роев бывают также, когда в природе совершенно нет взятка. Чтобы пчелы не дрались, рои необходимо подкормить, а в улей поставить одну - две рамки с распечатанным медом.

Объединенные рои работают хорошо. Присоединять их в конце взятка к основным семьям не надо, т. к. это ухудшит качество основных семей. Лучше эти рои использовать как сборщиков меда. Для этого молодую матку, когда она начнет откладывать яички, уничтожают.

Пока пчелы выведут себе новую матку и она начнет червить, пройдет около 30 дней. За это время взяток кончится. В улье не будет расплода, а только рамки, залитые! медом. Мед весь отбирают как товарную продукцию, а износившихся пчел, негодных к зимовке, уничтожают или передают в аптеки для получения пчелиного яда, необходимого для лечения ревматизма, радикулита, астмы и других болезней.

Такое использование роев позволяет без потери товарного меда сменять маток и отстраивать много первоклассных сот.

Смотрите так же

Обращение с роями, как бродячими, так и пасечными, требует определенных знаний и навыков. В нашей стране подавляющее число пчеловодов допускает на своих пасеках вольное роение. Вылетает у иного пчеловода рой и прививается на куст или ветку невысокого дерева. Такой рой он еще способен кое-как стряхнуть в роевню, умудрившись не потерять пчеломатку. Но если рой привился на столб забора или ствол дерева – беда. Неопытный пчеловод до тех пор ковыряет рой черпаками, ложками и прочими предметами обихода, пока смирные по своей природе роевые пчелы не озвереют. Сперва «разберутся» с самим пчеловодом, членами его семьи, зеваками и добровольными советчиками, которым в охотку было поглазеть на сбор роя, затем начинают наводить ужас на окрестности, и все живое исчезает с улиц. А ведь все дело-то в том, что многие пчеловоды просто собирают рои «задом наперед».

По природе своей пчелы, если их слегка потревожить, стремятся бежать не вниз, а наверх. Нужно привившийся рой слегка обрызгать водой (не из брандспойта, а из пульверизатора или с веника), чтобы он собрался плотнее, затем закрепить над роем перевернутую роевню, ящик или коробку и заставить рой, с помощью небольших струек дыма, идти наверх. Поначалу пчелы входят в коробку робко, затем быстрее, а как только туда зайдет пчеломатка, остальные пчелы просто забегают внутрь. Остается лишь задвинуть снизу крышку (снабженную вентиляционной сеткой) и, не переворачивая, поставить коробку до вечера в холодок. Для сбора пасечных роев я обычно использовал универсальный временный тонкостенный улей из ДВП. Его крыша оборудована вентиляцией, поэтому рои не запариваются и могут находиться в такой роевне до 3-4 суток. На сбор роя в коробку требуется 10-15 минут, а вся работа пчеловода заключается в основном в периодическом поддымливании.

В случае одновременного выхода на большой пасеке нескольких роев можно собирать их одновременно по десятку и более, каждый в свою коробку, просто переходя от одной коробки к другой с дымарем.

Как правильно посадить пчелиный рой в улей?

Посадка пчелиных роев в ульи также является для некоторых пчеловодов большой проблемой. Многие любят сажать собранные рои «на старики», то есть подсаживать каждый пчелиный рой в тот улей, из которого он вышел. Такой прием приводит только к лишним и совершенно бесполезным хлопотам для пчеловода и к неразберихе для самих пчел. Рой, покинувший пчелосемью, через короткое время становится для нее чужим, и если такая пчелосемья получает рой обратно, то воспринимает его не иначе, чем временного гостя. Ведь в пчелосемье остались роевые маточники и много печатного расплода, и ей вовсе не нужны ни старая пчеломатка, ни вылетевшие с ней пчелы роя. Такой пчелиный рой может «погостить» в материнской семье до первого летного дня, а затем стремится вылететь вновь. Таким образом, сколько раз ни лови вылетающий рой и ни сажай его в материнскую пчелосемью, толку не будет. Для того, чтобы пчелосемья приняла рой с пчеломаткой обратно, необходимо за час до подсадки к ней роя вырезать все маточники. Пока в семье находится хоть один маточник, или имеется своя пчеломатка, хоть и неплодная, пчелиный рой принят не будет.

Но уничтожение маточников и пчеломаток в семье, только для того, чтобы она приняла пчелиный рой, просто бессмысленно. Во-первых, пчеломатка будет старая, малопродуктивная, во-вторых, зачем тогда было с роением огород городить? Ведь пчелосемья в роевом состоянии долгое время почти не работает, а уже задолго до выхода с роем старая пчеломатка сокращает, а затем и вовсе прекращает яйцекладку, чтобы стать летной. Перерыв в яйцекладке неизбежно приводит к ослаблению пчелосемьи. Стоит ли пчеловоду терпеть заведомые убытки, чтобы вернуться к первоначальной ситуации?

Другое дело, когда пчелиный рой сажают в отдельный улей. Если такое действие имеет целью увеличить количество пчелосемей на пасеке, или продать позже образованную из роя пчелосемью, то улей с роем можно расположить в любом месте пасеки, по усмотрению пчеловода. Но когда таких целей нет, то гораздо выгоднее применять другой прием.

Как делается налет на рой

Вечером того дня, когда пчелосемья отпустила рой пчел, ее улей разворачивают летком в обратную сторону и отставляют немного назад или вбок. На место старого улья ставят другой, заполненный рамками с вощиной или сушью. Перед подсадкой роя в этот новый улей необходимо дать одну рамку с открытым расплодом, в этом случае пчелиный рой не слетит. Только после этого можно высыпать рой пчел сверху или запустить его в нижний леток по щитку-сходне. Что дает такой прием? Летные пчелы из отставленной и развернутой на 180 градусов материнской семьи, зная прежнее расположение своего летка, слетают на старое место и попадают в другой улей, усиливая пчелиный рой. В материнской семье остается мало летных пчел, и она сразу выходит из роевого состояния, спокойно ждет выхода первой матки и позволяет ей уничтожить остальные маточники. Этот способ называется «налет на рой».

Рой пчел, усиленный летными пчелами из материнской семьи, хорошо работает на отстройке сотов и на медосборе, хотя бы частично компенсируя пчеловоду убытки, связанные с роением. В августе, в конце медосбора, или осенью, перед формированием зимнего клуба, старую матку из пчелосемьи, выросшей из роя, удаляют, а саму пчелосемью подсоединяют к материнской, где работает молодая матка. Из двух зол выбирают меньшее. Если уж пчеловод не имеет достаточной квалификации, чтобы обходиться без роения пчел, то пусть на его пасеке будет хоть ежегодная замена пчеломаток на молодых, к тому же пчелосемьи в зиму будут идти двойной силы.

Почему нужно ?

На своей пасеке я не допускаю не только выхода роев, но даже вхождения пчелосемей в роевое состояние. Считаю, что вольное роение – просто бедствие для любой товарной пасеки, ведь почти полтора месяца каждая роящаяся пчелосемья практически не работает. Даже известная воскостроительная и медосборная энергия вышедших пчелиных роев не может компенсировать потери. Пчеловоды, допускающие роение пчел на своих пасеках, теряют (как минимум!) половину продукции от роившихся семей. Размножение пчел в условиях пасеки с помощью роения – тоже способ времен царя Гороха. Ведь без всякого роения пчел и потери медосбора можно формировать по 4 новых пчелосемьи от каждой зимовалой, а с частичной потерей медосбора – 10 и более! При этом во всех основных пчелосемьях прошлогодние пчеломатки легко и просто заменяются сеголетними, а яйцекладка не прерывается ни на секунду. Вот что означает переход с роевых технологий на безроевые!

Хоть я сам и обхожусь очень давно , но прекрасно понимаю, что традиции в пчеловодстве довольно сильны, и вольное роение на наших пасеках будет еще долго применяться как основной способ размножения пчелосемей. В этом есть и хорошая сторона. Например, любой пчеловод, даже не имея высшей квалификации пчеловода-матковода, может постепенно увеличить свою пасеку до необходимого размера с помощью роев, а не привозных южных пчел, пусть даже потеряв на этом много продукции. Освоив со временем такой прием, как формирование отводков, пчеломаток для них можно использовать от роевых семей, а уж затем научиться их грамотно выводить искусственно.

Немалое число пчеловодов хотело бы избежать выхода роев из пчелосемей, пришедших в роевое состояние, да не знают, как это сделать. Некоторые вырезают все маточники в роевой семье, но пчелы вновь и вновь их отстраивают. Роевой период при этом затягивается до неопределенных пределов, а пчеловоды терпят дополнительные убытки. Не все знают, что давно уже существуют надежные способы прекращения роевого состояния без выхода роя, которые называются «налет на матку» или «налет на маточник». Это очень напоминает вышеописанный «налет на рой». Разница лишь в том, что в новый улей, поставленный на место старого, не сажают рой, а переносят старую пчеломатку из отставленного назад материнского улья вместе с одной рамкой наиболее молодого расплода. Все остальные рамки в новом улье должны быть с вощиной.

Если же пчелосемья отпустила рой-первак со старой пчеломаткой, а пчеловод хочет сформировать от этой пчелосемьи еще одну новую, в виде искусственного пчелиного роя, и на этом закончить роевое состояние, то лучше всего применить «налет на маточник». Эта работа также напоминает «налет на рой», но новый улей заполняется рамками не с вощиной, а с сушью, и в него переносится 1 рамка с печатными маточниками и сидящими на рамке пчелами. Проводится работа на 5-6 день после выхода из материнской семьи первого роя. При проведении любой из этих работ надо знать, что при «налете на рой» сам рой нужно сажать в новый улей после 7 часов вечера, т.к. старая матка в роевой семье в этот период способна летать, но вечером в воздух не поднимется. Напротив, налеты на матку или маточник необходимо проводить в первой половине дня, при хорошем лете пчел, чтобы они поскорее слетелись в новый улей.

Вот так происходит на практике вселение бродячего роя в ловушку. Именно такими ловушками я пользуюсь уже более 30 лет:

Надеюсь, что мои советы по ловле роев помогут многим пчеловодам лучше использовать в своей практике пчелиные рои, как собранные на собственной пасеке, так и бродячие, и смогут избежать дополнительных трудностей и убытков.