Основные группы ценностей профессиональной социальной работы. Философско-этические аспекты социальной работы в современном обществе




В основе этических нормативов социальной работы можно выделить шесть основных источников:
1.общечеловеческие ценности;
2.этические традиции благотворительности;
3.ценности современного российского общества;
4.этические нормативы зарубежных стран;
5.специфические ценности современной российской социальной работы;
6.личностные ценности и идеалы специалистов.

Требования этического кодекса

Требования в этическом кодексе – это, во-первых, требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; во-вторых – требования к личности профессионала.
Этические требования к характеру профессиональной деятельности представлены в форме моральных норм, моральных правил и принципов.
а) моральная норма – общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Можно говорить об общих нормах профессиональной морали (например, требование бять гуманным, добрым, объективным и т.п.) и частных нормах, конкретизирующих общие (например, честность в отношениях с клиентом и т.п.);
б) моральные правила – конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, постоянно обогащаются по своему содержанию.
в) принципы, которыми должен руководствоваться социальный работник в своей повседневной деятельности.

Этические кодексы непременно содержат и требования к качествам личности специалиста (самостоятельно выделите в ЭК).

Соблюдение каждым социальным работником этического кодекса – критерий ее общественной значимости и ценности, условие роста авторитета профессии, самоуважения и самоутверждения личности специалиста в профессиональной группе и в обществе.



2. Профессиональная социальная работа как деятельность совокупной профессиональной группы, объединяющая в себе поведение и деятельность каждого конкретного специалиста, подлежит тщательному регулированию, которое, являясь многоуровневым, может выполнять различные функции.

В первую очередь, этико-ценностное регулирование выполняет функцию обеспечения заданного, запланированного обществом и государством конечного результата деятельности. В этом случае оно социальной работы направлено на обеспечение нормативного содержания процесса деятельности, детерминацию его целесообразности, непрерывности, последовательности, эффективности каждого из этапов и процедур и т.п. Также как и другие виды регулирования профессиональной деятельности, этико-аксиологическое регулирование, выполняя эту функцию, способствует реализации социального заказа общества на конечный продукт деятельности.

В силу специфики социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности и своеобразия самого этико-ценностного регулирования, выполнением этой функции оно не ограничивается.

Действительно, внешнее измерение социальной работы в зависимости от точки зрения может выглядеть по-разному: социальная работа может предстать перед исследователем и как акт индивидуального (и/или коллективного) милосердия и гуманизма, когда человеком движет сострадание к другому человеку и он предпринимает определенные усилия, направленные на помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации и нуждающемуся в помощи. Социальная работа здесь выступает как результат реализации качеств личности, оказывающей помощь нуждающемуся, осознания ею лично общественной необходимости, ее личной активности. Но она есть результат не только доброты личности или общественной необходимости, но и чувства взаимной ответственности граждан, причем ответственность распространяется не только на прошлое и нынешнее положение нуждающегося, но и на его будущее состояние. Эта ответственность распространяется не только на качество жизни человека, но и на качество его личности. Такая ответственность человека и общества предполагает не только желание, но и умение оказывать помощь, знание человека и условий его жизнедеятельности, возможности использования индивидуальных и социальных ресурсов. Она накладывает на помогающего ответственность (в разумных пределах, конечно) за все, что происходит с человеком и обществом и устанавливает качественно новые связи между человеком и другим человеком, человеком и обществом, человеком и мирозданием. Чувство такой ответственности возникает, когда человек и общество признаются высшими ценностями и личность ощущает потребность в содействии их реализации. Именно человек и общество здесь выступают главными результатами социальной работы. Причем когда мы говорим «человек», то имеем в виду и человека, получающего помощь, и человека, оказывающего помощь.

Социальная работа, внешне являющаяся актом индивидуального милосердия, на самом деле может быть построена на иных ценностях и, соответственно, преследовать иные цели. В частности, известная поговорка о том, что «нищий богатым питается, а богатый нищим спасается» дает возможность увидеть иные ценности и цели помогающего: личное спасение, индивидуальный душевный покой и т.п., в то время как «спасаемый», т.е. индивид, получающий помощь, выступает как условие и средство спасения. В этой ситуации важнейшим результатом социальной работы является не только и не столько изменение ситуации нуждающейся личности, сколько изменение к лучшему жизненной ситуации человека, оказывающего помощь, а преодоление трудной жизненной ситуации объектом деятельности становится вторичным по значимости результатом. Чувство ответственности в данном случае ограничивается ответственностью помогающего за себя лично.

При таком подходе к социальной работе – как к средству личного спасения – ценность человека приобретает отчетливо ситуативный утилитарный характер, хотя формальный результат деятельности может быть позитивным: проблемная ситуация будет разрешена.

Но профессиональная социальная работа (имеется в виду помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации) может внешне выглядеть как одно из направлений деятельности сервисной службы, куда желающий (или нуждающийся) может обратиться и заказать любую услугу по собственному выбору, но в рамках закона. В этом случае специалист, работающий с клиентом и оказывающий ему услуги, предстает в ином качестве: главное, что от него требуется – это обеспечить высокое качество оказываемой услуги и постараться при этом избежать нареканий со стороны заказчика. При таком понимании социальной работы полную ответственность за себя несет сам клиент, а в качестве основного результата социальной работы здесь выступает оказанная социальная услуга. И именно она обладает в такого рода «социальной работе» высшей ценностью. Человек же (клиент) вновь становится ценностью второго порядка - средством и условием, с помощью которого оказывается социальная услуга и осуществляется социальная работа.

Таким образом, эти различные подходы к определению результата и содержания социальной работы на деле означают разницу в подходах к определению ее смысла: в одном случае социальная работа – это созидание, оптимизация личности, ее жизни и судьбы и, следовательно, деятельность, направленная на реализацию ценности человека и общества. В другом случае она приобретает характер деятельности, способной удовлетворять индивидуальные запросы субъекта, причем личность клиента имеет ситуативную ценность. В третьем – это одна из форм сервиса в ряду многих, и человек-клиент имеет ситуативную ценность в период взаимодействия со специалистом как заказчик, потребитель услуги, работодатель.

3.Личностно-нравственные качества социального работника, их краткая характеристика и методы формирования.


Специалист по социальной работе обеспечивает решение многих социальных, психологических, педагогических, этических, правовых проблем общества и человека; предупреждает развитие негативных тенденций в обществе, содействует улучшению психического и физического здоровья, развитию возможностей самореализации каждого человека, повышению качества его жизни.
Уже в самом определении социальной работы можно заметить, что данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
Специалисты по социальной работе ответственны за судьбу человека, его физическое, психическое и социальное благополучие, что входит в определение здоровья, записанное в уставе ВОЗ.
Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию. Очень важно еще одно личностное качество - эмпатия. Эмпатия (от греч. еmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение - "вчувствование" в переживания другого человека
Центральной характеристикой соц. работника является милосердие. Деятельная любовь к людям. Другой важный компонент деятельности социального работника - его профессиональные умения и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи. Так же можно назвать следующие качества, необходимые для определения профессиональной пригодности к осуществлению соц. работы для соц. работника:
- высокий уровень интеллектуального развития; хорошая саморегуляция; навыки самодисциплины; способность проявлять терпимость; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; физическая сила, выносливость; способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок; здравый смысл, умение четко мыслить; чуткость.
Главным противопоказанием к осуществлению соц. работы является экстремизм любого толка (от политического до религиозного).
Специалист по социальной работе должен быть хорошо подготовленным профессионалом; умело вести работу среди населения по устранению конфликтных ситуаций, правонарушений, а в современных условиях - оказывать помощь жертвам экологических катастроф, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение по социальной защите населения.
Высокий уровень требований к специалисту по социальной работе - профессионалу обусловлен рядом обстоятельств:
1. Социальная работа затрагивает интересы значительной части общества, оказывая реальное влияние на качество жизни людей.
2. Социальная работа соприкасается с технологиями, определяющими потребление ощутимой части бюджетных средств, которые при адекватном уровне могут существенно поднять эффективность их использования.
3. Социальная работа позволяет в определенной мере управлять основными социальными детерминантами здоровья (доходы, занятость, образование), что обеспечивает условия жизни и труда, определяющие 50 % потенциала здоровья, при том что еще 20 % потенциала определяется генетическими (биологическими) факторами, 20 % - экологическими, 10 % - системой здравоохранения Управление социальными детерминантами здоровья требует активного внедрения в жизнь общества социальной медицины.
Данный вид деятельности предъявляет самые высокие требования к профессиональным, личностным и нравственно-этическим качествам специалиста.
При подготовке специалистов по социальной работе весьма актуален процесс профессионального отбора. Социальную работу можно отнести к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют ее успешность и эффективность. Выделяют ряд профессионально важных качеств, без которых немыслим социальный работник, и которые необходимо вырабатывать, если они не принадлежат человеку изначально.
Основу личности социального работника-психолога должна составлять нравственность как внутреннее, духовное качество личности, потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение социального работника определяется такими качествами его личности, как честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность и наблюдательность, терпимость, выдержка и самообладание, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, творческое мышление и, конечно же, стремление к самосовершенствованию.
Социальная работа, особенно ее реабилитационная часть, требует активного использования широкого спектра технических и информационных средств, навыков и умений специалистов, способных не только дать совет, а конкретно помочь в адаптации к социальной среде, обеспечить человеку возможности для достижения необходимого качества жизни с удовлетворением потребностей социокультурного, интеллектуального, этического характера, с сохранением человеческого достоинства.
Последнее обстоятельство требует применения соответствующих образовательных технологий при подготовке специалистов по социальной работе. Необходимость широкого спектра умений и навыков требует более активного переноса практической подготовки специалиста по социальной работе из аудиторий на базы соответствующих центров социальной реабилитации. При этом в социальных центрах должны использоваться преимущественно соответствующие социальные технологии, а не только традиционные управленческие, медицинские или психологические, которые внедряются по стереотипу как более известные. Эти технологии не заменяют социальных.
Личностные качества социального работника делятся на три группы.
К первой группе личностных качеств относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.
Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическую тренированность, само внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе личностных качеств социального работника относят визуальность (внешнюю привлекательность личности), коммуникативность, эмпатичность, красноречивость и так далее.
Кроме личностных качеств, рассмотренных выше необходимо отметить, что социальный работник должен быть примером и образцом для подражания со стороны других в мыслях, чувствах и поступках; должен вызывать у человека благородные чувства, желание и стремление становится лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей; должен вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию; социальный работник должен находить нужный стиль общения с каждым, добиваясь его расположения и взаимопонимание. Он должен приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемого.Социальный работник должен вызывать к себе уважение со стороны людей, пользоваться неформальным признанием с их стороны, иметь авторитет.
Реализация вышеперечисленных качеств может быть определена названием "профессиональная", "трудовая этика" социального работника

5. Наряду с этическими стандартами взаимодействия социальных работников между собой и с клиентами встает вопрос об этике взаимодействия социальных служб между собой и со сторонними организациями и структурами, вопрос об этике взаимодействия системы социальной защиты с обществом и государством.
Основные стандарты этического поведения подразделяются на четыре группы (блока). Первая направлена на регулирование этических отношений между социальными работниками и клиентами, реализацию определенной нормы поведения социального работника по отношению к клиентам. Вторая группа – на стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациям. Третья – на стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами. Четвертая – на стандарты по отношению к профессии.
Составной частью этики социальной работы является этика исследований в социальной сфере (например, оценивание эффективности качества социального обслуживания населения). Социальный работник, занятый научными исследованиями, руководствуется главным принципом "Не навреди клиенту", он тщательно взвешивает возможные последствия своих изысканий и при проведении обследований клиентов должен убедиться в том, что согласие его участников является добровольным. Социальный работник должен обеспечить защиту участников исследований от дискомфорта, страданий, вреда, опасности или ущерба; полученная в ходе исследования информация об его участниках рассматривается как конфиденциальная.
Приведем примеры этических кодексов, принятых ассоциациями социальных работников некоторых стран.
Российская межрегиональная Ассоциация работников социальных служб
На российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (22 мая 1994 г.) был принят профессионально-этический кодекс социального работника, в котором сформулированы моральные принципы деятельности в сфере социального обслуживания.
1. Принцип моральной ответственности перед клиентом:
– работники должны относиться к клиентам с присущим их профессии гуманизмом;
– интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работников службы;
– работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;
– работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.
2. Принцип моральной ответственности перед обществом:
– деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества;
– работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальной ориентации, возраста и состояния здоровья.
3. Принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами:
– работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;
– работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими собственного предназначения;
– работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству с коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.

6. Академик Н. Н. Моисеев раскрывает значение морали на ранних этапах первобытного общества на следующем примере. Известно, что все люди, живущие в настоящее время на Земле, являются потомками кроманьонцев, которые в эпоху неолита определились как единственные представители среди других близких им видов предков современного человека. Причина вымирания этих видов, оказывается, заключалась в их цивилизационных, в частности моральных, особенностях. Например, это были и неандертальцы, которые жили в то же время и в тех же краях, что и кроманьонцы, и в умственном отношении не уступали последним. Но неандертальцы были более агрессивны, о чем свидетельствует строение их черепов, им было труднее преодолевать действие биосоциальных законов и подчиняться социальным правилам поведения и дисциплине, вырабатывать систему запретов и норм общения. Тем самым они теряли в скорости прогресса своего развития и исход борьбы между родственными популяциями был предрешен – «неандертальцев подвела нравственность»*. Этот пример свидетельствует, что уже на заре цивилизации духовный фактор, в содержании которого центральным элементом является мораль, играл решающую роль в становлении и развитии человека и общества.

7.Этические принципы в социальной работе, принятые Международной федерацией социальных работников в 2004г. (Австрия): понятие, основное содержание и назначение принципов.


Социальная работа является деятельностью, осуществляемой чаще всего в сложных ситуациях, которые нередко характеризуются нестандартностью. Технологии социальной работы в преломлении на конкретного клиента не дают однозначных ответов о действиях специалиста. Каждый человек имеет выраженную индивидуальность. Это требует от каждого специалиста готовности к принятию штучных решений во многих неформальных ситуациях.
Принятию правильных решений в подобных случаях помогают этические принципы социальной работы - наиболее общие требования и правила, выражающие основные варианты поведения специалиста по отношению к субъекту профессиональных отношений в процессе оказания социальных услуг.
1. Права человека и человеческое достоинство.
Социальная работа основывается на уважении неотъемлемой ценности и чувства собственного достоинства всех людей, а также прав, которые из этого следуют. Социальный работник обязан помогать и защищать физическую, психологическую, эмоциональную и духовную неприкосновенность и благополучие каждого человека.
Это означает:
- Уважение права на самоопределение - социальные работники должны предоставлять клиенту возможность самому делать выбор и принимать решения, если это не угрожает правам и законным интересам других людей.
- Предоставление права на участие клиентов (путем вовлечения) в процессах, что предоставит им возможность быть уполномоченными в принятии любых решений касательно их собственной жизни.
- Оказание помощи каждому человеку в полной мере, что означает этическое предписание социальному работнику рассматривать личность в целом, совместно с семьей, общественностью, социальным и природном окружением и другими аспектами жизни личности.
- Идентификация и развитие достоинств - социальные работники должны фокусировать свое внимание на достоинствах всех индивидов, групп и сообществ и таким образом содействовать их развитию.
2. Социальная справедливость.
Социальные работники должны обеспечивать социальную справедливость, как в отношении всего общества, так и в отношении людей, с которыми они непосредственно работают. Это означает, что социальный работник обязан обеспечить:
- Предотвращение дискриминации - предотвращать негативную дискриминацию, основанную на таких базовых характеристиках, как: способности, возраст, культурные особенности, половая принадлежность, семейный статус, социально-экономический статус, политические взгляды, цвет кожи, расовая принадлежность и другие физические характеристики, вероисповедание.
- Признание различий - признавать и уважать этические и культурные различия тех сообществ, в которых они осуществляют свою деятельность, учитывая индивидуальные, семейные, групповые и общественные отличия.
- Справедливое распределение ресурсов, которыми располагают социальные работники, и в соответствии с первоочередными потребностями.
- Оспаривание несправедливой политики и деятельности - привлечение внимания работодателей, высших должностных лиц, политиков и общественности к таким ситуациям, в которых деятельность не отвечает этическим требования, а также в которых распределение ресурсов и политика являются неправомерными и пагубными.
- Солидарная деятельность - осуществлять деятельность в интересах всего общества, обращать внимание на социальные условия, которые содействуют социальному исключению, стигматизации или подчинению.

9. Необходимость этической регламентации профессионального поведения наблюдается в социальной работе (и не только в ней) в современном российском обществе. Основными причинами этого явления можно считать следующие:

1. Общее падение духовности и нравственности в нашей стране, утрата положительных ценностных ориентации не может не сказаться и на нравственном облике конкретных социальных работников как членов социума. В современных условиях развития российского общества, когда для одних людей на первом месте стоит стремление достигнуть личного успеха, обогатиться, используя для этого все возложенные средства, а для других - физическое выживание любой ценой, падение нравственности неизбежно. Волюнтаристское разрушение высших, надличностных гуманистических ценностей, определяющих стратегические цели развития, идеалы и смысл как личностного, так и общественного бытия, закономерно приводят к резкому снижению ценности человеческой жизни, личности как таковой, пренебрежению ее честью и достоинством. Моральное саморазрушение общества идет быстрее, чем становление «новых» гуманистических ценностей. Как показывает историческая практика, в такой период высокие этические нормы, усвоенные в процессе воспитания и социализации личности, закономерно и объективно отходят на второй план.

Социальная работа пока еще не имеет в нашей стране того высокого статуса и престижа, который она имеет, например, в странах Европы и Америки. Это не может быть объяснено только «молодостью» данной профессии в нашей стране, несовершенством законодательной базы, недостаточным количеством отдельных видов социальных служб и социальных работников в них. Дело еще и в кадрах, далеко не всегда грамотно и в полном объеме выполняющих свои обязанности: социальные работники чаще всего допускаются к работе без какой бы то ни было теоретической и практической подготовки, получая навыки профессиональной деятельности уже в процессе работы и обучаясь затем на курсах повышения квалификации, в вузах или средних специальных учебных заведениях.

Но дело не только в профессиональной подготовке, т. е. квалификационном уровне специалистов. В условиях стагнации производства, безработицы, низкого уровня оплаты труда работников бюджетных организаций (к которым относятся и социальные службы), в условиях невыплат или задержек заработной платы и пенсий, в социальную работу порой прихо-дят люди случайные, морально не готовые к данному виду деятельности, ставящие перед собой цель лишь пережить тяжелые для них времена, стремящиеся иметь хотя бы какую-нибудь работу и стабильный источник средств к существованию. Такие социальные работники, не имея соответствующей мотивации к труду, выполняют свои профессиональные обязанности лишь в меру внешней необходимости, не руководствуясь при этом соображениями гуманности своей миссии, внутренней потребностью помогать людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности является в нашей стране инновацией, получившей толчок к развитию спустя три четверти века после ее становления в странах Европы и Америки. Естественным для нашей страны является изучение опыта государств, имеющих отлаженную, надежную, проверенную временем и эффективную систему социальной защиты. Но каждое государство шло к нынешнему состоянию социальной защиты своим путем, учитывая местные условия, потребности населения и возможности их удовлетворения. В связи с этим изучение зарубежного опыта социальной работы, помимо положительной возможности учиться на чужом опыте, несет в себе определенный негативный момент - понравившаяся модель, безукоризненно работающая на «родной» почве и имеющая специфические черты, ценности и моральную направленность, учитывающую менталитет народа, его ожидания и конкретные социальные обстоятельства (в совокупности детерминирующие выбор той или иной модели социальной защиты), может быть полностью или частично неприменима в условиях современной России.

Вместе с тем зарубежные модели социальной защиты имеют своих сторонников в нашей стране, что порождает неоднозначность понимания представителями различных научных школ самой сущности социальной защиты, ее целей и задач, ценностных ориентации и т. д. и вызывает различное толкование подходов к деятельности и взаимодействию - как с клиентом, так и внутри системы социальной защиты, в том числе и в области моральных отношений между субъектами и объектами социальной работы.

Социальная работа как институт не является автономной; она многочисленными, неодинаковыми по значимости, содержанию и направленности нитями связана с различными государственными и негосударственными структурами. Государство и местные органы власти оказывают мощное воздействие на социальную работу, определяя в значительной мере не только то, где должны работать социальные работники, но и то, чем и как они должны заниматься, какие социальные группы должны являться объектом их воздействия, какого рода должно быть это воздействие, на каких условиях, в какие сроки и в каком объеме должна оказываться помощь.

Оказавшись в значительной мере зависимой от внешних институтов, в первую очередь от государственных структур, местных органов власти и состояния экономики, определяющего порядок, объемы и условия финансирования, социальная работа не может в полной мере разделить с ними ту систему ценностей, которая ими исповедуется фактически. Так, например, рыночная экономика подчиняется закону извлечения наивысшей прибыли, что имеет последствием такие негативные явления, как безработица, обнищание значительной части населения, «не вписавшегося» в рынок, и т. д. Социальная же работа призвана оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, причем отдает предпочтение индивидам, невостребованным экономикой и не имеющим возможности, главным образом из-за этого обстоятельства, самостоятельно решать свои проблемы.

Любая сфера человеческой деятельности может функционировать эффективно, лишь при соответствующей этической регламентации. Поэтому, появление в различных сферах профессиональной деятельности на определенных этапах ее развития профессиональных этических кодексов, уже сложившихся в основных своих чертах на базе общечеловеческих ценностей и этических норм, принятых сообществом, не случайно. Социальная работа является специфическим видом деятельности, социальным по своему историческому генезису, сущности, условиям протекания и последствиям, особым видом человеческих взаимоотношений. Социальная работа проводится в интересах всего общества независимо от того, направлена она на отдельного индивида, группу или социум. В этом отношении, следовательно, социальная работа может быть оценена с точки зрения общих моральных норм. Однако, являясь проявлением моральности и гуманности общества по отношению к своим наименее защищенным членам, имея дело с определенными обстоятельствами и сторонами человеческой жизнедеятельности, и будучи направленной непосредственно на человека, социальная работа должна обладать своими собственными, более жесткими этическими принципами и правилами, регламентирующими деятельность ее структур и представителей.

Следует иметь в виду, что между самой деятельностью в сфере социальной защиты и ее конечным результатом существует тесная этическая связь, которая обусловливает выбор социальным работником не только цели, но и средств ее достижения. Для того, чтобы построить гуманное общество, рациональности и прагматичности недостаточно. Известное изречение «цель оправдывает средства» в социальной работе не уместно. Для того, чтобы общество было гуманным, необходимо руководствоваться принципами гуманизма и этики во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Однако и наличие морально положительной цели, и выбор адекватных средств не всегда гарантируют успех. Поскольку иногда трудно заранее предвидеть, каким образом будет использован клиентом результат деятельности социального работника, всю абсолютно ответственность за это возлагать на него нельзя. Тем более важна этическая ориентированность деятельности социального работника: он должен быть безупречен в глазах своих коллег и общества, а результат его деятельности не мог быть использован против людей, чтобы социальная работа как профессиональная деятельность не была дискредитирована.

Социальная работа, подобно практически всем видам деятельности, направлена на людей, т. е. является одним из способов решения стоящих перед индивидом, группой или обществом проблем. Однако, в отличие от большинства других видов деятельности, она проводится не просто с людьми, а с людьми особыми, имеющими серьезные проблемы, связанные с затруднениями в осуществлении жизнедеятельности. Для успешной работы в этой сфере от специалиста требуется не формальный подход, а умение понимать своего клиента и сопереживать ему, быть чутким и деликатным. Поэтому труд специалиста в области социальной работы предполагает органическое единство его квалификации и особых духовных качеств, чувство высокой моральной ответственности, готовности безукоризненно исполнить свой профессиональный долг по защите прав человека.

Социальная работа относится к видам профессиональной деятельности с высокой степенью индивидуализации труда. Несмотря на то что социальный работник является членом трудового коллектива, совместно с коллегами участвует в работе по достижению общих для коллектива целей, представляет перед клиентом интересы учреждения социальной защиты и интересы государства, он в значительной степени автономен в своей повседневной деятельности. Это не значит, что социальный работник полностью предоставлен самому себе, неподконтролен и неподотчетен, но деятельность его чаще всего может быть проконтролирована только косвенно, поскольку осуществляется она один на один с клиентом. Это обстоятельство требует от социального работника особых навыков и сугубого соблюдения этических норм и правил общения с клиентом и его социальным окружением, более жесткого самоконтроля, нежели вне профессиональной деятельности.

Деятельность социального работника носит преимущественно творческий характер, и всегда в жестких рамках формальной технологической схемы есть место творчеству и инициативе, делающим работу с каждым клиентом неповторимой и оригинальной. Эффективность работы во многом зависит от понимания и восприятия специалистом сущности профессии и его творческих способностей и в свою очередь детерминирует социальное, духовное и материальное положение клиента. Поэтому, поскольку мы имеем дело с творческим процессом, все нюансы которого невозможно формализовать, и поскольку исключить появление в профессии людей «случайных» не представляется возможным (по крайней мере на современном этапе), постольку должна существовать внутренняя этическая регламентация деятельности, способствующая формированию единства подходов к решению проблем и обуславливающая нормативное поведение и действия специалистов.

Эти причины, как представляется, являются достойными для актуализации вопроса о разработке и принятии этических норм и правил, регламентирующих профессиональную деятельность каждого конкретного соци

Тестовые задания по курсу «Этика социальной работы»

1. Необходимость формализации этических нормативов профессиональной деятельности в сфере социальной защиты обусловлено:

Регулированием норм поведения между людьми;

Стремлением привнести в разнообразные отрасли профессиональной

Деятельности критерии этической оценки;

Реформированием экономики, падением нравственности, крушением системы ценностей.

2. Функциями морали и права являются:

Нормы поведения принятые в обществе;

Ценностные установки.

3. Нормы регуляции поведения между людьми в первобытном обществе носили:

Социальный характер;

Биологический характер;

Благотворительный характер.

4. Орда – это:

Общество умнейших;

Общество сильнейших;

Общество слабейших.

5. Основными ценностями общества-орды признавались:

Жестокость, подавление слабых соплеменников;

Сила, ловкость;

Милосердие, благотворительность.

6. В основе ценностей первобытного общества можно выделить:

Инстинкт;

Интуиция;

Индивидуальность.

7. Моральные отношения в первобытном обществе носили:

Индивидуальный характер;

Коллективный характер;

Смешенный характер.

8. Отношения в первобытной орде строились:

На социальном равенстве;

На подчинении интересов индивида интересам коллектива;

На подчинении интересов коллектива интересам индивида.

9. Обеспечение безопасности, выживания, продолжения рода в первобытной орде было вызвано:

Чувством долга и совестью;

Инстинктом самосохранения;

Чувством коллективизма.

10. С появлением огня в первобытном обществе осталось неизменным:

Отношение к старикам и детям;

Чувство патриотизма, верности;

Жертвоприношение.

11. С появлением огня нравственные законы усваиваются членами сообщества:

В процессе воспитания;

В процессе обучения:

В процессе обучения и воспитания.

12. Проявление первых форм взаимопомощи людей относится:

К периоду зарождения христианства на Руси;

К первобытному обществу;

К Древней Руси.

13. К первым видам социальной помощи относятся:

Подача милостыни пришедших с миром;

Предоставление приюта и пищи пришедших с миром;

Оказание медицинской помощи пришедших с миром.

14. Какие устанавливаются в Ветхом Завете критерии и нормы:

Этические и экономические;

Моральные и социальные;

Этические и социальные.

15. «Золотое правило этики» гласит:

- «… во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними …»;

- « Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово»»;

- «найти такое душевное настроение, мягкое и простое, которое сумело бы без усилий сочетать со всеми действиями разума, со всеми сердечными эмоциями идею истины и добра».

16. В какой пословице нашло отражение «золотого правила этики»:

Долг платежом красен;

Беду скоро наживешь, да не скоро выживешь;

Как аукнется, так и откликнется.

17. Конфиденциальность в этике социальной работы – это:

Принцип;

Критерий моральности;

Результат творческого подхода к деятельности.

18. Термин «этика» был впервые упомянут в работе:

Демокритом;

Платоном;

Аристотелем.

19. Объектом этики социальной работы является:

Этический кодекс;

Профессиональная мораль;

Этическое сознание специалиста.

20. Совесть – это:

Профессионально-значимое качество личности специалиста;

Функция этики социальной работы;

Правило этикета в социальной работе.

21. Предметом этики социальной работы не являются:

Этические отношения;

Этические действия

Профессиональный долг.

22. Основными принципами этики социальной работы являются:

Интеллект, субъективность клиента, инновационность и др.;

Конфиденциальность, доброжелательность, бескорыстие и др;

23. Деонтология социальной работы – это:

Совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

Совокупность требований к личностным качествам специалиста;

Учение о должном поведении специалиста.

24. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

Человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;

Социальная работа, клиент, социальная служба и др.;

Клиент, социальная группа, социальный институт, общество и др..

25. Под критерием моральности понимается:

Совокупность представлений о добре и зле;

Ответственность за клиента;

Честность и открытость.

Профессиональная мораль;

Нравственные убеждения;

Этическое сознание.

27.Основными группами функций этики социальной работы являются:

Личностно-ориентированная;

Рационализирующая.

28. Учение о профессиональной морали – это:

Профессиональный этикет;

Профессиональная этика;

Профессиональная ответственность.

29. Профессионально-этическая регламентация предполагает:

Разработку и введение должностных инструкций;

Введение дополнительных нормативно-правовых актов;

Разработку этического кодекса.

30. Целью этики социальной работы является:

Обеспечение и поддержание структуры профессиональной деятельности;

Поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

Обеспечение и поддержание содержания и целей профессиональной деятельности.

31.Основными критериями моральности деятельности являются:

Соблюдение интересов клиента;

Содействие социальному прогрессу;

Соблюдение интересов профессиональной групп.

32. Формула принципа «не навреди» предположительно принадлежит:

Гиппократу;

Демокриту;

Эскулапу.

33. Социальные функции этики социальной работы направлены:

Соблюдение специалистом требований поведения и общения в социуме;

Удовлетворение интересов клиента социальной службы;

Удовлетворение потребностей социума в конечном результате деятельности.

34. Этикет в социальной работе – это:

Совокупность обычаев и традиций социальной работы;

Форма общественного сознания;

Требования к внешним формам поведения и общения.

35. Принцип этики социальной работы – это:

Основное качество личности специалиста;

Основное содержательное требование к поведению и действиям специалиста;

Основное направление деятельности социальных служб.

36. Основными специфическими профессиональными ценностями в социальной работе являются:

Человек, условия, цели деятельности, результаты;

Этические кодексы, принимаемые государством;

Материально-техническая база.

37. Альтруизм – это:

Направленность личности специалиста;

Статус личности клиента;

Деонтологический критерий.

38. Профессиональная этика социальной работы является:

Набором профессиональных и прочих норм;

Этическим кодексом;

Учением о профессиональной морали.

39. Термин деонтология введен в научный обиход:

Б.Спинозой;

И.Бентамом;

Л.Фейербахом.

40. «Внешний « уровень этики социальной работы предполагает оценивание с позиции общественной морали:

Социальной работы как социального института;

Деятельности социального работника;

Деятельности социальной службы.

41. Нравственно-гуманистические функции этики социальной работы направлены на:

Обеспечение приоритета интересов клиента относительно интересов общества;

Соблюдение прав клиента;

Формирование профессионально значимых черт личности специалиста.

42. Основой любой профессии является:

Наличие диплома об образовании;

Призвание;

Размер заработанной платы.

43.Основными структурными элементами этической деятельности являются:

Нравственная потребность;

Легитимизация;

Этическое сознание.

44. Функции кодекса социального работника направлены на:

Создание единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности;

Формирование личностно-нравственных качеств;

Содействие в повышении роли социальной работы в обществе.

45. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

Качественная характеристика отношений социального работника и его клиента;

Форма общественного сознания совокупной профессиональной группы;

Совокупность личностных черт и качеств специалиста по социальной работе.

46. Профессионально-этический кодекс социального работника – это:

Ценностный ориентир;

Критерии моральности;

Совокупность правил и норм поведения, требований к личности специалиста.

47. Идеал в социальной работе – это:

Представления о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

Предмет профессионально-этического кодекса социальной работы;

Цель, которую ставит перед собой специалист по социальной работе.

48. Этическое сознание специалиста по социальной работе предполагает наличие и сочетание:

Этических знаний специалиста и потребностей общества;

Этических знаний, этических убеждений, этических потребностей;

Этически знаний и этических потребностей.

49. Этика социальной работы – это:

Учение о профессионально-этическом кодексе;

Учение о профессиональном долге специалиста;

Учение о профессиональной морали специалиста.

50. Уровни этической оценки:

Интернальный, интерактивный, экстрогенный;

Интернальный, медианный, экстернальный;

Императивный, медианный, категориальный.

51. Уровень этической оценки социальной работы, на котором происходит оценивание социальной работы в целом как социального института:

Средний;

Внешний;

Внутренний.

52. Уровень этической оценки социальной работы связанный с оценкой поведения и действий конкретных социальных работников и социальных служб с точки зрения этических стандартов:

Средний;

Внутренний;

Внешний.

53. Качества, неприемлемые для специалиста по социальной работе:

Терпение;

Эмоциональная неустойчивость;

Наблюдательность.

54. Основными компонентами поведения и облика социального работника не являются:

Компетентность и профессиональное совершенствование;

Этические действия;

Исследовательская работа и учеба.

55. Группа функций, связанная с выполнением задач возложенных на социальную работу и её профессионально-этическую систему обществом и государством:

Нравственно-гуманистическая;

Социальная.

56. Группа функций, направленная на оказание непосредственного влияния на эффективность и качество работы специалиста в процессе его деятельности:

Социальная;

Профессионально-практическая;

Нравственно-гуманистическая.

57. Группа функций направленная на оказание морально-нравственного воздействия на личность специалиста и его клиента, на отношения, возникающие в процессе социальной работы:

Нравственно-гуманистическая;

Социальная;

Профессионально-практическая.

58. Этический принцип, в основе которого лежит взаимное доверие и уважение между клиентом и социальным работником:

Бескорыстие;

Честность и открытость;

Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях.

59. Этический принцип, направленный на неразглашение информации предоставленной клиентом, без его согласия:

Доброжелательности;

Уважения прав клиента на принятие самостоятельного решения;

Конфиденциальности.

60. Эта функция направлена на потребность в регулировании поведения и действий социального работника:

Регулятивная;

Стабилизирующая;

Воспитательная.

61. Эта функция способствует устранению и сглаживанию противоречий, возникающих между субъектом и объектом социальной работы:

Информационная;

Коммуникативная;

Разрешения противоречий.

62. Эта функция направлена на улучшение организации социальной работы, требуя выполнения своих обязанностей:

Организационная;

Превентивная;

Стабилизирующая.

63. Эта функция приобщает социального работника к системе общественных ценностей и морали:

Социальная;

Социализирующая;

Воспитательная.

64. Кто в 996 году поручил православной церкви заботу о нуждающихся и определил средства на их содержание и поддержку:

Великий киевский князь Владимир;

Князь Владимир Мономах;

Князь Мстислав.

65. Структурный элемент этической деятельности направленный на действия социального работника включающий в себя специфические нравственные мотивы такие как делать добро, оказывать помощь нуждающимся и т.д.:

Средства;

Мотивация;

Действия.

66. Структурный элемент этической деятельности, в основе которого лежит правовое обоснование, на которое социальный работник опирается в своей деятельности:

Действия;

Мотивация;

Легитимизация.

67. Совокупность представлений о добре и зле, справедливости как содержании моральных требований к профессиональному поведению и действиям, это:

Этические принципы;

Критерии моральности;

Этические стандарты.

68. Основой личности социального работника является:

Призвание;

Уровень моральности;

Нравственность.

69. Призвание – это:

70. Уровень моральности - это:

Потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали;

Органичное сочетание своеобразных духовно нравственных качеств личности специалиста и его способности к социальной работе;

Мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

71.Нравственность – это:

Органичное сочетание своеобразных духовно-нравственных качеств личности специалиста и его способности к социальной работе;

Потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали;

Мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям.

72. Компонентом нравственного сознания не является:

Этическое сознание;

Нравственные знания;

Нравственная потребность.

73. Наивысшей степенью нравственного сознания является:

Моральная норма;

Личностно-нравственные качества;

Нравственная потребность.

74. Нравственные убеждения – это:

Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий;

Профессиональная мораль специалиста;

Основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали.

75. Нравственные знания – это:

Основы знаний об этике, морали и нравственности;

Отражение социального бытия и деятельности, возникающей в процессе профессиональных отношений;

Содействие наиболее полному и эффективному решению профессиональных задач.

76. Нравственная потребность характеризуется:

Личной ответственностью социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий;

Наличием моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики;

Отсутствием предрассудков и предубеждений в отношении клиента.

77. К профессионально значимым качествам социального работника не относятся:

Нетерпение и раздражительность;

Толерантность.

78. Это качество личности социального работника характеризуется потребностью поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости:

Совесть;

Объективность;

Тактичность.

79. Это качество личности социального работника предполагает умение его предвидеть все объективные последствия своих поступков или действий и их субъективное восприятие клиентом, коллегами и другими людьми:

Выдержка и самообладание;

Честность;

Тактичность.

80. Это качество личности социального работника характеризуется уважительным отношением к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей:

Доброта;

Эмпатия;

Терпимость.

81. Это качество личности социального работника проявляется в заботе о человеке, создании благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь:

Справедливость;

Доброта;

Оптимизм.

82. Это качество личности социального работника нацелено на выполнение объективно необходимых действий, связанных с осознанием своего профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости:

Оптимизм;

Стремление к самосовершенствованию:

Сила воли.

83. Отсутствие этого качества личности у социального работника будет расценено как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь:

Творческое мышление;

Коммуникабельность;

Оптимизм.

83. Это качество личности социального работника направлено на сохранение внешнего спокойствия и умение контролировать собственные эмоции:

Адекватность самооценки;

Внимательность и наблюдательность;

Выдержка и самообладание.

84. Это качество личности социального работника связано с умением анализировать свою деятельность, давать беспристрастную оценку своим действиям и поведению, видеть свои ошибки и пути их решения:

Стремление к самосовершенствованию;

Самокритичность;

85. Это качество личности социального работника связано со стремлением к профессиональному росту, приобретению практического опыта, новых теоретических знаний и повышению своих моральных качеств:

Выдержка и самообладание;

Самокритичность;

Стремление к самосовершенствованию.

86. Отсутствие этого качества личности у специалиста по социальной работе может привести к неуверенности и колебанию клиента, к его растерянности и угнетенности, плохому настроению:

Терпимость;

Выдержка и самообладание;

Внимательность и наблюдательность.

87. Порождение несбыточных надежд у клиента связано с проявлением такого качества личности специалиста по социальной работе как:

Равнодушие;

Нечестность;

Черствость.

88. Качества, касающиеся личного здоровья человека, мешающие выполнению профессионального долга:

1. повышенная раздражительность;

2. агрессивность;

3. брезгливость.

89. Документ, «Этика социальной работы: принципы и стандарты» был принят в г. Коломбо:

1. 1996 году,

2. 1976 году,

3. 1994 году.

90. Международная декларация об этических принципах не преследует цели:

1. определить области этических проблем в практике социальной работы;

2. изучить проблемы кодификации профессионально-этических систем;

3. определить пути выбора методов решения этических проблем.

91. Основными стандартами этического поведения в документе «Этика социальной работы: принципы и стандарты» в разделе «Международные этические стандарты социальной работы» являются:

1. стремление понять уникальность каждого человека и те условия, которые определяют поведение человека и характер оказываемых ему услуг;

2. изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности специалиста по социальной работе;

3. повышение морально-нравственных качеств личности специалиста.

92. Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам нашли отражение в документе:

1. «Этический кодекс социальных работников»;

2. «Международная декларация об этических принципах в социальной работе»;

3. «Международные этические стандарты социальных работников».

93. «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» является составляющей частью документа:

1. «Международные этические стандарты социальной работы»;

2. « Этика социальной работы: принципы и стандарты»;

3. «Профессиональный кодекс социального работника».

94. Основными проблемными областями, нашедшими отражение в документе «Международная декларация об этических принципах в социальной работе» не являются:

1. сам факт социального работника в качестве помощника и в качестве контролера;

2. конфликт между обязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально;

3. социальный работник должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и развития активной деятельности всех социальных институтов.

1. свод нравственных норм и правил, принятых обществом и приведенных в исполнение;

2. этические обязательства социального работника перед своей профессией;

3. комплекс норм, предписаний, постановлений и профессиональных обязанностей.

96. Основными функциям профессионально-этического кодекса социального работника являются:

1. создание единой морально-нравственной основы профессиональной деятельности;

2. предохранение социального работника от действий, наносящих вред клиенту;

3. приобщение специалиста к системе общественных ценностей и морали.

97. К требованиям профессионально-этического кодекса относятся:

1. должен быть доступен, понятен, защищать права специалиста;

2. должен базироваться на принципах, отражающих сущность профессиональной деятельности специалиста;

3. должен являться устойчивой, замкнутой системой, не обязан отражать перемены в обществе.

98. Основой этического кодекса социального работника является:

1. моральная норма;

2. функции;

3. этические знания.

99. Конкретные требования, предъявляемые к поведению и деятельности специалиста в процессе его труда - это:

1. моральные нормы;

2. моральные правила;

3. моральные принципы.

100. Общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах - это:

1. моральные качества;

2. моральная норма;

3. моральные требования.

Состояние современного общества в хоть какой точке Земли таково, что оно также нуждается, хотя и в разной степени, в развитии, как всем известно, социальной сферы и особенной разновидности социальной деятельности - социальной работы. Возможно и то, что как культура, философия, наука, образование, отношение к прошлому и будущему, так и уровень и качество социальной работы отражают самоидентификацию и самосознание цивилизации, степень цивилизованности и гуманности страны.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что соц. работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психические и моральные ресурсы недостаточны, способности невелики, а возможности без помощи других, стало быть, разрешить свои трудности неудовлетворительны. Несомненно, стоит упомянуть, что потому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, соц. работа, наконец, ориентируется на главные элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначимыми переменами в процессе всей ее истории - благополучие людей, соц. справедливость, достоинство индивидуума. Необходимо подчеркнуть то, что ежедневные же этические трудности соц. работников под действием времени больше подвержены трансформациям. И даже не надо и говорить о том, что так, появившаяся в 70-е годы биоэтика явилась ответом на “проблемные ситуации” в медицинской практике - эвтаназию, искусственное оплодотворение, пересадку жизненно важных органов и т.п. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что принципиальная новизна “проблемных ситуаций” заключается в последующем. Необходимо подчеркнуть то, что во-1-х, они соединены с теми направлениями медицины и биологии, где доктора и исследователи манипулируют действиями рождения и умирания. Необходимо отметить то, что во-2-х, в рамках “проблемных ситуаций” некие классические этические стандарты врачевания нашли очевидную дефицитность. Мало кто знает то, что поиск выходов из этих ситуаций - это нечто большее, чем моральный выбор определенного врача, это - нравственный выбор населения Земли в целом, открытость самого эталона гуманности. Само - собой разумеется, в-3-х, обширное обсуждение “проблемных ситуаций” в обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине, что оказалось созвучным моральным проблемам, возникающим при оказании психиатрической помощи. Всем известно о том, что в этом контексте смысл биоэтики как разновидности интеллектуальной деятельности и социальной практики как бы заключается в попытке найти способности диалога и солидарности людей в защите добра и противоборстве злу в ситуациях, порожденных современной медициной.

Таковым же образом в итоге масштабной компьютеризации социальные работники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения конфиденциальности, что и есть достаточно новое явление по сопоставлению с другими обстоятельствами и способностями прошедшего.

Широкий круг обычных и новейших духовно-нравственных детерминант и ценностных ориентиров социальной работы касается 3-х разных и совместно с тем взаимосвязанных уровней и качеств. Само - собой разумеется, идет речь, во-1-х, о зависимости ее ценностной базы от миссии, целей и задач, во-2-х, о внедрении этических стандартов профессии, в-3-х, об этических проблемах, с которыми также сталкиваются социальные работники при выполнении собственных обязательств.

Гуманистической целью и главный ценностью социальной работы является, как отмечалось, благосостояние людей, имеющих трудности, связанные с бедностью, здоровьем, психическим состоянием, занятостью, обеспеченностью жильем, детством, старостью, голодом и пр. Необходимо отметить то, что это, в общем, то, значит, что подход к жизни каждого индивидуума как к высокому ценностному измерению дополняется осознанием того происшествия, что сама эта жизнь обязана быть достойной человека. Надо сказать то, что каждый человек ценен собственной уникальностью, которую также следует учесть и уважать. И даже не надо и говорить о том, что владея основными потребностями - в еде, одежде, жилье, здоровье - люди имеют право на уважение и достойное существование и обязаны иметь равные способности удовлетворять эти потребности. Вообразите себе один факт о том, что в данном случае идет речь о принципе социальной справедливости, одном из главных частей комплекса ценностей социальной работы. Необходимо отметить то, что правом на помощь со стороны субъектов социальной работы владеет каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по половым, возрастным, расовым, государственным, религиозным, политическим признакам и мотивам. (фактически, признание и уважение этих прав в практике социальной работы соединено с принятой мировым обществом Декларацией прав человека ООН и иными международными конвенциями).

Гуманистические ориентиры, в общем, то, побуждают субъектов социальной работы к тесному взаимодействию с субъектами ожиданий и притязаний на благо последних, при этом не во вред иным. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что поощряя их к сотрудничеству, социальные работники исходят из того, чтоб клиенты совместно с ними решали усилия по изменению собственного положения, хотя это не постоянно может быть, в особенности тогда, когда указанная категория, это люди - беспомощные в силу возраста, заболеваний, либо других обстоятельств. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в конце концов, соц. работа несовместима с прямой либо косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих террор, пытки, неоправданное насилие либо остальные деяния, направленные на подавление людей.

Ввиду динамизма развития общества, проблем ориентации в рассмотренных ценностях, вряд ли уместны все пригодные этические рецепты в социальной работе. Вообразите себе один факт, что существует только одна возможность оказаться на высоте по отношению к сегодняшним и будущим моральным вызовам - там, где это можно, поощрять нравственное сознание. Мало кто знает то, что более актуальным является развитие проф. этики и соответственно образования.

Рост энтузиазма к проф. ценностям и этике обоснован несколькими причинами. Ни для кого не секрет то, что например, технический прогресс поставил экспертов перед нравственным выбором, который был неизвестен предшествующим поколениям соц. работников. Очень хочется подчеркнуть то, что развитие здравоохранения, компьютерные технологии, политические и другие причины, стало быть, сопровождались чрезвычайным усложнением требований, относящихся к ценностям и этике. Необходимо подчеркнуть то, что, не считая того, социальные работники столкнулись с необходимостью, в конце концов, опираться на все наиболее ограниченные ресурсы, низкий соц. статус профессии, что внесло свои конфигурации в ценностные ориентации и этику проф. жизни. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что внимание к последним отражает также становление и развитие самой профессии, ибо на них основывается ее репутация.

Поведение общественного работника в личной жизни как бы является личным делом каждого в той мере, если оно не мешает выполнению служебных обязательств. Ни для кого не секрет то, что соц. работник, в общем, то, отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, но он несет ответственность и за престиж собственной профессии и должен, в конце концов, содействовать уважению к ней.

Таблица 1- Ценностные предположения

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей.

Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности.

Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (см. таб. 2).

Таблица 2 - Метаценности

Метаценности

Характеристики

Целостность

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок

Совершенство

Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствован ие

Завершение

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование

Активность

Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование

Богатство

Диференциация, сложность

Простота

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство

Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

Уникальность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна

Ненапряженность

Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство

ЗАБАВА удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

Истина, честь, реальность

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность

Самодеятельность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

В таблице 3 показаны основные составляющие структурного сценария и изменение парадигмы научного видения.

Таблица 3 - Составляющие структурного сценария

Современный шаг осмысления предметно-объектных связей, наконец, приводит к построению глобальных моделей структурных сценариев. И даже не надо и говорить о том, что человек становится «заложником» экологических катастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Всем известно о том, что это новейший тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и практике социальной работы.

Для социальной работы стало традицией изучать проблематику клиента на фоне публичных и социально-экономических проблем. И даже не надо и говорить о том, что в указанных же вариантах трудности, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи соединены с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. Мало кто знает то, что тут как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо - экономический либо социо - психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Всем известно о том, что вот почему жизненный сценарий становится базисным понятием социальной работы при таковых подходах к теории и практике помощи и, в конце концов, изменяет модус предметной рефлексии.

Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в данной связи является вопрос адаптации субъекта к новеньким формам, способам жизни и общественного функционирования в итоге «пандемического» действия, т.е. воздействия, опосля которого состояние стресса охватывает довольно огромное количество людей. «Пандемическое» действие, «пандемическая» среда, как и система помощи и поддержки в этих критериях, стали, новеньким проблемным полем теории и практики, как всем известно, социальной работы на рубеже веков.

ценности – это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека.

Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации индивидуально и социально значимых ценностей. Ценности являются всеобщим основанием человеческой деятельности и её универсальным регулятором. Поэтому важно, чтобы ценностные основания деятельности, как отдельной личности, так и группы и общества в целом соответствовали объективным представлениям о благе человека и общества, объективным позитивным ценностям. Это позволяет рассматривать ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Задавая смысложизненные цели, они обеспечивают целостность и устойчивость личности, придают общую направленность и системность её интересам и устремлениям, поведению и действиям.

Ещё одной важной характеристикой ценности является наличие установки – фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определённым образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты.

Многомерность социальной работы, её всеобщность и специфичность как вида социальной деятельности, её ограниченная включённость в бытие общества и человека требуют соответствующего определения имманентно присутствующих ценностей, задающих её основные детерминанты и способствующих реализации общественного идеала – достижения блага человека и общества. В широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как предпочитаемом, как о благе, т. е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Социальные ценности – более или менее общепризнанные поведенческие стандарты, т. е. разделяемые обществом или социальной группой убеждения по поводу це…лей, которые необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь и достоинство личности, гуманность, социальная справедливость, эмпатия, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и многое другое.

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку угрожает несчастье или оно уже произошло. Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его проблем. Его убежденность в этом является психологическим фактором, влияющим на эффективность социальной работы.

Подобно медицине, имеющей своей целью избавление людей от болезней, или педагогике, направленной на формирование человеческой личности, социальная работа является практическим выражением принципа гуманизма, согласно которому высшей ценностью в обществе является человек. Гуманность социальной работы выражается в различных формах, наиболее общей из которых является альтруизм и сочувствие (сострадание). Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории - благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Ценности социальной работы- Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида.- Принятие клиента таким, какой он есть.- Не осуждающее отношение к клиенту.- Уважение права клиента на самоопределение.- Уважение доверия клиента.- Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению.- Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности.- Индивидуальный подход к клиенту Уважение конфиденциальности. Эмпатия.- Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя.- Профессиональное развитие.- Обязательство работать в интересах клиента.- Стремление к социальной справедливости.

Профессионально этические значимые ценности социальной работы.

Их сущность и Типология

Изучением ценностей занимается философская наука аксиология.

Ценности социальной работы. Высшими ценностями является человек и общество. Соц.работа считает высшей ценностью человека вообще.

Такие ценности как Человеческая свобода, которая дает человеку реализоваться, справедливость, защищенность, индивидуальность и социальность, гуманистический смысл социальной работы. Различия дают возможность реализироваться.

Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества

В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных групп. В ней представлены ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; непреходящие и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; материальные, духовные и т.п. Все эти группы ценностей, являясь ценностями профессиональной социальной работы, одновременно представляют собой составную часть ценностной системы и ресурсов общества. В социальной работе они выступают как и цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Соц.работники наряду с проф. Ценностями являются носителями и реализаторами общечеловеческих ценностей (мир, труд, равенство, справедливость, человек)

Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем в их системе представлены ценности различных уровней:

Общечеловеческие - признаваемые большинством современного человечества;

Социетальные - признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

Профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

Индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей.

Иерархия ценностей:

Человек и общество;

Свобода;

Защищенность;

Справедливость;

Коллективизм;

Равенство.

Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Специфические ценности социальной работы не имеют самостоятельного значения для общества как основного заказчика деятельности. Однако для той части общества, которая непосредственно включена в профессиональную социальную работу, в первую очередь для представителей профессиональной группы социальных работников и их непосредственных клиентов, утверждение этих ценностей в общественном и индивидуальном сознании социальных работников представляет большую важность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др.


Т.е. социальная работа может быть определена как особый вид социальной деятельности, направленной на формирование, осмысление и реализацию гуманистических ценностей и идеалов с целью преобразования социальной реальности и создания социальной ситуации, в которой возможным станет достижение гуманистического идеала и подлинного благополучия личности и общества, обеспечение их плодотворного сотрудничества и взаимодействия.

24. основные методы практич. Сц раб.

Научный метод - это способ рационального исследования и преобразования действительности и кратчайшего пути достижения цели. Методы социальной работы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб. В связи с этим классификация методов социальной работы производится:

✓ по направлениям и формам социальной работы,

✓ ее объектам-,

✓ субъектам.

Задача социальной работы - сформировать в процессе развития и совершенствования методов новый стиль мышления граждан, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме. Развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности направлено на использование специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

2. Методы по направлениям и формам социальной работы подразделяются на следующие виды:

организационные;

социально-психологические",

социально-педагогические-,

социально-медицинские-,

социально-экономические и др.

Организационные методы - это приемы и способы деятельности, используемые в области социальной работы для решения организационных задач. Закрепляют права, полномочия, обязанности, а также меру ответственности различных звеньев управления, органов социальной защиты, социальных служб за конечный результат. Их типы:

✓ организационно-распорядительные;

✓ организационно-координационные;

✓ организационно-инструктивные;

✓ организационно-технические и др. Социально-неихологические методы подразделяются на несколько групп:

методы психологического исследования:

Наблюдение систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях;

Эксперимент активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта;

диагностические - выявление и изменение индивидуально- психологических особенностей личности;

психогенетические - выявление происхождения индивидуальных психологических особенностей человека, роли генотипа и окружающей среды в их формировании. Наиболее известный и информативный из них - метод близнецов, позволяющий максимально уравнять воздействие среды на личность:

лонгитюдные - длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла личности;

методы исследования жизненного пути - изучение индивидуального развития человека от рождения до смерти;

психологической помощи - повышение психологической компетенции человека: выявление уже существующих или формирование новых ресурсов, позволяющих человеку решить стоящие перед ним задачи, преодолеть трудности и жизненные кризисы. Включают в себя методы:

Психологической коррекции (психотерапевтические) и реабилитации, цель которых - помочь человеку, имеющему нервно-

психические и психосоматические заболевания, острые или хронические психические травмы; психогигиены и психопрофилактики - предоставление психологической помощи практически здоровому человеку с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

полифунщиональные методы - предполагают необходимость изменения содержания и форм работы в зависимости от целей и задач социальной работы.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей; определяются пути неудовлетворения (натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.). Их цель - формирование оптимальных социальных нормативов; создание эффективной системы социальной защиты населения; повышение социальной мобильности, результативности работы государственной социальной службы. В социальной работе используются следующие экономические методы.

✓ статистические;

✓ математические;

✓ метод принятия оптимальных решений (анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов этих действий);

✓ балансовый;

✓ индексный;

✓ выборочный;

✓ технологический анализ рядов динамики и др.

Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку как отдельно взятому индивиду и как члену социума, в котором происходит процесс социализации и социальной ориентированности. Выделяют три их основные группы.

✓ методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений, оценок);

✓ организации познавательной, практической деятельности и поведения (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций);

✓ стимулирования деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.).

3. Методы по объектам социальной работы подразделяются на:

индивидуальные (социальный работник - клиент);

групповые (в группе семей и через семью);

общинные (работа в микросоциальной среде).

Метод индивидуальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

В процессе работы этим методом социальный работник должен:

✓ установить первичную связь и определить потребности клиента в социальных услугах;

✓ изучить и уяснить проблему;

✓ мотивировать необходимость социальной помощи;

✓ концептуализировать проблему;

✓ определить и исследовать предполагаемое решение;

✓ выбрать стратегическое направление;

✓ реализовать решения проблемы и др.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой клиентов (семьей), так и в группе - с каждым из ее членов отдельно.

Социальная работа ориентируется на социальную задачу и жизненную ситуацию и предполагает расширение социального пространства индивидуума, развитие его умения решать личные проблемы с помощью социальных связей.

Важное значение в социальной работе является обучение клиента выходу из состояния одиночества (самоизоляции от общества), которое само по себе является предпосылкой дтя возникновения социальных проблем, и привития ему навыков работы в группе и с группой (коллективом).

Теории, регулирующие методы соиисиьной работы с группой-.

теория поля - рассматривает группу как некую общность индивидов, имеющих определенную цель и изменяющиеся в зависимости от обстоятельств внутригрупповые интересы;

социального обмена - предлагает использовать некоторые идеи бихевиоризма в групповом контексте:

социальных систем - предлагает изучать социальные системы в малых группах, поддерживать традиции внутри них и приспосабливать системы к своему окружению.

К групповым методам могут быть отнесены.

✓ совместная работа над определенными проблемами и задачами:

✓ диагностические и коррекционно-групповые процедуры, объекты которых - социально-психологические явления, влияющие на поведение и деятельность людей.

Методы, предполагающие не только исследование, диагностику или моделирование социально-психологических явлений, но и их оптимизацию, ул учшение, развитие-.

групповая дискуссия , применяемая в практике руководства коллективами. Ее цель - дать возможность высказать свои позиции, быстрое и продуктивное решение групповой задачи; воздействие на мнения, позиции и установки участников дискуссии;

деловая игра - воссоздание предметного и социального содержания проблемной ситуации и ее решения;

модификация социального поведения - выработка новых жизненных навыков и привычек, позволяющих человеку адаптироваться к непривычному для него окружению (например, социальный работник учит клиента как знакомиться с новыми людьми, завязывать отношения, общаться с представителями органов власти и др.);

социально-психологический тренинг активные методы групповой психологической работы с целью развития коммуникабельности. Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Например, общиной можно считать жителей одного села, одного квартала, компактно проживающих представителей другой национальности и др. Социальная община характеризуется:

✓ относительной устойчивостью;

✓ более или менее одинаковыми условиями и образом жизни;

✓ общностью массового сознания, социальных норм, ценностных систем и интересов.

4. Методы но субъектам социальной работы подразделяются на следующие виды:

✓ применяемые отдельным специалистом;

✓ коллективом социальной службы;

✓ органом управления социальной работы