Презентация " песочная терапия". Презентация "песочная терапия" презентация на тему Презентация педагога психолога песочной терапии для дошкольников




Презентация для педагогов дошкольных образовательных учреждений из опыта работы педагогов детского сада. Подготовлена и представлена в рамках районного Фестиваля инновационных технологий "Арт-терапия в ДОУ"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 «Голосок»компенсирующего вида» г. Вязники Песочная терапия в работе с дошкольниками В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность, И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк Подготовила: старший воспитатель Левашова Марина В ячеславовна

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало: Любовь, желанье, доброта, Чтоб Вера в Детство не пропала. Простейший ящик из стола Покрасим голубою краской, Горсть золотистого песка Туда вольется дивной сказкой. Игрушек маленьких набор Возьмем в игру... Подобно Богу Мы создадим свой Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.

Игры на песке – это просто, привычно, доступно, естественно и приятно!

Принцип «терапии песком» предложен Карлом Густавом Юнгом. Его последователи: доктор психологии Грабенко Т.М. кандидат педагогических наук Зинкевич-Евстигнеева Т.Д Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на теории К. Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает символ в глубине бессознательного

Игры с песком можно условно разделить на три направления:

Цели «педагогической песочницы» снятие эмоционального напряжения; саморазвитие ребенка посредством творческих игр на песке; развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук; закрепление навыков фонетико-грамматического строя, звукопроизношения, обучения грамоте и письму; формирование коммуникативных навыков детей.

Условия организации работы с детьми в «педагогической песочнице» Согласие и желание ребёнка Специальная подготовка воспитателя, творческий подход к проведению занятий в песочнице Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов

Оборудование «педагогической песочницы» Песок Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз Набор игрового материала

Необходимое оборудование для игр с песком

Общая структура занятий 1. Ритуал вхождения в песочный мир (сенсорная стимуляция: зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная). 2. Установка на деятельность (рассказ или рисунок для Песочной Феи). 3. Непосредственно деятельность (игра в соответствии с задачами занятия) 4. Релаксационное упражнение и / или свободная игра. 5. Ритуал выхода из песочного мира, домашнее задание

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Закрепляем правила поведения в песочнице

Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы

Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.

После игры надо убрать все игрушки на свои места После игры надо убрать все игрушки на свои места

Животные, обитающие во всех природных зонах –джунглях, пустынях и лесах. Это могут быть любые млекопитающие, земноводные, грызуны, доисторические животные и обязательно звери из мультфильмов. 2.Птицы дикие и домашние, а также доисторические ящеры. 3.Насекомые –бабочки, жуки, пауки, мухи и кузнечики. 4.Обитатели морей и океанов –акулы, киты, дельфины, крабы, осьминоги и всевозможные рыбы. 5.Фигурки, изображающие людей разных профессий, а также людей разного пола и возраста. К этой группе также относятся фигурки персонажей любимых детских сказок. 6.Дома: жилища разных народов (палатки, шатры и т.д.) К этой группе относятся всевозможные предметы мебели для кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты. 7.Муляжи продуктов питания и посуда –сковородки, тарелки, чашки, ложки и т.д. 8.Фигурки, изображающие всевозможный транспорт –наземный, воздушный и водный. 9.Деревья и растения (можно использовать настоящие растения).

Выполнила:

студентка 3Ф-353 -

3 Лукьянова Мария Сергеевна

Использование песочной психотерапии в детском саду.

Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития, предлагаемая техника может оказаться весьма полезной.

Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определённых речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с

другими героями.

Песочная терапия - одна из разновидностей

игротерапии. Метод песочной терапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.

На детей песок действует как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не

развивается в психическую травму, определенным

Задачи песочной терапии

согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. В этом песочная терапия ориентирована на то, чтобы помочь маленькому ребенку:

- развить более позитивную Я-концепцию;

- стать более ответственным в своих действиях и поступках;

- выработать большую способность к самопринятию;

- в большей степени полагаться на самого себя;

- овладеть чувством контроля;

- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;

- развить самооценку и обрести веру в

Цель такой терапии -не менять и

переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Игра ребенка является символическим языком для самовыражения. Манипулируя игрушками, ребенок может показать более адекватно, чем выразить в словах, как он относится к себе, к значимым взрослым, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

Игру детей можно оценить более полно, если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированной ими самими игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более удобно. Для детей “отыграть” свой опыт и

чувства-наиболее естественная динамическая

Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. Игрушки вооружают ребенка подходящими средствами, поскольку они являются той средой, в которой может осуществляться самовыражение ребенка. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Когда он играет свободно, а не по чьей-то указке, он совершает целый ряд независимых действий.

Чувства и установки, которые ребенок, возможно, боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную по собственному усмотрению игрушку. Вместо того, чтобы выражать чувства и мысли в словах, ребенок может закопать в песок ту или иную игрушку, ударить, утопить и т.д.. Чувства ребенка часто невозможно выразить вербально.

Формы и варианты песочной терапии

Игровые методы могут применяться:

С целью диагностики; -с целью оказания первичной

психологической помощи; -в процессе краткосрочной психотерапии; -в процессе долгосрочного

психотерапевтического воздействия.

Игры с песком

Все дети любят играть с песком. Такие игры успокаивают и расслабляют. Вот два варианта таких игр...

Раскопки. Нужно заранее закопать в песок маленькие предметы: ложку, пробку, ручку и т.п. Ребенок должен их раскопать и вместе со взрослым придумать историю о том, кому принадлежали эти вещи.

Чьи следы. Можно играть с небольшой группой детей или с одним ребенком. Один участник игры рисует на песке следы животного. Все остальные должны угадать, кому принадлежат следы.

Игры с песком для детей от года до трех лет.

«Норки для мышки»

Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка- норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку, пеку»

Ребенок «выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.

Слайд 2

С чего все началось…

  • Слайд 3

    Цель песочной терапии

    Не менять и переделывать ребёнка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать ребёнку быть самим собой.

    Слайд 4

    Задачи песочной терапии

    Развить самооценку и обрести веру в себя. Развитие познавательных психических процессов. Стать более ответственным в своих действиях и поступках. Развить большую способность к самопринятию. В большей степени полагаться на себя. Овладеть чувством контроля. Обучение искусству расслабления.

    Слайд 5

    Как это выглядит В техническом отношении все выглядит достаточно незамысловато: стол со стеклянной столешницей, которая снизу подсвечивается лампой. Над столом закреплена видеокамера, которая в режиме реального времени выводит на большой экран рисунки из песка, выполняемые художником. А дальше – творится волшебство… Метод рисования песком позволяет детям: Научиться осознавать себя и выражать собственные чувства. Улучшить прогресс в личностной коррекции. Усилить ощущение собственной личностной ценности. Развить чувство собственного контроля, прогнозирования. Раскрыть ресурсы и сделать их инструментом в жизни. Повысить мотивацию в деятельности. Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

    Слайд 6

    ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ПЕСКОМ Создание фона (собрать песок в кулак и равномерно рассыпать его по стеклу): -насыпание; наброс. Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла). Песочная струя: -песчинки попадают в одну точку- круг; -песочная струя рассыпается зигзагом- волны, чайки…; - песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…; - песочная струя рассыпается линией- дороги, дома…; - песочная струя рассыпается замкнутой линией- воздушные шары, облака…; - песочная струя рассыпается спиралью- порыв ветра, снежные бури…; Рисование пальцами- песок раздвигается пальцами по фону; Рисование тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно (крылья птиц, бабочки…); Рисование подушечками пальцев (вода, дождь, звезды…); Линейный наброс песка (лучи солнца)

    Слайд 7

    Способы рисования песком Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания; Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами; Руки могут работать и как бульдозер, разгребая песок вокруг; Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем; Дети очень хорошо расслабляются, пропуская песок между пальцами; Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее; Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок; Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки; На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего.

    Слайд 8

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ Подготовительный этап. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями. Основной этап. .Подобрать художественное слово; пальчиковые гимнастики, дидактические игры. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками. - Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы. - Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, монотипии, Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях.

    Цели песочной терапии для детей: психическое развитие ребенка (мелкой моторики, мышления, речи, воображения) коррекция его проблемного поведения (плохо слушается, стесняется сверстников, обманывает) снятие стресса, проработка негативных эмоций (страх перед садиком, школой, агрессия словесная или физическая).

    Песочная терапия не имеет возрастных ограничений. Она подходит и взрослым. Подсознательное обретает реальность песочнице. Вы лучше понимаете сами себя. Появляются ресурсы для решения проблем.

    Песок — основной материал песочной терапии. Его подарила нам сама Природа!

    Песок пластичен и податлив. С его помощью ребенок может воплотить в песочнице свои самые смелые мечты. Он стимулирует чувствительность пальцев ребенка, будит его воображение, он становится ТВОРЦОМ своего собственного МИРА.

    Песочная терапия проводится в специальной юнгинианской песочнице. Дно и борта ее выкрашены в голубой цвет, что символизирует такие природные стихии как ВОДА и ВОЗДУХ.

    Для занятия в песочнице нужны разные фигурки. Каждая фигурка символизирует значимый для ребенка внутренний образ.