Российский авиаконструктор Алексей Туполев. Биография






Туполев Алексей Андреевич - советский российский авиаконструктор, специалист по аэродинамике летательных аппаратов и ракетной технике, главный конструктор Московского машиностроительного завода «Опыт» Министерства авиационной промышленности СССР.

Родился 20 мая 1925 года в Москве в семье знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (в будущем - Трижды Героя Социалистического Труда).

Во время Великой Отечественной войны с родителями был эвакуирован в Омск, где в 1942 году окончил среднюю школу.

С 1942 года работал в ОКБ своего отца (ныне - ОАО «Туполев») в должности конструктора завода. Его первой конструкторской работой стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.

В 1943 году возвратившись в Москву, поступил в Московский авиационный институт имени С.Орджоникидзе (ныне - Московский авиационный институт (государственный технический университет) (МАИ)). По окончании института в 1949 году работал в бригаде проектов ОКБ А.Н.Туполева. Участвовал в проработке компоновки варианта самолёта «88» (Ту-16) с двумя турбореактивными двигателями и предложил свой вариант с размещением двигателей у борта фюзеляжа за вторым лонжероном крыла и с одностоечным главным шасси. Именно эта компоновка была принята бригадой технических проектов С.М.Егера (Герой Социалистического Труда с 1972 года) для дальнейшей разработки.

В 1953 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук, а в 1963 году - доктора технических наук. В 1957 году был назначен начальником отдела по сверхзвуковым летательным аппаратам ОКБ А.Н.Туполева. Член КПСС с 1959 года.

С 1963 по 1973 год - главный конструктор Московского машиностроительного завода «Опыт» (головное предприятие ОКБ) и заместитель генерального конструктора ОКБ А.Н.Туполева.

За выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1972 года Туполеву Алексею Андреевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1973 году стал генеральным конструктором Авиационного научно-технического бюро имени А.Н. Туполева. В 1978 году также возглавил кафедру «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института (ныне - Российский государственный технологический университет имени К.Э. Циолковского (МАТИ)).

С 1992 года - генеральный конструктор корпорации, созданной на базе Авиационного научно-технического комплекса (АНТК) имени А.Н.Туполева. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы многие образцы авиационной техники и их модификации:
- Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-70, Ту-95, Ту-104, Ту-114, беспилотный опытный самолёт-снаряд Ту-121, серийный беспилотный дальний разведчик Ту-123 «Ястреб» и Ту-139 «Ястреб-2», Ту-124, Ту-134, ракетные системы Ту-141 и Ту-143, Ту-142, первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144, Ту-154Б, Ту-154М, экспериментальный самолёт Ту-155 (использующий криогенное топливо), сверхзвуковой тяжёлый бомбардировщик Ту-160, Ту-204, Ту-204-200, одноступенчатый многоразовый воздушно-космический самолёт «Буран» (Ту-2000), Ту-334.

Член-корреспондент Академии наук СССР (отделение механики и процессов управления по специальности «Самолётостроение», 15 марта 1979). Академик Академии наук СССР (отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение», 26 декабря 1984). Доктор технических наук (1963). Профессор (1964).

Автор ряда трудов по аэродинамической компоновке сверхзвуковых пассажирских самолётов и авиационной эргономике. Член Главной редколлегии информационных изданий Всероссийского института научной и технической информации (ВИНИТИ). Внёс значительный личный вклад в работу Института автоматики Академии наук СССР.

Депутат Верховного Совета СССР (1975-1989), народный депутат СССР (1989-1991).

В 1995 году был одним из лидеров избирательного блока «Тихонов-Туполев-Тихонов», безуспешно выдвигавшегося на выборах в Государственную думу Российской Федерации.

Жил в Москве. Скончался 12 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 1).

Награждён 3 орденами Ленина (26.04.1971; 22.09.1972; 21.05.1975), орденами Октябрьской Революции (15.06.1989), Трудового Красного Знамени (22.07.1966), «Знак Почёта» (12.07.1957), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1967).


Смерть вас рассудит
Путин не ответил на письмо академика

В те самые дни, когда российский премьер ударно посещал ульяновский «Авиастар» и поднимался по трапу недостроенного Ту-204, обещая возродить российскую авиапромышленность, судья Одинцовского районного суда Московской области очередной раз откладывал слушание дела создателя Ту-204 - Алексея Андреевича Туполева. Дела, которое, в сущности, и свело авиаконструктора в могилу 12 мая прошлого года.

Знаменитость
Судебная история, произошедшая на склоне лет с потомственным конструктором, сыном Андрея Николаевича Туполева, может приключится с каждым из вас, да это и происходит, как мы увидим, чуть ли не в каждом районном суде необъятной России. Личная сторона жизни знаменитого авиаконструктора мало интересовала его биографов советского периода. Обычно вспоминали лишь то, что он, выпускник МАИ военных лет, вместе со своим отцом работал над всеми основными самолётами марки «Ту», начиная с легендарного Ту-104. Причём именно Алексей Андреевич курировал создание сверхзвукового Ту-144, единственного в мире самолёта с двигателями на сжиженном газе Ту-155, того самого Ту-204, до сих пор считающегося новейшим, и знаменитого бомбардировщика Ту-160. В 1957 году Алексей Туполев получил первую правительственную награду (орден «Знак Почёта»), затем он стал кавалером двух орденов Ленина, многих других орденов и медалей, героем соцтруда, в 1979 году стал академиком. Но всё это не уберегло его от банальной судебной волокиты, сведшей в могилу, и от равнодушия судей безвестного райсуда.
История начиналась очень по-житейски. Алексей Андреевич Туполев (1925 - 2001) женился рано, но в браке не был особо счастлив. Ещё в 1960-м году он познакомился с женщиной, которую полюбил: Наталией Николаевной Синдаровской. Но ради детей и сохранения семьи не стал разводится со своей первой женой. Лишь в 1990 году, в возрасте 65 лет, когда дети окончательно встали на ноги, он подал на развод и женился на Наталье Николаевне.
Сыну Андрею, дочери Татьяне и бывшей первой жене он оставил всё, что имел: три машины, большую квартиру в престижном Леонтьевском переулке, коллекцию картин, всевозможные фамильные драгоценности, даже огромную любимую библиотеку. Как вспоминает его адвокат, «он хотел взять только ордена, вазу с дарственной надписью и какую-то памятную вещь его матери. Суд при разводе так и определил, но прежняя семья не хотела отдавать». Детям трудно было понять поступок отца, и академик прописался ко второй жене в... коммунальную квартиру. Впрочем, через некоторое время правительство Москвы выделило беспризорным молодожёнам небольшую двухкомнатную квартиру.

Злополучная дача
Ещё у Туполева была дача на знаменитой Николиной горе. Постановлением Совета народных депутатов от 26 февраля 1946 года 2 Га земли были переданы в пользование Туполеву-отцу. В 1973 году после кончины Андрея Николаевича Туполева эту землю и дом унаследовал Алексей Андреевич. В 1992 году, уже после развода, академик решил большой дом подарить детям от первого брака, а себе с женой выстроить на том же участке ещё один поменьше.
В 1997 году дом был готов и академик с детьми поехал к нотариусу оформлять дарение. Но подготовкой документов занимались дети, и текст договора был написан весьма туманно. Так, слово «дом» везде употреблялось в единственном числе, однако в перечне даримых строений значилось: «дом..., состоящий из кирпичного строения с открытой и остеклённой верандами, соляриями, подвалом; кирпичного строения с мансардой и террасой..., летней кухней». Получалось, что Алексей Туполев подарил детям оба дома. Но он об этом узнал не сразу: дети «забыли» оставить ему экземпляр договора. Когда же он получил в БТИ копию, то понял, что его обманули.
Тогда Туполев с женой подал в Одинцовский районный суд иск о признании договора дарения недействительным в соответствии со ст. 178, 179 ГК РФ (сделки, совершённые под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения сторон и стечения тяжёлых обстоятельств). Это было 9 октября 1998 года, когда академику исполнилось 73. Но он не знал, что в законодательстве его родины нет никаких реальных нормативов по срокам рассмотрения подобных дел. Судья Михаил Хрипунов первый раз назначил дело к слушанию только через полгода: в конце апреля 1999. А 11 октября того же года Хрипунов, несмотря на возражения истца и его супруги, в рамках гражданского, а не уголовного дела (!) отправил истца академика Туполева на судебно-психиатрическую экспертизу, с целью определить, понимал ли он значение своих действий. Адвокат Алексея Андреевича считает, что это, возможно, было признаком сговора судьи с ответчиками - детьми Туполева: ранее они уже писали в комитет по земельным вопросам Одинцовского района, а также в администрацию Московской области и прокуратуру (!) про своего отца: мол, «гр. Туполев А.А. тяжело болен, у него нарушена координация и речь.., ограничена двигательная активность... Пользуясь состоянием здоровья Туполева А.А. его вторая супруга гр. Синдаровская требует документы о земле... Туполев не в состоянии сам писать и [она] составляет за него документы. Сама Сандаровская находится в состоянии тяжёлого психического заболевания и принимает сильнодействующие психотропные препараты. Эти же препараты она... вынуждает принимать Туполева А.А., что способствует быстрому ухудшению его здоровья. Убедительно просим вас приостановить продажу земли до выздоровления Туполева А.А., подтверждённого... справкой из психо-неврологического диспансера». Несмотря на очевидную юридическую ничтожность этого доноса, на нём стоит виза должностного лица администрации: «На контроль».
Унизительная экспертиза признала академика абсолютно дееспособным, но это не сдвинуло с места дело. Судья Хрипунов тем временем ушёл... на повышение: в Московский областной суд. А новая судья Любовь Шиян 30 июня 2000 года послала Алексея Туполева на... Верно: именно туда - на повторную экспертизу!
За месяц до этого инициатор судебной реформы народный заступник президент Путин направил Алексею Туполеву поздравление с 75-летим. Но где ему было знать о реальных жизненных проблемах академика, которого хотят признать сумасшедшим. В адресе говорится: «Ваше имя золотыми буквами вписано... Одна из вершин Вашего мастерства - ракетоносец Ту-160... Убеждён, что ученики и последователи будут достойны традиций...» Меньше, чем через год - 12 мая 2001 года Туполев скончался, так и не дождавшись правого суда на протяжении последних четырёх (!) лет своей жизни. Наслушавшись телеразговоров о судебной реформе, вдова писала тому же Путину: «Между судьей и детьми Туполева состоялся сговор, по которому они договорились затянуть дело, пока А.А.Туполев не умрёт... Алексей Туполев при жизни дважды обращался к Вам с просьбой о помощи, чтобы дело было заслушано в полном соответствии с законом... То, что происходит сейчас в суде, показывает, что мои конституционные права, как супруги и наследницы попраны. Я остаюсь без средств, полной нищей, обобранной с ног до головы». Ответа пока не последовало, а дело отложено судьёй на неопределённый срок... Есть у него такие полномочия - было бы желание.

Тысяча и один способ
Ещё одна история, рассказанная нам специалистами Московского областного суда, одновременно и похожа, и не похожа на туполевскую. Похожа в том, что речь опять идёт об имущественных спорах между бывшими супругами (только мужчина и женщина здесь поменялись местами) - такая категория гражданских дел - самая часто встречающаяся, и от подобного увы не застрахован никто. А непохожа в том, что если в деле Туполева судьи никак не желали назначать заседаний, то в случае с Александром Зражевским заседаний наоборот прошло за неполных пять лет целых 52 (!), но дело не сдвинулось с мёртвой точки.
Как известно, имущество, нажитое во время брака, принадлежит обоим супругам вне зависимости от того, на кого было оформлено. Так же оно и делится после развода. Именно этого и просил истец Зражевский в своём исковом заявлении от апреля 1997 года в Красногорский городской суд Московской области: признать право собственности на загородный дом в посёлке Опалиха. Точно также, как жену Туполева, его в этот дом не пускают: там проживает бывшая жена Елена Таганцева. Дело, бесспорное по существу, оказалось затянутым на пять (!) лет: из полусотни с лишним заседаний ответчица под разными предлогами не явилась на 38 (75%), но судья так и не пожелала найти правовых механизмов заслушать дело в её отсутствие. Когда ответчик всё же приходила в суд, то неожиданно уходила в отпуск или «заболевала» судья Татьяна Зайцева (кстати, председатель суда): например, брала бюллетень на один день... Были и другие юридически бесспорные способы: например, ответчик мог неожиданно потребовать коллегиального рассмотрения дела. Это значит, что нужно вызвать двух народных заседателей, которых в Красногорске якобы приходится искать минимум пару недель... Кроме того ответчик постаралась не сдавать дом в эксплуатацию. А это значит, что по документам его как бы и нет, хотя там больше десяти лет живут люди. Для чего? Судья пригрозила разделить «дом» как совокупность стройматериалов, что снизит его стоимость в десятки или сотни раз: своя рука - владыка.
Истец обращался за правовой помощью к депутату Московской областной думы. Депутат пообещала разобраться. А потом передала - якобы от судьи: пожертвуйте, мол, через какую-нибудь благотворительную организацию пару факсовых аппарата и два компьютера... Как считают адвокаты, многие граждане сталкиваются с таким завуалированным способом вымогательства взятки. Зражевский «благотворительностью» заниматься не стал. Говорила ли депутат с судьёй на самом деле или нет, кому требовались компьютеры: суду, судье или кому-то ещё - никто уже никогда не докажет и не опровергнет.

Семейный долг
Точно также, как и в случае с Туполевым, адвокаты истца подозревает судью в тайном соглашении с ответчиком. Но так же, как и во всех таких случаях, доказать это почти не возможно. Дело осложняется ещё и тем, что у супругов Зражевского и Таганцевой есть общий долг в 125 тыс. долларов: эту сумму они в период брака одолжили у иностранной компании на покупку квартиры, автомобиля и обучение дочери (правомерность долговых обязательств окончательно признана Мосгорсудом). По закону этот пока не возвращённый долг бывшие супруги должны выплатить солидарно, а это значит, что у ответчика есть прямой резон не допустить раздела имущества, чтобы продолжать им пользоваться.
Алексея Туполева направляли на психиатрическую экспертизу. А красногорская судья Зайцева назначала инженерно-техническую экспертизу на предмет готовности спорного дома к эксплуатации. Хороший выигрыш во времени, тем более что на охраняемый собаками участок долго не пускали эксперта. Не удалось туда попасть и судебным приставом, пришедшим описать спорное имущество. В своём акте от 05.04.97. они пишут, что Таганцева им «угрожала физической расправой, размахивая молотком, лыжными палками, оскорблениями».
Затяжка рассмотрения дела имела и другие последствия. Продолжали накалятся человеческие страсти, нередкие между бывшими супругами. На каком-то заседании ответчик пригрозила истцу «физической расправой, угрожая нанять убийц». Милиция возбудила 05.12.97. уголовное дело по ст. 119 УК РФ, которое, естественно, ничем не кончилось и было закрыто: статья «мёртвая». За пять лет волокиты истцу пришлось пережить и бандитское нападение (дело № 70569; «авторы» - известная подмосковная банда Г.Лапоченка и В.Бодрова - осуждены в январе этого года), но возможная с бытовой точки зрения связь этого факта с разделом имущества осталась за юридическим бортом.
Дети академика Туполева писали на папу в прокуратуру и администрацию Московской области. Ответчица по иску Зражевского тоже писала жалобы во все инстанции с просьбой «разобраться», откуда у бывшего мужа были деньги... На поводу пошла и судья Зайцева, бросившая журналистам в зале суда: «Чем спрашивать о сроках слушания, вы лучше выясните, откуда в советское время у человека оказались листы меди на крыше!» Всех этих страстей могло бы и не быть, если бы судьи разрешали гражданские споры хотя бы быстро (не говоря уж - по справедливости). В армии есть поговорка: «Солдат спит - служба идёт». Так же работают и наши суды: дело «висит», но всё это время судье и его аппарату исправно капают бюджетные денежки.
(Когда материал уже готовился к печати, стало известно, что судья Зайцева наконец приняла решение по иску Зражевского к Таганцевой. Имущество бывших супругов она почему-то поделила не на две, как положено по Семейному кодексу, а на четыре доли: две других достались общей дочери и матери ответчицы (с 1966 года живет в интернате для лиц с психиатрическими заболеваниями) - специалисты по семейному праву оценят такое решение: теперь дом нельзя будет продать в уплату общего долга супругов.)
Сегодня жертвам судебной волокиты и очевидных, но недоказуемых юридически, договорённостей одной из сторон с судьёй - остаётся одно: бесконечно писать жалобы на судей в квалификационную коллегию о сложении их полномочий. Станет ли ситуация лучше, если судьи не будут пожизненными и их легче будет снять по нажиму «сверху» (именно это предлагается в частности в путинской реформе)? Вряд ли. Опыт показывает, считают адвокаты, что чиновник, оказавшийся на некой должности на заведомо более короткий срок, делает «всё тоже самое, только в больших количествах» - чтобы успеть за отведённое ему время. Простые люди страдают от отечественной судебной системы вовсе не потому, что у федерального центра мало рычагов влияния на низовых судей. Это-то как раз в ряде случаев и неплохо. Обе наших истории показывают, что перед российским судом действительно все равны: и знаменитый академик, и простой гражданин. Равны в полном бесправии, и порой только смерть может его прервать.

Отец - знаменитый авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1888-1972).

Во время Великой Отечественной войны он с родителями, еще не окончив средней школы, был эвакуирован в город Омск.

В 1942 году закончил среднюю школу.


  • С 1942 года по 1949 год А. А. Туполев работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолета Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
  • В 1949 году закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работал в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год - главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ.
  • В 1973 году - становится генеральным конструктором.
  • 15 марта 1979 года избран членом-корреспондентом АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Самолетостроение».
  • 26 декабря 1984 года избран академиком АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение».
  • Член Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ.
  • Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
  • Работал в КБ Туполева , расположенный на улице Радио г. Москвы.
  • Умер 12 мая 2001

Доктор технических наук (1963), профессор (1964).

Продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолета Ту-144.

Участвовал в проектировании МТКК «Буран».

Избирался от БАССР в Верховный Совет СССР. Депутат Верховного Совета СССР - Совета Национальностей от РСФСР по Башкирской АССР, (1975-79, Орджоникидзевский избирательный округ № 504, 1980-1985 Ишимбайский избирательный округ № 509

  • 1953 - защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук (научный руководитель - С. И. Зоншайн);
  • 1963 - ученая степень доктора технических наук за научные труды по новым летательным аппаратам;
  • 1978-1985 - возглавлял кафедру «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института;
  • 1979 - член-корреспондент АН СССР по Отделению механики и процессов управления (самолетостроение);
  • 1984 - академик АН СССР (с 1991 г. - РАН)

Известные проекты

  • Ту-134
  • Ту-144
  • Ту-154
  • Ту-160
  • Ту-204
  • МТКК «Буран»
  • Ту-16 Проработка компоновки самолета с двумя ТРД.
  • Ту-123
  • Ту-142ЛЛ
  • Ту-139

Награды

  • Герой Социалистического Труда
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Лауреат Государственной премии СССР.
  • Награжден тремя орденами Ленина.
  • Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

Герои Социалистического Труда

Туполев Алексей Андреевич родился в Москве 20 мая 1925 года, в семье Андрея Николаевича и Юлии Николаевны. Во время войны, еще обучаясь в школе, он с семьей был эвакуирован в Омск, где завершил среднее образование в 1942 году. Тогда же стал работать у отца в КБ конструктором. Его первой работой была хвостовая законцовка для фюзеляжа Ту-2, изготовленная из дерева. Эту законцовку для экономии металла сразу же начали выпускать серийно.
В 1943 году Алексей стал студентом Московского авиационного института им. С. Орджоникидзе. Окончив учебу, он стал работать в бригаде проектов, руководителем которой был Б. Кондорский. При его участии был сконструирован вариант самолета «88» (Ту-16), он же предложил размещать двигатели в другом порядке, за вторым лонжероном крыла.
С 1956 года КБ начало проектировать боевую беспилотную технику, способную летать на сверхзвуковых скоростях. Возглавить работу решили поручить Алексею Андреевичу Туполеву. Он привлек к этой работе ряд институтов, КБ других промышленных отраслей, являясь талантливым руководителем и организатором.
Этим коллективом были созданы малые беспилотные разведчики Ту-143, имеющие малый мидаль, широкий диапазон центровок, простоту в эксплуатации, выполняющие широкий круг задач.
Под руководством Алексея Андреевича в 1960-е годы была начата работа над проектированием первого сверхзвукового самолета Ту-144, предназначенного для гражданских перевозок. С той поры Туполев заслуженно руководил всеми работами по данному проекту. В короткое время была решена масса вопросов, задач, которые ставили перед учеными особенности длительных сверхзвуковых полетов.
В 1973 году Алексей Туполев был назначен на должность генерального конструктора после смерти отца. В то же время завершалась работа над созданием и освоением самолет Ту-154Б.
Деятельность Алексея Туполева многогранна. Он также боролся за право разрабатывать ударный стратегический самолет, что в итоге было поручено его КБ.
В 1970-ые годы А,А. Туполев подключил к работе над созданием Ту-160 целую группу КБ, институтов, смежных организаций. Это была поистине грандиозная работа, завершившаяся созданием для страны боевого авиационного комплекса.
Алексей Андреевич Туполев занимался преподавательской и научной работой. Он был профессором Московского авиационно-технологического института, заведовал кафедрой. Вместе с другими преподавателями Туполев воспитал десятки авиационных специалистов высокого уровня, развивающих авиацию России в наши дни.
Туполев – академик Академии наук СССР, стоял у истоков рождения и развития Института автоматики при Академии наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий, орденоносец.
Скончался Алексей Андреевич Туполев 12 мая 2001 года.

Уважайте чужой труд. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна.

Алексей Андреевич Туполев (20 мая 1925 года, Москва - 12 мая 2001 года, Москва) - советский авиаконструктор, академик Российской академии наук, Герой Социалистического Труда (1972), доктор технических наук (1963), профессор (1964).

Продолжил развитие первого сверхзвукового пассажирского реактивного самолёта Ту-144. Участвовал в проектировании МТКК «Буран».

Этапы биографии

Детство

Родился 20 мая 1925 года в городе Москве. Алексей Андреевич - сын пионера советского самолётостроения, знаменитого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева (1888-1972).

Во время Великой Отечественной войны он с родителями, ещё не окончив средней школы, был эвакуирован в город Омск.

В 1942 году окончил среднюю школу.

Дальнейшая жизнь

  • С 1942 года по 1949 год А. А. Туполев работал в опытном КБ своего отца Андрея Туполева в должности конструктора завода. Первой конструкторской работой Алексея Андреевича стала хвостовая деревянная законцовка фюзеляжа самолёта Ту-2, которую использовали в серийном производстве для экономии металла в годы Великой Отечественной войны.
  • В 1949 году закончил Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, с этого момента работает в должности ведущего конструктора, а с 1963 по 1973 год - главного конструктора завода и заместителя генерального конструктора ОКБ.
  • В 1973 году - становится генеральным конструктором.
  • 15 марта 1979 года избран членом-корреспондентом АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Самолётостроение».
  • 26 декабря 1984 года избран академиком АН СССР в Отделение механики и процессов управления по специальности «Машиностроение, в том числе транспортное машиностроение».
  • Член Главной редколлегии информационных изданий ВИНИТИ.
  • Скончался А. А. Туполев 12 мая 2001 года, похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Парламентарий

Избирался от БАССР в Верховный Совет СССР. Депутат Верховного Совета СССР - Совета Национальностей от РСФСР по Башкирской АССР, (1975-1979, Орджоникидзевский избирательный округ № 504; 1980-1985, Ишимбайский избирательный округ № 509).

Научная карьера

  • 1949 - окончил Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе;
  • 1953 - защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук (научный руководитель - С. И. Зоншайн);
  • 1963 - учёная степень доктора технических наук за научные труды по новым летательным аппаратам;
  • 1978-1985 - возглавлял кафедру «Аэродинамика и конструкция летательных аппаратов» Московского авиационного технологического института;
  • 1979 - член-корреспондент АН СССР по Отделению механики и процессов управления (самолетостроение);
  • 1984 - академик АН СССР по тому же Отделению (машиностроение, в том числе транспортное машиностроение).

Известные проекты

  • Ту-134
  • Ту-144
  • Ту-154
  • Ту-160
  • Ту-204
  • МТКК «Буран»
  • Ту-16 Проработка компоновки самолета с двумя ТРД.
  • Ту-123
  • Ту-142ЛЛ
  • Ту-139

Награды

  • Герой Социалистического Труда.
  • Лауреат Ленинской премии.
  • Лауреат Государственной премии СССР.
  • Награждён тремя орденами Ленина.
  • Награждён орденами Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».