Единый квалификационный справочник профессий и должностей. Квалификационный справочник должностей




Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей - директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей - начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) "бакалавр" присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация "дипломированный специалист" - после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) "магистр" присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы - наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, - находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда - трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в , устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ () наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить

Квалификационные характеристики, включенные в настоящий выпуск Справочника, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов.

2. В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94 (ОКПДТР), введенным в действие с 1 января 1996 г.

3. Квалификационный справочник содержит два раздела. В первом разделе приводятся квалификационные характеристики общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей), широко распространенных на предприятиях, в учреждениях и организациях, прежде всего производственных отраслей экономики, в том числе находящихся на бюджетном финансировании. Второй раздел содержит квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, а также редакционно-издательских подразделениях.

Поскольку квалификационные характеристики распространяются на работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности, в них представлены наиболее характерные для каждой должности работы. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников.

В процессе организационно-технического и экономического развития, освоения современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств, проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

Устраиваясь на какую-либо должность в сфере образования, вам необходимо соответствовать определенным квалификационным характеристикам. Данный текст расскажет об основных моментах создания должностных инструкций работников образования, нюансах получения должности в данной сфере, а также предоставит к ознакомлению полный перечень должностей с кратким описанием их характеристик. Дополнительно вы можете скачать справочник «Квалификационные характеристики должностей работников образования» в полном объеме.

Сфера образования – одна из базовых сфер, которые формируют единое общество, единые культурные, социальные и морально-этические ценности. Естественно, квалификационные требования, предъявляемые к работникам данной сферы довольно высоки. Они закреплены в специальном квалификационном справочнике должностей работников образования. В данной статье вы узнаете квалификационные требования из классификатора должностей 2019 года, что входит в эти требования, а также получите перечень должностей педагогических работников, с кратким описанием каждой из них.

Что такое Единый квалификационный справочник должностей?

Исходя из положений ст. 143 Трудового кодекса РФ присвоение работникам тарифных разрядов и тарификация работ, осуществляется учитывая требования единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее – ЕКС).

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих (Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 №787).

Интересующий нас раздел ЕКС – Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования в 2019 году (далее – КХД), имеющий второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования, был принят Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 года №761н. На данный момент, КХД применяется в редакции Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 №448н.

Основные положения раздела КХД

Актуальную версию раздела КХД квалификационного справочника должностей можно скачать .

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений принятый по приказу №761н разработан для помощи в решении вопросов, относящихся к регуляции трудовых отношений, созданию действующей, эффективной системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы.

КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем учтены все особенности организации труда и уровни компетенции. В данном разделе также закреплены права и обязанности по каждой, конкретной должности.

При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников.

Для увеличения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками указанными в КХД. Такое расширение происходит за счет добавления обязанностей из смежных должностей. Их выполнение не должно требовать расширение квалификационного уровня и прохождение специальной подготовки.

В соответствии с п.9 КХД, лица, которые выполняют должностные обязанности с соответствующим качеством и в полном объеме, но при этом не имеющие достаточного уровня подготовки или стажа работы, могут быть назначены на фактически занимаемые ими должности, в порядке исключения, по рекомендациям аттестационной комиссии.

Из чего состоит квалификационная характеристика?

Квалификационная характеристика по каждой должности, включает в себя 3 раздела:

  • Должностные обязанности (ДО) – содержится перечень основных трудовых функций, полностью или частично вверенных работнику на занимаемой им должности. При совмещении обязанностей из разных должностей, необходимо руководствоваться принципом однородности и взаимосвязанности работ;
  • Должен знать (ДЗ) – содержатся требования, предъявляемые работнику по объему знаний методологии, законодательства и специальных знаний, необходимых для эффективного осуществления должностных обязанностей;
  • Требования к квалификации (ТК) – определяются требования к уровням профессиональной подготовки и стажу работы.

Перечень и краткая характеристика должностей работников образования 2019

Перечень должностей подразделяется на 3 уровня:

  1. Должности руководителей;
  2. Должности педагогических работников;
  3. Должности учебно-вспомогательного персонала.

Должности руководителей:

  • Руководитель образовательного учреждения (директор, заведующий, начальник).

ДО: Осуществляет непосредственное управление учреждением образования в соответствии с действующим законодательством РФ.

  • Заместитель руководителя.

ДО: Осуществляет организацию текущей деятельности учреждения образования, а также перспективное планирование его будущей деятельности. Координирует работу педагогических работников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по направлениям «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». Стаж работы в педагогической сфере или на руководящих должностях не мене 5 лет.

  • Руководитель структурного подразделения.

ДО: Осуществляет управление структурным подразделением: секцией, лабораторией, кабинетом, учебно-консультационным пунктом и так далее. Осуществляет организацию текущей деятельности подразделения, а также перспективное планирование его будущей деятельности с учетом целевых задач для которых оно создано.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование по той специальности, которая соответствует профилю подразделения. Стаж работы в соответствии с профилем подразделения не менее 3 лет.

  • Старший мастер.

ДО: Осуществляет руководство учебно-производственными работами по профессиональному обучению, практическими занятиями, принимает участие в профориентации учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее образование соответствующее профилю обучения. Стаж работы по профилю обучения не менее 2 лет.

Должности педагогических работников:

  • Учитель.

ДО: Обучает и воспитывает учащихся, принимая во внимание их психолого-физиологические особенности и специфику предмета, который преподается. Занимается формирование культуры личности, социализацией учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

  • Преподаватель. Не относятся преподаватели профессорских составов ВУЗов.

ДО: Осуществляет обучение учащихся в соответствии с федеральными государственными стандартами образования. Осуществляет контроль и организацию самостоятельной работы учащихся, применяет индивидуальные образовательные программы.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее специфике преподаваемого предмета. Требований к стажу нет.

  • Педагог-организатор.

ДО: Осуществляет содействие в развитии личностных качеств, индивидуальных способностей и талантов учащихся. Способствует расширению и формированию личностной культуры и социализации.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо, образование соответствующее профилю деятельности. Требований к стажу нет.

  • Социальный педагог.

ДО: Организует и реализует программы по воспитанию личности, общему образовательному процессу, развитию и социальной защите учащихся в учреждениях, организациях и по месту их жительства.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Владение навыками социально-педагогической коррекции и снятия стрессов.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет.

  • Учитель-дефектолог, логопед. Должность «логопед» применяется в учреждениях социальной направленности и учреждениях здравоохранения.

ДО: Осуществляет деятельность по максимальной коррекции недостатков в развитии у учащихся с нарушениями в развитии, учитывая воспитанников находящихся в коррекционных образовательных учреждениях.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы по вопросам профессиональной деятельности.

ТК: Высшее образование по дефектологическому профилю. Требований к стажу нет.

  • Педагог-психолог.

ДО: Осуществляет деятельность по профессиональной поддержке, коррекции и сохранению психосоматического и социального благополучия учащихся, в процессе их воспитания и обучения в учреждениях образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические документы в области психологии, психотерапии, сексологии и так далее.

ТК: Высшее или среднее образование, направление «Педагогика и психология». Требований к стажу нет.

  • Воспитатель (старший).

ДО: Осуществляет воспитание детей в учреждениях образования и их структурных подразделениях. Способствует развитию личности ребенка, его нравственному формированию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методы воспитания, убеждения и аргументации собственной позиции.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, либо «Социальная педагогика». Требований к стажу нет. Для старшего воспитателя необходим стаж не менее 2 лет.

  • Тьютор. Исключение: тьюторы работающие в сфере высшего и профессионального образования.

ДО: Разрабатывает и осуществляет индивидуальную работу с учащимися по определению, развитию и формированию их познавательных интересов. Организует персональное обучение по предпрофильной подготовке.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию воспитательной работы и организации свободного времени учащегося.

ТК: Высшее образование, направление “Образование и педагогика”, стаж работы педагогом не мене 2 лет.

  • Педагог-библиотекарь .

ДО: Принимает участие в реализации образовательных программ основного уровня для всех уровней общего образования, в соответствии с государственными федеральными стандартами образования.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по вопросам организации библиотечной и информационной работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

  • Старший вожатый.

ДО: Ведет деятельность по способствованию в развитии детских общественных организаций, объединений, помогает разрабатывать, реализовывать программ их деятельности, руководствуясь принципами добровольности, самодеятельности с учетом инициативы, интересов и потребностей учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы по организации досуговой деятельности, выявлению и отбору талантов.

ТК: Высшее или среднее образование. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Педагог дополнительного образования.

ДО: Используя специализированные программы, направленные на развитие творческой деятельности, осуществляет дополнительное образование учащихся.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию по деятельности кружков, секций и развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование соответствующее профилю работы. Требований к стажу нет. Для старших педагогов – высшее образование по профессии и стаж работы в сфере педагогики не менее 2 лет.

  • Музыкальный руководитель.

ДО: Развивает эстетические вкус и музыкальные способности, а также эмоциональную сферу и творческую деятельность воспитанников.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методологию музыкального воспитания, физиологию детской моторики и музыкальных возможностей.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, владение техникой исполнения на музыкальном инструменте на уровне профессионала. Требований к стажу нет.

  • Концертмейстер.

ДО: Участвует в разработке профилирующих и специальных дисциплин, тематических программ и планов.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику проведения репетиций и текущих занятий.

ТК: Высшее или среднее музыкальное образование, владение профессиональными навыками игры на инструменте. Требований к стажу нет.

  • Руководитель физического воспитания.

ДО: Планирует, организует и проводит занятия по физическому воспитанию.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику работы на спортивных снарядах, правила охраны жизни и здоровья.

ТК: Высшее образование в области физкультуры. Требований к стажу нет.

  • Инструктор по физической культуре.

ДО: Организация активного отдыха учащихся в учебное и внеучебное время.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику обучения игровым видам спорта, правила проведения спортивных мероприятий.

ТК: Высшее или среднее образование в области спорта. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Методист.

ДО: Проводит методические мероприятия в учреждениях образования: анализ учебно-методической и воспитательной работы. Разрабатывает планы по повышению ее эффективности.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методику систематизации методических и информационных материалов, эффективные методы педагогической работы.

ТК: Высшее образование по профилю работы. Стаж не мене 2 лет. Для старшего методиста – стаж не менее 2 лет на должности методиста.

  • (Старший) Инструктор-методист.

ДО: Осуществляет работу по организации координирования и методического обеспечения учреждений образования имеющих спортивную направленность.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Систему осуществления организации работы в учреждениях образования спортивной направленности, методики реализации педагогической работы в сфере культуры и спорта.

ТК: Высшее образование в сфере физической культуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего инструктора-методиста – стаж работы не менее 2 лет на должности инструктора-методиста, методиста.

  • Инструктор по труду.

ДО: Реализует программы по формирования у учеников трудовых умений и навыков, проводит их подготовку для практического применения полученных знаний.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Инструкции и методические материалы, касающиеся организации воспитания и трудового обучения. Методики развития мастерства.

ТК: Высшее или среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.

ДО: Обучает и воспитывает учеников, учитывая специфику проведения курсов по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовки в объеме не более 9 часов в неделю (360 часов в год).

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Принципы защиты населения при катастрофах различных видов, авариях и стихийных бедствиях. Методы оказания первой помощи.

ТК: Высшее или среднее образование, направление “Образование и педагогика”, Гражданская оборона. Требований к стажу нет.

  • (Старший) Тренер-преподаватель .

ДО: Занимается проведением набора учащихся, которые имеют желание заниматься физкультурой и спортом и не имеют противопоказаний по здоровью.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в направлении физической культуры, здоровья и спорта.

ТК: Высшее или среднее образование в сфере физкультуры и спорта. Требований к стажу нет. Для старшего тренера-преподавателя – опыт работы не менее 2 лет по специальности.

  • Мастер производственного обучения.

ДО: Проводит учебно-производственные работы и практические занятия, имеющие непосредственную связь с профессиональным обучением.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Производственные технологии по профилю обучения, правила эксплуатации технического оборудования.

ТК: Высшее или среднее образование по профилю работы. Требований к стажу нет.

Должности учебно-вспомогательного персонала:

  • (Старший) Дежурный по режиму.

ДО: Осуществляет контроль поведения учеников с поведением, которое отклоняется от нормы, в различные учреждениях обучения и воспитания, а также за их пределами.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Педагогику. Психологию. Документы, регламентирующие деятельность учебно-воспитательных учреждений.

ТК: Высшее или среднее образование, дополнительное образование по установленной программе. Требований к стажу нет.

  • Вожатый.

ДО: Участвует в работе по развитию детского коллектива в различных учреждениях. Работает с детьми разного возраста, в учреждениях оздоровления и образования.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми.

  • Помощник воспитателя.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

ТК: Среднее полное (общее) образование, специальная подготовка в области образования и педагогики. Требований к стажу нет.

  • Младший воспитатель.

ДО: Принимает участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, реализует учебные программы, организуемые воспитателем.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, Конвенцию о правах ребенка. Основы психологии и педагогики. Специфику работы с детьми. Возрастную физиологию.

ТК: Среднее образование по профессии. Требований к стажу нет.

  • Секретарь учебной части.

ДО: Работает с поступающей корреспонденцией, организует ее передачу в другие структурные подразделения, ведет делопроизводство и подготовку внутренней документации.

ДЗ: Законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности, методические материалы и инструкции по ведению делопроизводства, структуру учреждения и его кадрового состава.

ТК: Среднее образование в сфере делопроизводства. Требований к стажу нет.

  • Диспетчер образовательного учреждения.

ДО: Принимает участие в разработке расписания учебного процесса, а также оперативного регулирования организации учебного процесса.

ДЗ: Наиболее актуальные и приоритетные направления развития системы образования РФ, законодательную базу, касающуюся образовательной деятельности в учреждении. Методические материалы, касающиеся занимаемой должности.

ТК: Среднее образование в сфере организации труда. Требований к стажу нет.

Для многих работников кадровой службы квалификационный справочник должностей успел стать настольной книгой. Поговорим о применении ЕТКС и ЕКС, а также о грядущей их отмене в связи с окончательным переходом на профстандарты.

Из статьи вы узнаете:

Квалификационный справочник должностей - руководителей, специалистов, рабочих - свод характеристик основных видов работ по профессиям, относящимся к самым разным сферам экономики. По долгу службы к нему приходилось обращаться любому кадровику со стажем. Разработкой и обновлением единых тарифно-квалификационных справочников занимается Министерство здравоохранения и социального развития РФ совместно с органами исполнительной власти, регулирующими и координирующими отдельные экономические отрасли (п.2 постановления правительства РФ №787 от 31.10.2002г.).

Квалификационный справочник должностей рабочих и служащих-2018: порядок применения

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Статус и порядок практического использования тарифно-квалификационных справочников определен ст.143 Трудового кодекса РФ. Так, согласно ч.8 ст.143 ТК РФ, при тарификации работ и присвоении работникам тарифных разрядов применяются:

  • единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;
  • единый тарифный квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • профессиональные стандарты.

Скачайте документы по теме:

Существуют даже отдельные нормативные документы, подробно расписывающие правила применения ЕТКС (см. «Порядок», утвержденный постановлением Минтруда РФ №9 от 9.02.2004г.). Наряду с положениями справочников учитываются государственные гарантии по оплате труда, зафиксированные федеральным законодательством, а также рекомендации трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнение профсоюзов. Детали - в заметках «Как применять » и «Как ».

Важно: требования ЕТКС и ЕКС распространяются, прежде всего, на трудовые отношения, поэтому при заключении гражданско-правового договора наниматель не обязан проверять подрядчика на соответствие установленным справочниками критериям.

Виды и актуальные редакции тарифно-квалификационных справочников

В настоящее время применяется два вида квалификационных справочников - для рабочих (ЕТКС) и для служащих, руководителей, специалистов (ЕКС). Потребность в разработке двух отдельных документов возникла из-за существенных различий в специфике работ, поручаемых разным категориям персонала. Поэтому при установлении тарифов или квалификационных требований для рабочих специальностей (слесарь, литейщик, сварщик и т.д.) работодатели обращаются к ЕТКС, справочнику рабочих профессий.

Если же речь идет о руководящей или служебной должности, используется ЕКС - единый квалификационный справочник должностей руководителей и служащих. О тарификации разных видов работ читайте в статье «Как установить »: вы узнаете, почему так важно знать точный размер МРОТ, как часто следует индексировать зарплату и правомерно ли устанавливать разные оклады сотрудникам, занимающим одну и ту же должность.

Единый квалификационный справочник должностей рабочих

Тарифно-квалификационный справочник, применяемый для определения сложности и оплаты работ, а также для присвоения разрядов рабочим, состоит более чем из 70 выпусков.

Каждый выпуск посвящен определенным сферам и направлениям экономики, например:

  1. №5 - геологоразведочным и топографо-геодезическим работам (утв. постановлением Минтруда России №16 от 17.02.2000г.);
  2. №16 - производству медицинского инструмента, приборов и оборудования (утв. постановлением Минтруда России №38 от 5.03.2004г.);
  3. №24 - общим профессиям химических производств (утв. приказом Минздрава России №208 от 28.03.2006г.);
  4. №50 - добыче и переработке рыбы и морепродуктов (утв. постановлением Минтруда России №73 от 12.10.2000г.);
  5. №52 - железнодорожному, морскому и речному транспорту (утв. приказом Минтруда России №68н от 18.02.2013г.);
  6. №57 - рекламно-оформительским, реставрационным и макетным работам (утв. приказом Минздрава России №135 от 21.03.2008г.).

Часть разделов утратила актуальность (выпуски 30-31, 34, 38-39, 61-63, 65, 67-68), часть введена в действие очень давно, еще советскими постановлениями. К примеру, разделы «Химическая чистка и крашение» и «Работы и профессии рабочих прачечных», утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС №320/21-22 от 31.10.1984г., до сих пор не обновлены.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

Разработанный Институтом труда единый квалификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) утвержден постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998г. С момента утверждения документ более десяти раз подвергался изменениям и дополнялся. Текущая редакция ЕТКС применяется в обязательном порядке всеми государственными и муниципальными организациями (по отношению к должностям, для которых не разработаны профстандарты). Таблица «Категории и государственной гражданской службы» будет полезна кадровикам госучреждений.

Требования к коммерческим компаниям не такие строгие. Тем не менее, ст.57 ТК РФ обязывает всех без исключения работодателей обращаться к профстандартам или ЕТКС при вводе в штатное расписание должностей, связанным с наличием ограничений или предоставлением льгот. Иными словами, если на предприятии есть должности, дающие право на определенные гарантии (досрочный выход на пенсию, компенсации за «вредность» и т.д.), их наименования должны в точности совпадать с формулировками ЕТКС или профстандартов. Подробнее о предоставлении льгот работникам читайте в статьях «Как оформить выход сотрудника на » и «Какие компенсации положены сотруднику за работу во ».

Всего документ насчитывает тридцать разделов. Общие характеристики должностей, применимые к работникам предприятий, учреждений и организаций всех отраслей, приводятся в первом разделе, утвержденном постановлением Минтруда России №37 от 21.08.1998г. Далее следуют разделы для отдельных отраслей:

  • научно-исследовательских, проектных, конструкторских и изыскательских направлений;
  • здравоохранения;
  • образования, в том числе профессионального;
  • культуры, искусства и кинематографии;
  • охраны труда;
  • электроэнергетики;
  • архитектурной и градостроительной деятельности;
  • сферы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности людей на водных, горных и подземных объектах;
  • геологии и разведки недр;
  • физкультуры и спорта;
  • туризма;
  • сельского хозяйства;
  • госархивов и центров хранения документации;
  • воинских частей и организаций ВС РФ;
  • центров метрологии, стандартизации и сертификации;
  • системы государственного материального резерва;
  • правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации;
  • органов по делам молодежи;
  • дорожного хозяйства;
  • гидрометеорологии;
  • противодействия техническим разведкам и обеспечения безопасности информации;
  • атомной энергетики и плавучих атомных станций;
  • конфликтологии;
  • ракетно-космической промышленности;
  • переводческой деятельности;
  • судебной экспертизы;
  • органов Федеральной миграционной службы.

Если обратить внимание на даты издания приказов постановлений, утверждающих разделы ЕКС, можно заметить, что самые «свежие» положения справочника вступили в действие в 2013 году. И с тех пор не обновлялись, хотя прежде новые разделы добавлялись почти ежегодно. Причиной такого положения дел стал переход на профстандарты - более удобную и современную систему оценки квалификации. Детали - в заметке «Как применять »: эксперт пояснит, кого в первую очередь коснутся изменения в законодательстве, как часто квалификационные стандарты будут обновляться и как проверить работника на соответствие новым требованиям.

Вопрос из практики

Как в трудовой книжке записать должность сотрудника, если в классификаторе должностей и профессий ее не указали?

Ответ подготовлен совместно с редакцией

Отвечает Иван Шкловец,
заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Наименование должности сотрудника в трудовой книжке укажите в соответствии со штатным расписанием организации. При формировании штатного расписания на произвольное указание должностей сотрудников, которым устанавливают льготы и компенсации.

Например, работа в той или иной должности может давать сотруднику право на досрочную пенсию. Перечень должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, перечислен в статьях и Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Если должность в трудовой книжке не будет соответствовать, квалификационному справочнику, Пенсионный фонд может отказать сотруднику в праве на назначение досрочной пенсии…

Задайте свой вопрос экспертам

Единый квалификационный справочник должностей как предшественник профстандартов

От системы профессиональных стандартов, в связи с которой в Трудовом кодексе РФ появились дополнительные нормы (ст.195.1-195.3 ТК РФ), единый квалификационный справочник должностей руководителей, служащих и специалистов отличается не только форматом. Профстандарты содержат более четкие и структурированные сведения о трудовых функциях, выполняемых работниками, и в полной мере соответствуют духу времени.

Раньше специалист, получивший профильное образование, мог всю жизнь проработать на одном и том же оборудовании, используя привычные технологии и знания, которые получил еще в вузе или техникуме. Но современные технологии стремительно развиваются, разительно меняя содержание труда и квалификационные характеристики должности. Приходится в корне пересматривать существующие нормы и вводить новые стандарты. По мере того, как ЕТКС и ЕКС (единый тарифно-квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих) постепенно утрачивают актуальность, работодатели все чаще обращаются к профстандартам при:

  • подборе персонала;
  • обучении, переобучении, аттестации и планировании карьеры сотрудников;
  • составлении должностных инструкций и штатного расписания;
  • формировании кадровой политики и тарифной сетки на производимые работы;
  • разработке систем оплаты труда.

Важно: профстандарт - универсальный документ, устанавливающий требования к условиям и содержанию труда, а также к навыкам, знаниям и опыту работы специалиста.

На разработку «эталона» для каждой отдельно взятой должности в среднем уходит 9-12 месяцев, поэтому на сегодняшний день, несмотря на активную работу в данном направлении, новые стандарты для ряда специальностей и видов работ все еще не утверждены. Следовательно, в 2018 году единый квалификационный справочник должностей служащих и тарифно-квалификационный справочник рабочих специальностей рано списывать со счетов.

Но если стоит выбор между ЕТКС (ЕКС) и актуальным профстандартом (а таких должностей уже больше тысячи), предпочтение стоит отдать последнему. Как минимум потому, что на ближайшие годы запланирована окончательная отмена справочников и полный переход на систему профстандартов, применяемых с учетом отдельных отраслевых требований (см. письмо Минтруда России №14-0/10/13-2253 от 4.04.2016г.).

Переход на профстандарты: пошаговая инструкция

Для коммерческих организаций профстандарты носят рекомендательный характер. Обязательными они становятся только в двух случаях (как и справочники):

  • когда за определенный вид работ законодателем установлены компенсации или льготы, либо на его выполнение предусмотрены ограничения (ст.57, 195.3 ТК РФ);
  • когда требования к опыту работы и квалификации сотрудника установлены Трудовым кодексом РФ, федеральным законодательством или иными нормативно-правовыми актами (ст.195.3 ТК РФ).

В первом случае следует убедиться, что наименование должности в штатном расписании, трудовом договоре, приказе о приеме на работу и прочих локальных документах совпадает с формулировками профстандарта. Остальные аспекты - особенности трудовой функции, требования к уровню образования и стажу работы по специальности - остаются на усмотрение работодателя. Подробный разбор сложных ситуаций - в статьях «Как сохранить разряд рабочему по ЕТКС, если », «Как проверить, соответствует ли профстандарту» и «Как преодолеть 6 главных проблем, которые возникают при ».

Что касается второй категории работников (к которой относятся и работники юридической сферы, и педагоги, и медики, и даже частные детективы), то к ним требования профстандартов применяются в полной мере. Чтобы понять, о каких конкретно должностях идет речь, загляньте в таблицу « , для которых закон устанавливает требования к квалификации».

Организации, предприятия и учреждения бюджетной сферы, а также все внебюджетные фонды, корпорации и компании с государственной долей более 50%, обязаны перейти на профстандарты, хотят они того или нет. Чтобы сделать переход менее болезненным, внедрять новые нормы разрешено поэтапно (вплоть до 1 января 2020 года, как того требуют п.1,2 постановления правительства РФ №584 от 27.06.2016г.). В помощь кадровику - статьи «Когда , а когда профстандарта. Шесть спорных ситуаций» и «Как профстандарты повлияют на ».

Поскольку законодателем порядок перехода на систему профстандартов никак не регламентирован, работодатель сам решает, как действовать, исходя из потребностей организации и специфики ее деятельности.

Весь процесс можно условно поделить на пять последовательных этапов:

  1. формирование рабочей группы или комиссии, в которой участвуют представители ключевых подразделений (юридической и кадровой службы, бухгалтерии и т.д.);
  2. разработка плана-графика работ по внедрению профессиональных стандартов;
  3. ознакомление руководителей отделов и служб с планом-графиком и законодательной базой, в соответствии с которой осуществляется переход;
  4. реализация мероприятий, предусмотренных планом-графиком;
  5. подведение итогов работы комиссии и утверждение отчета о результатах.

Практическая ситуация

Штатное расписание: как внести сведения без ошибок

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала « »

Отвечает Нина КОВЯЗИНА,
заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

У нас небольшая организация, и есть отделы, в которых работает по одному человеку. Если сотрудник – руководитель, должны ли быть в отделе подчиненные?

Формально Трудовой кодекс не запрещает работодателю создавать структурные подразделения, которые состоят только из одного сотрудника, в частности руководителя отдела. Вместе с тем должность «руководитель» предполагает руководство подчиненными. Например, Квалификационный справочник предусматривает такую обязанность для должности «начальник отдела кадров» (утвержден ). Квалификационные справочники носят рекомендательный характер. Но есть исключения…

Полная версия ответа доступна после бесплатной

Первым делом следует издать приказ об учреждении комиссии. В приказе поименно перечисляются все члены комиссии (рабочей группы), а также указываются сроки, отведенные на ознакомление с нормативной документацией и разработку плана-графика.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Каждый протокол заверяется подписями членов рабочей группы, включая председателя.

Чтобы изменить наименование должности, внести дополнения в трудовой договор или утвердить новые локальные нормы, директор компании отдает письменное распоряжение (см. статью « не соответствует профстандарту: что делать»). К счастью, закон не запрещает объединять однотипные распоряжения в один приказ и тем самым экономить ресурсы. Статья «Хитрости, которые упростят вам работу с » поможет минимизировать трудозатраты, связанные с оформлением приказов, договоров, ознакомительных листов и прочей документации.

ЕТКС Выпуск 30

(Утратил действие. Разделы: "Гидролизное производство и переработка сульфитных щелоков. Ацетонобутиловое производство. Производство лимонной и виннокаменной кислот. Производство дрожжей" перенесены в ЕТКС выпуск №29)

ЕТКС Выпуск 31

(Утратил действие. Раздел: "Производство медикаментов, витаминов, медицинских, бактерийных и биологических препаратов и материалов" перенесён в ЕТКС выпуск №29)

ЕТКС Выпуск 38

(Утратил действие. Раздел: "Производство асбестовых технических изделий" перенесён в ЕТКС выпуск №36)

ЕТКС Выпуск 39

(Утратил действие. Раздел: "Производство изделий из коры пробкового дерева" перенесён в ЕТКС выпуск №37)

ЕТКС 2020 рабочих профессий — это единый тарифно-квалификационный справочник, в нем указаны квалификационные требования. Используется для тарификации, аттестации, при разработке должностных инструкций и для других целей, речь о которых пойдет в статье.

Многие инструменты управления кадрами советского времени актуальны и сейчас, хотя некоторые из нормативных документов морально устарели, принцип их построения и применения может использоваться вполне успешно, особенно это касается производства и народного хозяйства. Нередко в речи кадровиков встречаются фразы «ЕТКС-2018», «справочник 2020 рабочих профессий». Различные списки, классификаторы, перечни квалификационных требований — в их составление вложено много труда, это обширный материал и он заслуживает внимания. Разберемся, что понимается под ЕТКС.

Что такое ЕТКС и для чего он нужен

Этот документ представляет собой перечень должностей с квалификационными требованиями к рабочим, которые их занимают. ЕТКС 2020 рабочих профессий используется при определении квалификации рабочего, присвоении разрядов, проведении аттестаций. Аббревиатура расшифровывается как Единый тарифно-квалификационный справочник.

Это достаточно объемный документ, основные части которого изначально были утверждены постановлениями Правительства еще в советское время, в 80-х годах. С тех пор он много раз перерабатывался и редактировался. В версии, существующей на настоящий момент, 72 выпуска, которые поделены на разделы. В них должности объединены по какому-либо признаку: виду деятельности, отрасли народного хозяйства, где они применяются.

Для чего нужен:

  • для тарификации. То есть в соответствии с ним можно определить сложность работ, выполняемых работником и, в том числе, для установления ставки заработной платы;
  • для проведения аттестации и определения, соответствует ли работник занимаемой должности и квалификационным требованиям. Обычно с учетом этого документа разрабатываются должностные инструкции;
  • для определения правильного наименования конкретной должности. С этим нередко возникают сложности у руководителей, не имеющих специальных знаний;
  • для разработки программ курсов повышения квалификации.

Как пользоваться справочником

Разобраться в том, как построен Единый тарифно-квалификационный справочник 2020 профессий рабочих, и как им пользоваться, несложно. Зная нужный выпуск и раздел, их можно выбрать из перечня. Кроме того, можно искать просто по наименованиям выпусков: они дают четкое представление о включенных должностях и квалификационных требованиях.

  • общая характеристика выполняемых трудящимся обязанностей, какие функции на него возлагаются;
  • описание компетенций сотрудника, занимающего подобную должность.

Для каждой профессии указаны разряды, то есть специалист 1-го разряда более квалифицирован и делает более сложную работу.

Если сложно сориентироваться в перечне выпусков, для поиска нужного классификатора воспользуйтесь инструментом поиска вверху страницы:

  1. Введите название должности.
  2. Нажмите кнопку «Поиск».

Результатом поиска будет список подходящих профессий, включающий вписанное в поле поиска слово.

Обязателен ли к применению

Возникает вопрос: обязателен ли сейчас тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, 2020 г.? Ответ дан в Трудовом кодексе РФ: определяет принципы тарифной системы оплаты труда. Общий принцип, установленный ТК РФ, таков: чем сложнее обязанности, тем выше оплата. Установлено, что тарификация и присвоение разрядов проводятся на основании Единого тарифного квалификационного справочника или с учетом профессиональных стандартов.

ЕТКС или профессиональный стандарт

Как указано в ТК РФ , Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих применяется наряду с профессиональными стандартами. Работодатель вправе сам решать, какой из указанных документов использовать.

При оформлении трудового договора и трудовой книжки, иных документов и справок о трудовой деятельности важно прописывать наименование занимаемой должности в точном соответствии с указанными нормативными документами. Это важно, потому что если она входит в список 1 или 2 или для таких работников установлены какие-либо льготы, например, при выходе на пенсию, наименования надо применять точно, как в справочнике или профессиональном стандарте, в противном случае Пенсионный фонд может отказать в зачислении этого периода деятельности в специальный стаж, и придется его доказывать в суде.

В мире существует огромное количество сфер деятельности, навыков и должностей. Ввиду такого многообразия у работодателя нередко возникают трудности как на уровне управления персоналом, так и на уровне кадровой документации. В таких случаях на помощь приходят единые справочники и классификаторы. В статье обсудим, что такое классификатор профессий-2020 с расшифровкой РФ и единый тарифно-квалификационный справочник-2020. Более подробно остановимся на справочнике квалификационных характеристик.

Основные понятия

Работая с унифицированными формами, специалист по кадрам зачастую оказывается в растерянности из-за обилия терминов и аббревиатур, относящихся к справочникам должностей. Рассмотрим их.

Наименование Аббревиатура Постановление Содержание Цель
Единый тарифно-квалификационный справочник 2020 профессий рабочих ЕТКС Минтруда от 12.05.1992 №15а Характеристики основных видов работ по профессиям рабочих Тарификация работ, присвоение разрядов
Общероссийский классификатор профессий и должностей 2020 ОКПДТР Госстандарта РФ от 26.12.1994 №367 Профессии рабочих, должности служащих Статистика (оценка численности рабочих, распределение кадров и т.п.)
Единый квалификационный справочник
2020
ЕКС Минтруда от 21.08.1998 №37 Наименования должностей и квалификационные требования Унификация нормативов регламентации труда

Указанные документы взаимосвязаны. Общий классификатор должностей и профессий 2020 года лежит в основе ЕКС 2020. ОКПДТР 2020, в свою очередь, берет за основу своего первого раздела ЕТКС 2020 рабочих профессий. ЕТКС 2020 руководителей и специалистов как таковой отсутствует, поэтому второй раздел ОКПДТР основан на единой номенклатуре должностей служащих.

Что такое квалификационный справочник должностей

Единый классификационный справочник должностей специалистов и служащих (ЕКС) представляет собой перечень квалификационных характеристик (должностных обязанностей и требований к уровню знаний и квалификаций) руководителей, специалистов и служащих в зависимости от сферы деятельности. Дополнительные разделы ЕКС вводятся соответствующими приказами Минтруда. На сегодняшний день последним является приказ от 10.05.2016 № 225н , утверждающий «квалификационные характеристики работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации». Периодичность обновлений справочника не регламентирована законом. Таким образом, документ, измененный вышеуказанным Приказом, в настоящий момент представляет собой квалификационный справочник должностей рабочих и служащих 2020.

Для чего он нужен

ЕКС, в основу которого лег Общероссийский классификатор профессий рабочих должностей служащих, составлялся с целью выработки универсальных нормативов организации труда. Фактически настоящий документ помогает работодателю грамотно выстроить структуру организации. Квалификационные характеристики при этом оптимизируют следующие функции:

  • подбора и расстановки кадров;
  • профессиональной подготовки/переподготовки персонала;
  • рационального разделение труда;
  • определения должностных обязанностей и зон ответственности персонала.

Кадровый работник опирается на Классификатор должностей и профессий 2020 года в работе с такими документами, как штатное расписание, должностные инструкции, положения об отделах и пр. ОКПДТР классификатор (2020) с поиском по названию размещен на сайте Министерства труда и соцзащиты .

Как его применять

ЕКС применим в любых предприятиях, независимо от их форм собственности или организационно-правовых форм деятельности. Однако закон не обязывает, а лишь рекомендует работодателю руководствоваться данным документом в кадровой работе. Порядок применения ЕКС утвержден Постановлением Минтруда от 09.02.2004 № 9 . В соответствии с ним, квалификационные характеристики составляют основу должностной инструкции и включают в себя три раздела:

  • должностные обязанности (перечень трудовых функций, закрепленных полностью или частично);
  • должен знать (специальные знания, знания нормативных актов, методов и средств для выполнения трудовых обязанностей);
  • требования к квалификации (уровень профессиональной подготовки и стаж работы).

Допускается распределение обязанностей, составляющих квалификационную характеристику, между несколькими работниками. Оценка соответствия сотрудника квалификационным характеристикам производится только аттестационной комиссией.

Что применять — квалификационный справочник или профессиональный стандарт

Как мы выяснили, квалификацию работника составляют его знания, умения, навыки и стаж. Профессиональный стандарт является более узким понятием и определяется как «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» (Ст. 195.1 ТК РФ ). Кроме того, профстандраты, в отличие от ЕКС, могут носить обязательный характер. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс Федеральным законом от 02.05.2015 №122-ФЗ . Согласно ст.195.3 ТК РФ , работодатель обязан оперировать профстандартами, если требования к необходимой работнику для выполнения трудовых функций квалификации продиктованы Трудовым кодексом, федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами. В иных случаях применение профессиональных стандартов рекомендуется, но не требуется.