Повышение квалификации без отрыва от производства оформление. Повышение квалификации: как оплачивать время обучения




Организация направляет работников на курсы повышения квалификации с отрывом от работы с 8.30 до 14.00. График работы в обычное время - с 9.30 до 18.00. Работодатель утверждает, что работники должны будут трудиться до 19.00, чтобы отрабатывать хотя бы четыре часа в день (с 15.00 до 19.00). Таким образом, будет занято время с 8.30 до 19.00. Правомерно ли это? Как оформить направление на курсы?

Согласно п. 7 Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее — Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610 , целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний работников в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Порядок и периодичность прохождения работниками повышения квалификации устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ст. 196 ТК РФ и п. 7 Положения).

Работодатель проводит повышение квалификации работников в самой организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального или дополнительного образования.

Повышение квалификации работников в образовательном учреждении проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения (п. 41 Положения).

Основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть план обучения и приказ руководителя о направлении на курсы (см. письмо Минфина России от 16.05.2002 № 04-04-06/88). Если работник направляется для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, дополнительно оформляются служебное задание и командировочное удостоверение (ст. 187 ТК РФ и п. 6 и 7 постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки»).

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением. На это указано в п. 7 Положения.

В табеле учета рабочего времени повышение квалификации с отрывом от работы условно обозначается буквенным кодом «ПК» или цифровым кодом «07». На это указано в постановлении Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».


Заполнение табеля учета рабочего времени Статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Форма табеля учета рабочего времени (Т-12 и Т-13) и указания по ее заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». В табеле учета рабочего времени дни, приходящиеся на профессиональное обучение без отрыва от работы, отмечаются в обычном порядке как рабочие. В случае совмещения работы и обучения (частичного освобождения от работы) — в табеле учета рабочего времени отмечается фактически отработанное время. Размер и порядок оплаты во время ученичества При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Табель рабочего времени при обучении с частичным отрывом от основной работы

ТК РФ ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Работа, выполняемая учеником на практических занятиях, оплачивается по установленным расценкам.


Внимание

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Парамонова Ирина Ответ проверил: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Золотых Максим 12 ноября 2008 г. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Голосование:

Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ). Если работник обучается без отрыва от работы, то есть не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей на срок обучения, то ему должен выплачиваться установленный трудовым договором заработок в полном объеме.

В том случае, когда работнику в связи с обучением установлен режим неполного рабочего времени, заработная плата начисляется ему пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая ст. 93 ТК РФ). В соответствии со ст. 199, ст.

Обозначение обучения в табеле без отрыва от производства

Инфо

НК РФ для целей налогообложения данный срок должен быть не менее 1 года). В ст. 249 ТК РФ указано, что в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.Отметим также, что если работник проходит обучение с отрывом от производства, то в соответствии со ст.


187 ТК РФ ему необходимо начислять в период обучения среднюю заработную плату по основному месту работы.

Повышение квалификации без отрыва от производства

Во время профессионального обучения работник полностью или частично освобождается от работы.4) Работодателю следует заключить с Вами дополнительное соглашение об изменении режима труда с переносом рабочего времени на время занятий, о направлении на повышение квалификации с отрывом от работы и сохранением среднего заработка в порядке ст. 187 ТК РФ на время обучения. Остаток времени (вы работаете более чем на 1 ставку, как я предполагаю) можетепредусмотреть в почасовой отработке с соответствующей оплатой.5) Привлечение Вас к повышению квалификации в нерабочее время является привлечением к сверхурочной работе, со всеми вытекающими последствиями.

Обучение без отрыва от производства: оформление

В нём проставляется наименование специальности либо уровень квалификации, получаемые работником по результатам учебы, перечисляются планируемые к освоению профессиональные навыки, указывается порядок, в котором будет оплачиваться рабочее время, если проведение занятий предполагается по будням. Что нести в налоговую В качестве подтверждения того, что обучаемый является штатным сотрудником, потребуется снять копию с его трудовой книжки.

В качестве учетных документов по окончании обучения послужат полученные от сотрудника программа с отражением пройденных вопросов, акт по оказанным услугам и (в случае коммерческого образовательного учреждения) счет-фактура. В случае когда предполагается учеба в другом населенном пункте, нелишним будет к пакету документов приложить проездные документы и счёт из гостиницы.

Дополнительное обучение с отрывом от производства как заполнить табель

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. Наталия Российская Федерация, Москва #1 21 марта 2011, 10:25 Оценок нет Доброе утро.

Сотрудник пошел на курсы. Каким образом вы отражаете это в табеле? Как учебный отпуск? Я хочу обратить внимание модератора на это сообщение, потому что: Идет отправка уведомления… ТAТЬЯНА Российская Федерация, Московская область #2 21 марта 2011, 10:34 Повышение квалификации с отрывом от работы в табеле учета рабочего времени обозначается буквенным кодом ПК или цифровым кодом 07.

Важно

ТК РФ работнику, обучающемуся без отрыва от производства, может быть установлен режим неполного рабочего времени, то есть он может совмещать работу с обучением. Частью первой ст. 199 ТК РФ установлены обязательные для включения в ученический договор условия.

К ним, в частности, относятся: указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Работодателем должны быть созданы необходимые условия для совмещения работы с обучением (часть пятая ст.

196 ТК РФ).
Обучение без отрыва от производства: оформление Но вернемся к главной теме нашей статьи — обучению на рабочем месте. В данном случае в деле документального оформления проблем возникает на порядок меньше.
Аналогичным образом должен составляться ежегодный план по числу и составу обучаемых с причинами и целями такой учебы. На каждого направляемого готовится приказ на обучение без отрыва от производства с указанием причин необходимости переподготовки.
Если в качестве преподавателя будет выступать приглашенный специалист или представитель учебного заведения, с ним следует обязательно подписать контракт. Когда же наставником выступает кто-то из сотрудников компании с отдельной оплатой преподавательской деятельности, с ним необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору. При направлении на обучение без отрыва от производства с сотрудниками оформляются ученические договоры.

Повышение квалификации без отрыва от производства табель

ТК РФ).Таким образом:1) Повышение квалификации является Вашей трудовой (т.е.выполняемой в рабочее время) обязанностью и должно быть включено в условия заключенного с Вами трудового договора;2) Условия и в порядок повышения квалификации (скакой конкретно периодичностью, в каких случаях, для работников какихспециализаций повышение квалификации проводится в той или иной форме,вопросы оплаты труда, условия частичного отрыва от работы и т.д.) должны быть установлены локальным актом лечебного учреждения (коллективным договором) но не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим федеральным законодательством.3) Проведение повышения квалификации в нерабочее время (время отдыха) является грубым нарушением трудового законодательства, работника нельзя обязать посещать занятия во время отдыха, а учебный процесс работодатель должен организовать в рабочее время.
Если работник проходит обучение с отрывом от производства в другом городе, в табеле проставляется буквенный код «ПМ» (цифровой «08»). Если же обучение проходит в городе по месту работы — буквенный код «ПК» (цифровой «07»). 2.

Как оплачивать дни обучения работникам — как рабочее время, или из расчета среднего заработка? В соответствии со статьей 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Работодатель (медицинская организация) в соответствии с п. 4 ст.72, п. 3. ст.73, п. 8 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях» направляет медицинских работников на повышение квалификации без отрыва от работы в свое структурное подразделение (институт усовершенствования врачей), имеющее лицензию на образовательную деятельность, и в сторонние организации. Необходимо ли заключение с такими работниками ученических договоров, и обязан ли в данном случае работодатель выплачивать работникам стипендию, если они получают заработную плату в полном размере?

Ответ

Согласно ч. 4 ст. 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

Данному праву корреспондирует обязанность медицинской организации обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 79 Закона N 323-ФЗ).

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ).

Читайте о приказе о направлении на повышение квалификации , чтобы не совершать ошибок.

Обычно, при направлении медицинских работников на повышение квалификации ученический договор с ними не заключается, т.к. затраты на обучение в подобной ситуации с работника взыскать в судебном порядке не получится.. Такое направление просто оформляется приказом, оформленным на основании заявления работника и путевки (при наличии).

В табеле учета рабочего времени дни, приходящиеся на профессиональное обучение без отрыва от работы, отмечаются в обычном порядке как рабочие.

В случае совмещения работы и обучения (частичного освобождения от работы) - в табеле учета рабочего времени отмечается фактически отработанное время.

При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки (ст. 187 ТК РФ).

Если работник обучается без отрыва от работы, то есть не освобождается от исполнения своих трудовых обязанностей на срок обучения, то ему должен выплачиваться установленный трудовым договором заработок в полном объеме.

В том случае, когда работнику в связи с обучением установлен режим неполного рабочего времени, заработная плата начисляется ему пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного им объема работ (часть вторая ст. 93 ТК РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Правовая база: Трудовой кодекс РФ

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Выплаты работникам

Повышение квалификации сотрудников

С внедрением прогрессивных технологий в производство возникает объективная потребность в освоении сотрудниками новых трудовых приемов. О том, как организовать повышение квалификации и оформить соответствующие документы, рассказывается в статье.

Повышение квалификации — один из видов дополнительного профессионального образования. Его целью является обновление теоретических и практических навыков специалистов в связи с повышением требований к уровню профессиональных знаний и необходимостью освоения современных методов решения производственных задач. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.95 № 610 (далее — Типовое положение).

Важные нюансы повышения квалификации

Обучение по инициативе работодателя и обязательное обучение

По усмотрению работодателя. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель (ч. 1 ст. 196 ТК РФ). При этом условия и порядок повышения квалификации должны быть установлены коллективным договором или соглашением, трудовым договором (ч. 2 ст. 196 ТК РФ).

Согласно абзацу 3 пункта 7 Типового положения обучение проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения обучения работниками определенных профессий и специальностей устанавливает работодатель в локальном нормативном акте.

Обязательное обучение. Работодатель обязан направлять на повышение квалификации работников, если это является условием выполнения конкретных видов деятельности. Эта норма установлена частью 4 статьи 196 Трудового кодекса. Работники определенных специальностей и занимающие определенные должности обязаны согласно некоторым законам проходить повышение квалификации. К ним, например, относятся:

  • научно-педагогические работники государственных высших учебных заведений и государственных научных учреждений (организаций), действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);
  • работники железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов (Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»);
  • водители и другие работники автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающие безопасность дорожного движения (Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Виды повышения квалификации

В зависимости от потребностей работодателя, объема новых знаний и сроков обучения повышение квалификации может быть организовано по-разному:

  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства. Осуществляется по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Это предусмотрено абзацами 4-7 пункта 7 Типового положения.

При этом все дополнительные профессиональные образовательные программы образовательные учреждения повышения квалификации разрабатывают самостоятельно с учетом потребностей и особых пожеланий заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности) (абз. 2 п. 42 Типового положения).

Формы повышения квалификации и гарантии работникам

Согласно пункту 41 Типового положения

Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 29.03.2014 N 245

повышение квалификации может проводиться:

  • с отрывом от работы;
  • без отрыва от работы;
  • с частичным отрывом от работы;
  • по индивидуальным формам обучения.

Сохранение рабочего места и среднего заработка. Согласно статье 187 Трудового кодекса при направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Командировка для повышения квалификации. Если же сотрудник направлен на учебу в другую местность, ему оплачиваются командировочные расходы в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Кроме того, за все время нахождения сотрудника в командировке ему следует выплачивать средний заработок (ст. 187 ТК РФ).

И работа, и учеба. Если работник повышает квалификацию без отрыва (или с частичным отрывом) от производства, он получает заработную плату за фактически отработанное время (произведенную продукцию).

В случае если работник совмещает обучение и труд, их совокупная продолжительность не должна превышать ежедневную норму рабочего времени, предусмотренную трудовым законодательством (ст. 91 ТК РФ), правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора.

Куда пойти учиться

Повышение квалификации может проходить либо в самой организации, либо в образовательных учреждениях повышения квалификации (ч. 2 ст. 196 ТК РФ). Согласно пункту 8 Типового положения к ним относятся:

  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.

Профессиональная подготовка также может быть получена у специалиста, имеющего требуемую квалификацию (п. 3 ст. 21 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»).

Все перечисленные учреждения обязаны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности (п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277.

Это требование не касается (п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 277):

  • образовательной деятельности в форме разовых лекций, семинаров, стажировок, когда не выдается документ об образовании или повышении квалификации;
  • индивидуального обучения сотрудника у специалиста, обладающего соответствующей квалификацией.

Направляем сотрудника на повышение квалификации

Внутренние документы о направлении на повышение квалификации

Согласно письму Минфина России от 16.05.2002 № 04-04-06/88 основанием для направления работников на курсы повышения квалификации могут быть:

  • план обучения, в котором указываются причины и цели обучения сотрудников, а также их фамилии и должности
  • приказ руководителя о направлении на повышение квалификации, в котором нужно обосновать производственную необходимость дополнительного образования сотрудника (внедрение нового оборудования, расширение производства и т. п.), а также указать, что он направлен на обучение по инициативе работодателя

Приказ будет являться основанием для посещения работником учебных занятий.

Договор на оказание образовательных услуг

При направлении работников на повышение квалификации работодатель должен заключить договор с образовательным учреждением (абз. 16 п. 7 Типового положения).

Форма договора. Примерные формы договоров на оказание образовательных услуг приведены в приказах Минобразования РФ от 10.07.2003 № 2994 и от 28.07.2003 № 3177, а также в Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (письмо Минобразования России от 01.10.2002 № 31ю-31нн-40/31-09). Но, как правило, бланк типового договора разрабатывает образовательное учреждение.

В документе необходимо указать программу, форму (очная, заочная, очно-заочная), стоимость и срок обучения работника, а также наименование документа, который он получит по его окончании.

Договор составляется в двух экземплярах — один остается у работника, другой — в образовательном учреждении.

Обратите внимание: заказчиком образовательных услуг должен быть работодатель, а не работник. В противном случае организация не сможет учесть сумму расходов на оплату обучения при исчислении налога на прибыль.

Приложение к договору. К договору прилагаются:

  • учебная программа образовательного учреждения с указанием количества часов посещения;
  • ксерокопия лицензии на ведение образовательной деятельности образовательным учреждением.

Дополнительный договор с работником

Согласно части 2 статьи 197 Трудового кодекса работодатель, направляющий работника на повышение квалификации, должен заключить с ним дополнительный договор (соглашение), в котором будут прописаны обязанности сотрудника после завершения обучения. Например, можно оговорить условие об обязательной отработке сотрудником определенного срока, установить санкции за нарушение учебной дисциплины, порядок возмещения работодателю затраченных средств в случаях неполной отработки установленного срока или прерывания обучения.

Документы об образовании

Согласно пункту 27 Типового положения освоение образовательных программ повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной итоговой аттестацией. Предусмотрены следующие виды аттестационных испытаний:

  • итоговый экзамен по отдельной дисциплине;
  • итоговый междисциплинарный экзамен по программе обучения;
  • реферат по отдельной дисциплине или ряду дисциплин;
  • подготовка и защита аттестационной работы (выпускной, дипломной работы или дипломного проекта).

В зависимости от количества учебных часов работнику, прошедшему повышение квалификации, выдаются следующие документы государственного образца:

  • удостоверение о краткосрочном повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
  • диплом о профессиональной переподготовке — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов;
  • диплом о присвоении квалификации — для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.

Это предусмотрено пунктами 1-3 Требований к документам государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке, утвержденных приложением № 1 к постановлению Госкомвуза России от 27.12.95 № 13 и пунктом 28 Типового положения.

Оригинал документа о повышении квалификации хранится у работника, а копию следует подшить в личное дело сотрудника.

Но не всегда по окончании обучения работник может получить документ об образовании государственного образца. Не выдают такие документы организации, которые ведут образовательную деятельность, не подлежащую лицензированию, — в форме разовых лекций, стажировок и семинаров, а также преподаватели, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. Объем учебной программы в этом случае составляет менее 72 часов, а по окончании слушателям могут выдать сертификат с указанием темы и объема учебных часов. Образцы сертификатов каждое учреждение разрабатывает самостоятельно.

Акт об оказанных услугах

По окончании обучения образовательное учреждение обязано представить организации акт об оказанных услугах (образец ниже). В нем должны быть зафиксированы период обучения, наименование программы обучения и его стоимость в рублях.

При долгосрочном обучении акт следует составлять отдельно за каждый отчетный период, то есть один раз в квартал, а расходы на оплату образовательных услуг включать в состав затрат ежеквартально.

Сведения о повышении квалификации нужно внести в раздел V «Повышение квалификации» личной карточки работника (форма № Т-2). Но только в случае, если по окончании учебы работник получил удостоверение, свидетельство либо диплом установленного образца. Об этом говорится в пункте 28 Типового положения.

Обучение в другой местности

Если работник направляется на обучение в другую местность, его поездка оформляется как служебная командировка. В этом случае, помимо перечисленных выше, необходимо оформить следующие документы:

  • служебное задание (форма № Т-10а), подписанное руководителем структурного подразделения. По окончании командировки сотрудник составляет краткий отчет о выполнении задания, а руководитель структурного подразделения делает соответствующее заключение;
  • приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9 или Т-9а);
  • командировочное удостоверение (форма № Т-10);
  • отчет о выполнении задания (на бланке служебного задания). Его составляет работник, закончивший обучение, а руководитель структурного подразделения делает заключение о выполнении задания.

Все указанные документы оформляются на типовых бланках, которые утверждены приказом Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

При направлении работника на повышение квалификации в другую местность за ним сохраняются рабочее место (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Кроме того, сотруднику надо оплатить командировочные расходы по правилам, предусмотренным для служебных командировок (ст. 187 ТК РФ). Это значит, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 168 ТК РФ). В качестве командировочных расходов учитываются, в частности, затраты:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно;
  • наем жилого помещения;
  • суточные в пределах норм (700 руб. — для расходов, учитываемых с целью уплаты НДФЛ (абз. 10 п. 3 ст. 217 НК РФ)).

По возвращении из командировки работник в течение трех рабочих дней должен представить авансовый отчет об израсходованных средствах и документы, подтверждающие произведенные в командировке расходы.


Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

  • Сборник может быть полезен руководителям и специалистам организаций при подготовке и проведении аттестации рабочих мест по условиям труда. В сборнике даны представления об опасных и вредных производственных факторах на рабочих местах, оценке условий труда по классам, оценки травмоопасности рабочих мест, о сертификации работ по охране труда. Также представлена нормативно-справочная база для проведения аттестации рабочих мест.

    Это первая книга в России о том, как при помощи 5S организовать эффективное рабочее место в офисе. Система 5S - это инструмент, позволяющий оптимизировать и поддерживать комфортную и производительную рабочую среду. Помимо этого система 5S полезна при подготовке к сертификации по стандартам ISO 9000 и 9001. В книге представлен пошаговый план внедрения системы 5S с шаблонами форм, контрольных листов и другими необходимыми материалами. Знания, почерпнутые из этой книги, с успехом можно использовать в банках, страховых, консультационных и других компаниях сферы услуг, государственных, социальных и образовательных учреждениях. Предлагаемые советы об организации эффективного рабочего места столь универсальны, что книгу можно рекомендовать широкому кругу читателей.

    Издание посвящено бухгалтерскому и налоговому учету материально-производственных запасов. На конкретных примерах (с проводками и расчетами) в соответствии с ныне действующими требованиями рассматриваются способы определения фактической себестоимости материалов, учета расходов на их приобретение, в том числе транспортно-заготовительных расходов, расходов на приобретение материальных ценностей при заключении договора в условных единицах, при изготовлении материалов собственными силами и т.д. в различных ситуациях. Наши рекомендации помогут вам выбрать оптимальный способ списания материалов в производство, правильно отразить в учете их продажу, списание материалов по результатам инвентаризации (в том числе в случае хищения) и многое другое. Рассмотрено документальное оформление различных операций с товарно-материальными ценностями. Материалы подготовлены с использованием системы ГАРАНТ. Издание адресовано широкому кругу читателей, бухгалтерам и...

    В книге изложены общие сведения о метрологии, измерительных инструментах, лабораторном оборудовании общего назначения и математической обработке результатов испытаний. Описаны методы и аппаратура для стандартных испытаний главнейших строительных материалов и изделий. Сведения о методах испытания каждого материала предваряются кратким описанием его основных технических свойств и объяснением выбора принятой методики испытаний. Все методы испытаний и основные свойства материалов даны в соответствии с действующими ГОСТами. Второе издание дополнено описанием испытаний кровельных материалов. Для студентов строительных специальностей вузов. Может быть использовано в качестве справочного пособия для строителей-практиков, строительных лабораторий.

    Содержатся статистические данные о состоянии и динамике развития мировой экономики и ее отдельных регионов, а также материалы, характеризующие степень влияния некоторых государств на развитие мирового хозяйства. Таблицы сгруппированы в соответствии с учебными программами по ряду экономических дисциплин: экономическая теория, макроэкономика, международные отношения, внешнеэкономическая деятельность и т.д. Сборник составлен на основе материалов наиболее известных международных организаций и экономических институтов (ООН, МВФ, Всемирного Банка и т.д.), Госкомстата России и других государственных учреждений. Для преподавателей, аспирантов, студентов вузов и старшеклассников, изучающих экономические дисциплины.

    Рассмотрены порядок и правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах (МПЗ) сельскохозяйственных производств, их отдельных видах (материалах, животных на выращивании и откорме, готовой продукции, товарах). Пособие отражает требования вступивших в силу новых нормативных документов и изменений, регламентирующих учет МПЗ. Многочисленные практические примеры учат правильному заполнению форм первичных документов, применяемых при учете движения МПЗ. Предназначено всем категориям заинтересованных пользователей - бухгалтерам, руководителям хозяйствующих субъектов, аудиторам, преподавателям, студентам высших учебных заведений и практикам.

    Предлагаемая книга - сборник документов и материалов, освещающих процесс реформирования российской денежной системы в первой половине 20-х гг. XX в. Денежная реформа, осуществленная в трудных условиях послевоенной разрухи, известна своими позитивными результатами, а обретенный в ходе ее проведения опыт не утратил актуальности и в современных условиях. Сборник подготовлен на основе документов и материалов, хранящихся в фондах РГАСПИ, РГАЭ и ГАРФ. В научный оборот вводятся малоизвестные и не публиковавшиеся ранее документы. Издание рассчитано на научных работников, преподавателей и студентов вузов, на всех, кто интересуется политической и экономической историей России 20-х гг. прошлого века.

    Рассмотрены основные закономерности протекания металлургических процессов при осуществлении операций сварки и наплавки, в том числе особенности поведения расплавленного металла при сварке электродами с различным типом покрытий. Отмечена важнейшая роль шлаковой системы в формировании структуры и свойств металла шва и показано, что для анализа шлаковых систем необходим расчетный механизм, позволяющий определить термодинамическую активность отдельных компонентов шлака. Приведены базовые сведения по термодинамике и химической кинетике металлических растворов, необходимые для лучшего понимания основного материала. Рассмотрены расчетные термодинамические методы, используемые для исследования межфазного взаимодействия при сварке. С позиций термодинамики рассмотрены вопросы поведения металлов-модификаторов, в том числе редкоземельных металлов, основных металлов-раскислителей, применяемых в практике производства сварочных материалов, и проведены соответствующие расчеты. Приведены...

    Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления Моббинг - это отнюдь не новшество, это просто описание старого факта эскалации конфликтов на работе новым термином, что позволяет по-новому взглянуть на проблему. Формы моббинга разнообразны: постоянная критика, игнорирование вплоть до полной изоляции, завышенные или заниженные требования, бессмысленные или вредные для здоровья задания, угрозы и сексуальные домогательства на рабочем месте... Обо всем этом рассказывает данная книга: от истоков конфликтов - до их последствий, от способов предотвратить моббинг - до возможностей его преодолеть. Примеры из жизни показывают атмосферу, в которой оказываются жертвы моббинга, и выявляют те переживания и мысли, которые помогают им, в конце концов, выйти из замкнутого круга. Книга будет полезна психологам и социологам, социальным работникам и практикам, и, прежде всего, менеджерам и специалистам по персоналу.