Новый порядок присвоения рангов госслужащим: знакомимся и изучаем. Как не запутаться в категорировании профессий Очередной ранг при выходе на пенсию




Подполковник С. Новиков

Присвоение воинских званий американским военнослужащим предопределяет их продвижение по службе и переход в новую категорию.

При присвоении очередного воинского звания военнослужащим ВС США учитываются наличие вакансий по конкретным военно-учетным специальностям, общий срок военной службы, продолжительность службы в предыдущем звании, образовательный и профессиональный уровень, рекомендации командования, результаты квалификационных испытаний, выводы аттестации, наличие наград, поощрений и другие факторы.

Воинские звания военнослужащим категорий Е-1 - Е-4 (от рядового до капрала в СВ и МП, старшего рядового в ВВС и петти-офицера 3-го класса в ВМС) имеют право присваивать командиры (начальники), имеющие воинское звание категорий О-3, О-4 (капитан, майор); военнослужащим категорий Е-5, Е-6 (сержант и штаб-сержант в СВ и им соответствующие звания в других видах вооруженных сил) - командиры (начальники), имеющие воинское звание категорий О-5 (подполковник) и выше; военнослужащим категорий Е-7 - Е-9 (сержант 1-го класса, мастер-сержант и главный сержант в СВ и им соответствующие звания в других видах вооруженных сил) - министры видов ВС. Для получения очередного воинского звания военнослужащими категорий Е-1 - Е-8 установлены определенные общие сроки военной службы и сроки службы в предыдущем воинском звании (см. таблицу).

Общие сроки военной службы и сроки службы в звании для рядового и сержантского состава

категория Сухопутные войска ВВС ВМС Морская пехота
Общий
срок
военной
службы
Срок служ-
бы в пре-
дыдущем
звании
Общий
срок
военной
службы
Срок служ-
бы в пре-
дыдущем
звании
Общий
срок
военной
службы
Срок служ-
бы в пре-
дыдущем
звании
Общий
срок
военной
службы
Срок служ-
бы в пре-
дыдущем
звании
Е-1 6 месяцев - 6 месяцев - 6 месяцев - 6 месяцев -
Е-2 1 год 4 месяца 1 год 6 месяцев 1 год 9 месяцев 9 месяцев 8 месяцев
Е-3 2 года 6 месяцев 1 год 8 месяцев - 1 год 1 год 8 месяцев
Е-4 3 года 8 месяцев 3 года 6 месяцев - 3 года 2 года 1 год
Е-5 7 лет 10 месяцев 5 лет 18 месяцев - 3 года 4 года 27 месяцев
Е-6 - - 8 лет 24месяца - 3 года 6 лет 3 года
Е-7 - - 11 лет 24 месяца - 3 года 8 лет 4 года
Е-8 - - 14 лет 24 месяца - 3 года 10 лет 3 года
Е-9

До предельного возраста

Воинские звания военнослужащим категорий Е-1 - Е-4 присваиваются практически автоматически по истечении установленных сроков выслуги (при условии, если те зарекомендовали себя с положительной стороны в службе и дисциплине). Воинские звания военнослужащим категорий Е-5 - Е-9 присваиваются на основе выводов специально создаваемых отборочных комиссий с учетом всех перечисленных выше факторов.

Первичное офицерское звание - второй лейтенант (в ВМС - энсайн, О-1) присваивается выпускникам военных академий (училищ), офицерских кандидатских школ (СВ и ВМС), школы подготовки офицеров (ВВС), а также выпускникам курсов вневойсковой подготовки при гражданских высших учебных заведениях.

Последующие воинские звания - первый лейтенант - полковник (военнослужащим категорий О-2 - О-6) присваиваются на основе выводов отборочных комиссий с учетом вышеизложенных факторов.

Первичное офицерское звание ворэнт-офицер 1-го класса (категория W-1) присваивается сержантам (в ВМС - петти-офицерам), прослужившим в ВС 10 и более лет, после завершения ими соответствующего курса обучения. Воинское звание старший ворэнт-офицер 4-го класса (категория W-4) присваивается ворэнт-офицерам, имеющим выслугу не менее 15 лет.

Воинские звания военнослужащим категорий W-1 - W-5 присваивают министры видов вооруженных сил США.

Для получения очередного воинского звания офицерским составом во всех видах ВС США установлены определенные общие сроки военной службы (выслуги): при получении воинского звания категории О-2 - 1,5-2 года; О-3 - 3,5-4 года; О-4 - 10 лет; О-5 - 15 лет; О-6 - 22 года.

При этом минимальные сроки службы в предыдущем воинском звании составляют: в звании второй лейтенант - 18 месяцев; первый лейтенант - два года; в званиях капитан, майор, подполковник - три года; полковник и бригадный генерал - год, генерал-майор и выше - не менее двух лет.

Воинские звания присваивают: военнослужащим категории О-1 (второй лейтенант) - министры видов вооруженных сил; категорий О-2 и О-3 - президент США; категорий О-4 и выше - президент с последующим утверждением сенатом.

Воинское звание военнослужащим категории О-11 (генерал армии в СВ, генерал ВВС в ВВС, адмирал флота в ВМС) присваивается только в военное время за особо выдающиеся заслуги перед страной и вооруженными силами.

Отбор кандидатов на присвоение высших офицерских званий осуществляют аттестационные комиссии, созываемые раз в год по видам вооруженных сил отдельно для рассмотрения кандидатов на присвоение воинских званий бригадный генерал, генерал-майор и генерал-лейтенант. Членами этих комиссий являются офицеры, имеющие воинские звания как минимум на ранг выше, чем у рассматриваемых кандидатов.

Основными условиями при отборе кандидатов являются профессиональная компетентность и вывод о перспективности использования на генеральских (адмиральских) должностях, а также общая выслуга не менее 23 лет. Кроме того, офицер не может быть представлен к присвоению воинского звания бригадный генерал (контр-адмирал младший), если он не проходил службу на штабной должности. Полковники (кэптены), отобранные в качестве кандидатов на получение генеральского (адмиральского) звания, должны пройти Кэпстоунские курсы высшего офицерского состава при национальном военном колледже (Форт-Мак-Нэйр, г. Вашингтон, округ Колумбия).

Генеральские звания присваиваются при назначении на следующие должности (на примере сухопутных войск):
- бригадный генерал - командир бригады, заместитель (помощник) командира дивизии, заместитель начальника управления, начальник отдела в объединенном штабе КНШ, штабах армии США, объединенных и специальных командований;
- генерал-майор - командир дивизии, заместитель командира корпуса, начальник управления в штабах армии
США, объединенных и специальных командований;
- генерал-лейтенант - командир корпуса, начальник штаба объединенного или специального командования, заместитель начальника штаба армии США, начальник объединенного штаба КНШ;
- генерал - председатель КНШ или его заместитель, командующий объединенным командованием, начальник штаба армии США или его первый заместитель.

На каждого кандидата представляются следующие документы:
- личное дело:
- рапорт непосредственного начальника:
- анкета из 20 пунктов, при этом один из них отражает мнение подчиненных о кандидате;
- сертификат о благонадежности.

После принятия решения аттестационной комиссией списки утвержденных ею кандидатов публикуются в официальных изданиях каждого вида ВС. Решение аттестационной комиссии утверждается начальником штаба вида ВС и направляется министру обороны, который представляет его президенту страны.

В соответствии с законом до истечения 18 месяцев после присвоения воинского звания бригадный генерал президент может отменить это присвоение. Закон также позволяет досрочно уволить бригадных генералов и генерал-майоров по достижении ими срока службы в данном звании - четыре года. Президенту также предоставлено право продлевать сроки службы генерал-майорам, генерал-лейтенантам и генералам сверх установленных законом норм.

Поощрение со стороны администрации к карьерному росту занимает в сфере управления персоналом не последнее место, оно выступает одним из эффективных направлений кадрового менеджмента предприятия.

Это касается не столько размеров оплаты труда, сколько повышения производительности труда рабочих благодаря заинтересованности в освоении ими новых знаний, умений и навыков, которые они могут использовать для успешного развития предприятия в пределах предоставленных им полномочий и компетенций со стороны руководства.

Однако любые изменения технологического процесса на предприятии предполагают также изменение режима и условий труда, к которым, среди прочего, относятся, например, нормирование и охрана труда. В результате чего работодатель или другой уполномоченный представитель работодателя должен провести аттестацию рабочих мест, должностей, оформив соответствующие нормативные документы, изменить при необходимости кадровую документацию по результатам присвоения аттестованным работникам классов, разрядов и других категорий.

Любые изменения технологического процесса на предприятии предполагают также изменение режима и условий труда

Категорирование рабочих мест, должностей имеет определенные особенности, прежде всего градацию, а именно различия понятий «ранг», «разряд», «класс», которые имеют свои особенности. Их общее толкование характеризуется как разграничение рабочего места, должности по условиям и нормам труда. Такое требование предусматривает определение сложности работ, образовательно-квалификационного уровня, знаний, умений и ответственности или, как сейчас модно говорить, компетенций.

Например, согласно нормам Национального классификатора Украины ДК 003:2010 «Классификатор профессий» (далее - КП), все профессиональные названия работ (далее - профессии) распределены по профессиональным признакам и систематизированы в девять разделов КП. Профессии, располагающиеся в этих разделах, имеют определенные требования, в том числе и к категориям.

Так, первый раздел КП «Законодатели, высшие государственные служащие, руководители, менеджеры (управляющие)» не предусматривает категорий. В отдельных случаях для определения особого статуса должности добавляется производное слово «главный», а для государственных служащих предусматриваются ранги и классы.

Второй раздел «Профессионалы» может предусматривать разное количество категорий для сложных и ответственных работ. Например, «инженер (химические технологии)»: ведущий, I и II категории и без категории, то есть первичная должность. Или инокорреспондент: I и II категории, без категории и другие. В этих случаях градация категорирования, как правило, зависит от образовательно-квалификационного уровня (магистр, специалист), стажа работы и повышения квалификации.

Третий раздел «Специалисты» зачастую включает профессии с трехуровневым категорированием: I, II категории и без категории. По отдельным профессиям - двухуровневое: старший и без категории.

Четвертый раздел «Технические служащие» может предполагать двухуровневое категорирование: I и II категории. А по отдельным профессиям - старший и без категории.

Пятый раздел «Работники сферы торговли и услуг» может предусматривать категорирование по разрядам: 1, 2, 3, 4, 5 и 6 разряды или классы. Двухуровневое категорирование: «старший» и без категории.

Шестой раздел «Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения и рыболовства» может предусматривать 1, 2, 3, 4, 5 и 6 разряды.

Седьмой раздел «Квалифицированные рабочие с инструментом» может предусматривать категорирование по разрядам 1, 2, 3, 4, 5 и 6 (иногда используются 7 и 8 разряды - повышение квалификации до младшего специалиста).

Восьмой раздел «Рабочие по обслуживанию, эксплуатации и контролю за работой технологического оборудования, сборки оборудования и машин» может предусматривать категорирование по разрядам 1, 2, 3, 4, 5 и 6 (иногда используются 7 и 8 разряды - повышение квалификации до младшего специалиста). Категорирование по классам: первый, второй. Категории: А, В, С, D, Е (только для профессии «водитель автотранспортных средств»).

Девятый раздел «Простейшие профессии» предусматривает двух-трехуровневое категорирование - 1, 2, 3 разряды или без категории и «старший». Однако чаще всего категорирование не применяется.

Обращаем внимание на то, что общее различие между понятиями «категория», «класс» и «разряд» четко не закреплено в отечественных нормативно-правовых документах. В советское время, например, этим понятием предоставлялся преимущественно окрас принадлежности к рабочим профессиям. Так, в положении «О порядке аттестации и присвоение квалификации лицам, получающим профессии рабочих по разным формам обучения» от 13 июля 1987 г. № 9/426/21–59 определено, что аттестация лиц, прошедших курс обучения по профессии, проводится в форме квалификационных экзаменов и имеет целью определения их подготовленности к трудовой деятельности работника по профессии и установление уровня квалификации (разряд, класс, категория). Но различие между этими понятиями соответствующее положение не приводит.

Добавим, что сегодня к профессиям, которым присуще высшее образование, перешло понятие «категория», реже встречается понятие «класс» и другие специфические виды категорирования.

Пользуясь отечественными наработками в сфере национальной классификации и квалификации, указанные выше понятия все же отличаются между собой.

Незначительному кругу профессий присущи специфические виды категорирования, такие как «ранг», «квалификация», «группа»

Для определения категорирования тех или иных работников следует использовать соответствующий отраслевой выпуск Справочника квалификационных характеристик профессий работников (далее - СКХП), а при его отсутствии Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) (советских времен).

«Разряд» следует понимать как степень производственной квалификации. Он присваивается в большинстве работникам рабочих профессий, например: «сборщик покрышек» 2–6 разряда, «заготовитель бинта» 1 и 2 разряды, «монтер пути» 2–8 разряды и проч. Каждый из разрядов предполагает постепенное повышение функциональных обязанностей, ответственности работника за определенным одинаковым кругом работ. Например:

  • «слесарь строительный 2 разряда» может выполнять простые слесарные работы на строительной площадке - соединения деталей, слесарную обработку деталей по свободным размерам;
  • «слесарь строительный 3 разряда» наряду с этим нарезает и опиливает гайки и болты, изготавливает шайбы, накладки и прокладки вручную и под.;
  • «слесарь строительный 4 разряда» выполняет гораздо более сложные виды работ, чем предыдущие, и т. д.

Кроме того, в определенных случаях 7 и 8 (реже 6) разряды предполагают наличие в квалификационных требованиях, среди прочего, неполного высшего образования с образовательно-квалификационным уровнем «младший специалист».

«Категория» - это группа однородных видов работ, которые отличаются друг от друга определенными признаками. Ей присущи как профессии рабочих, так и чиновников. Например, «контролер-кассир» имеет 1, 2 и 3 категории, которые различаются между собой по аналогии указанного выше примера по определению разрядов. В этом случае существенной разницы между понятиями «разряд» и «категория» не существует. А общей характеристикой этих понятий, которое объединяет их наряду с прочим, является наличие сложности работ.

  • «бухгалтер (с дипломом специалиста)» - полное высшее образование соответствующего направления подготовки с образовательно-квалификационным уровнем специалиста без требований к стажу работы;
  • «бухгалтер (с дипломом специалиста) 2 категории» - полное высшее образование соответствующего направления подготовки с образовательно-квалификационным уровнем специалиста, стаж работы по профессии «бухгалтер (с дипломом специалиста)» не менее 1 года;
  • «бухгалтер (с дипломом специалиста) 1 категории» - полное высшее образование соответствующего направления подготовки с образовательно-квалификационным уровнем магистра, специалиста и повышения квалификации, для магистра - без требований к стажу работы, специалиста - стаж работы по профессии «бухгалтер (с дипломом специалиста) 2 категории» - не менее 2 лет;
  • «ведущий бухгалтер (с дипломом специалиста)» - полное высшее образование соответствующего направления подготовки с образовательно-квалификационным уровнем магистра, специалиста и повышение квалификации. Стаж работы по профессии «бухгалтер (с дипломом специалиста) 1 категории» - не менее 2 лет.

Если возникает необходимость, задания и обязанности, включенные в соответствующие квалификационные характеристики той или иной должности «бухгалтер (с дипломом специалиста)», могут быть распределены между отдельными исполнителями. Либо круг заданий и обязанностей отдельных работников может быть расширен с поручением им работ, предусмотренных для разных групп должностей, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации.

Одним из подходов к назначению той или иной «категории», «разряда», «класса» работникам является проведение их аттестации на предприятии и/или повышение квалификации

Обратите внимание на то, что по определенным профессиям закреплены как «разряды», так и «категории», например: «охранник» имеет 1, 2, 3, 4, 5 и 6 разряды, из которых 1 разряд относится к категориям Б и В, 2–3 разряды - А, Б и В. Для 4–6 разрядов категории не определены.

«Класс» - это определенная степень профессиональной градации, чина. Своеобразный тип категорирования для определенных должностей (профессий), сложившийся исторически. Он применяется, когда необходимо по одной и той же профессии определить различные виды работ. Например:

  • «водолаз» 1, 2 и 3 классов - разница между классами состоит в степенях тяжести работ, видом выполняемой работы и количеством отработанных часов под водой;
  • «водитель автотранспортных средств» определяется и категориями (А, В, С, Е и D), согласно которым означен также и вид транспортного средства, и классами (1, 2, 3). Во время работы на предприятии «водителю автотранспортных средств» может быть присвоен 2 или 1 класс. Для присвоения 2 класса в удостоверении «водителя автотранспортных средств» должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий В, С, Е или D, или D и Е, а также непрерывный стаж работы «водителем автотранспортных средств» 3 класса на предприятии не менее 3 лет. Для присвоения 1 класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий В, С, D и Е, а также непрерывный стаж работы «водителем автотранспортных средств» 2 класса на предприятии не менее 2 лет.

Например, в соответствии с Государственным нормативным актом об охране труда (ДНАОП) 0.00–1.27–97, Европейским стандартом ЕН 473 и ЕН 45013 установлен такой профессиональный ряд работников, как:

  • «контролер по неразрушающему контролю», 1 уровень квалификации (начальный уровень), 2 уровень квалификации (высокий уровень);
  • «специалист по неразрушающему контролю», 2 уровень квалификации (начальный уровень), 3 уровень квалификации (высокий уровень).

Относительно понятия «группа», то ему присущ ряд профессий, связанных, например, с электрическим током: «вышкомонтажник-электромонтер», которому вместе с разрядами устанавливаются квалификационные группы 3 и 4 в зависимости от допуска «квалифицированного рабочего» к обслуживанию электрооборудования с соответствующим напряжением. Кроме того, высшие квалификационные группы (5, 6 и 7) также имеют место и применяются к работникам, которые занимаются производством и распределением электроэнергии с разницей в допуске к напряжению.

Что же касается понятия «ранг», то оно относится в основном к государственной службе Украины. Регулируется Законом Украины «О государственной службе», постановлением КМУ «Об утверждении Положения о рангах государственных служащих» и другими правовыми документами. «Ранги» присваиваются государственным служащим в индивидуальном порядке в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатам работы.

Определенный перечень профессий военного командования также предполагает присвоение категории «ранг».

Обратите внимание! Одним из подходов к категорированию, то есть назначению той или иной «категории», «разряда», «класса» и т. д. работникам, является проведение их аттестации на предприятии и/или повышение квалификации.

Следует отметить, что, как правило, для рабочих профессий применяется именно аттестация, а к профессиям с требованиями высшего образования могут применяться также и повышение квалификации.

Повышение квалификации рабочих осуществляется по следующим формам:

Производственно-технические курсы;
- курсы целевого назначения;
- другие формы повышения квалификации работников, определяемые субъектами хозяйствования.

Занятия на курсах проводятся в группах численностью от 5 до 30 человек или индивидуально.

Несмотря на то, что вопросы категорирования остаются открытыми, совершенно неопределенными в законотворческой деятельности, следует понимать, что при установлении категории профессии следует использовать соответствующие отраслевые выпуски СКХП или (при их отсутствии) ЕТКС.

Сергей Кравцов - Министерство социальной политики Украины

(Статьи 25, 26).

Статья 25. Классификация должностей

Основными критериями классификации должностей государственных служащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа.

Устанавливаются следующие категории должностей государственных служащих:

первая категория - должности первых заместителей министров, руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не являются членами Правительства Украины, их первых заместителей, председателей и членов государственных коллегиальных органов, Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, председателям областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, руководителей Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины, заместителей руководителей Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины, другие приравненные к ним должности;

вторая категория - должности руководителей секретариатов комитетов Верховной Рады Украины, структурных подразделений Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины, Секретариата Кабинета Министров Украины, советников и помощников Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины, Премьер-министра Украины, заместителей министров, заместителей других руководителей центральных органов исполнительной власти, первого заместителя Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, первых заместителей председателей областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и другие приравненные к ним должности;

третья категория - должности заместителей руководителей структурных подразделений, заведующих секторов, главных специалистов, экспертов, консультантов Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины и Секретариата Кабинета Министров Украины, заместителей Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, заместителей глав областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а также глав районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, начальников управлений, самостоятельных отделов в составе министерств и других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, другие приравненные к ним должности;

четвертая категория - должности специалистов Администрации Президента Украины, Аппарата Верховной Рады Украины и Секретариата Кабинета Министров Украины, заместителей начальников управлений, самостоятельных отделов (подотделов) министерств и других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, другие приравненные к ним должности;

пятая категория - должности специалистов министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных коллегиальных органов, заместителей председателей районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, заместителей руководителей управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, специалистов аппарата этих администраций, другие приравненные к ним должности;

шестая категория - должности руководителей управлений, отделов, служб районных, районных в городах Киеве и Севастополе государственных администраций, специалисты управлений, отделов, служб областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, другие приравненные к ним должности;

Отнесение существующих должностей государственных служащих, не перечисленных в этой статье, а также отнесение к соответствующей категории новых должностей государственных служащих проводится Кабинетом Министров Украины по согласованию с соответствующим государственным органом.

Статья 26. Ранги государственных служащих

Устанавливаются следующие ранги государственных служащих:

служащим, занимающим должности, отнесенные к первой категории, может быть присвоен 3, 2 и 1 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные ко второй категории, может быть присвоен 5, 4 и 3 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к третьей категории, может быть присвоен 7, 6 и 5 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к четвертой категории, может быть присвоен 9, 8 и 7 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к пятой категории, может быть присвоен 11, 10 и 9 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к шестой категории, может быть присвоен 13, 12 и 11 ранг;

служащим, занимающим должности, отнесенные к седьмой категории, может быть присвоен 15, 14 и 13 ранг.

Положение о рангах служащих утверждается Кабинетом Министров Украины.

Ранг служащему присваивается в соответствии с занимаемой должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатов работы.

Ранги, соответствующие должностям первой категории, присваиваются Президентом Украины.

Ранги, соответствующие должностям второй категории, присваиваются Кабинетом Министров Украины, кроме рангов, которые присваиваются государственным служащим, которые являются работниками Аппарата Верховной Рады Украины. Ранги, соответствующие должностям второй категории, государственным служащим - работникам Аппарата Верховной Рады Украины присваиваются Председателем Верховной Рады Украины.