Что должен знать социальный работник. Кто такой социальный работник? Елена Курышина: Нам важно, чтобы дети были готовы к взрослой жизни




Справка

Социальная служба занимается обслуживанием пожилых одиноких людей, имеющих вторую или первую группу инвалидности, а также тех, кто не в состоянии обслуживать себя в полной мере. Такие люди, подлежащие обслуживанию социальным работником, называются подопечными. Подопечные, полностью утратившие возможность самообслуживания, передаются в дом престарелых (инвалидов) или под надзор сестринской службы Центра социального обслуживания. Подопечными люди становятся в результате обращения в «СОБЕС», Совет ветеранов, непосредственно в Центр социального обслуживания (ЦСО) или Комитет социальной защиты, а также в результате специального обхода территории социальным работником с целью выявления нуждающихся в обслуживании.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Социального работника являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Социальные работники .

Вся статистика

Полезные статьи

Описание деятельности

Деятельность социального работника представляет собой работу по организации помощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психологической реабилитации и интеграции.

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Социального работника нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Социального работника , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Социального работника , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Социальный работник выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке Информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных услуг. Осуществляет социальный патронаж обслуживаемой категории населения. Организует ремонт жилого помещения, обработку приусадебного участка. Обеспечение топливом, ритуальные услуги. Оказывает доврачебную помощь. Ведёт необходимую документацию.

Вид труда

Преимущественно физический труд

Как показывают результаты анкетирования, профессия Социального работника подразумевает преимущественно физический труд. Социальный работник должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

По истечении года работы и приобретении необходимого опыта социальному работнику присваивается разряд с соответствующим повышением зарплаты. Ещё через три года надбавка к заработной плате составляет 10 %, а через 5 лет работы - 30 %.

Кто-то пришел в эту профессию по воле случая, некоторые нашли в ней поддержку, а другим даже пришлось переучиваться и кардинально менять жизнь. Социальные работники Москвы рассказали сайт о том, почему так важно просто разговаривать с людьми и как научиться смотреть на любую ситуацию позитивно.

Находить общий язык с людьми, помогать им, а зачастую быть единственной опорой и поддержкой — это все о женщинах, которые около 20 лет назад пришли в один из центров социального обслуживания Москвы и до сих пор остаются преданными своей профессии. Они помогают ветеранам, инвалидам, пенсионерам и многодетным семьям, занимаются культурно-досуговой и реабилитационной деятельностью с детьми, в том числе имеющими ограничения по здоровью.

В январе Сергей Собянин наградил . Среди них специалисты по социальной работе, медсестры, старшие воспитатели и заведующие отделениями соцобслуживания.

сайт поговорил с некоторыми из них и узнал, кого социальные работники называют своими подопечными, как обрести способность смотреть позитивно на любую ситуацию и почему так важно просто разговаривать с людьми.

Татьяна Телегина: Благодарность людей — высшая оценка нашей работы

С пециалист по социальной работе территориального центра социального обслуживания «Ломоносовский»

— В социальной сфере я работаю с 1997 года. Называю эту дату счастливой семеркой: пришла на работу 17.07.1997. А до этого была инженером-проектировщиком, занималась чертежами. В перестройку при реорганизации нашего учреждения я оказалась перед выбором, в итоге пришла в социальную сферу и поняла, что это мое призвание — работать с людьми.

Уже более 20 лет тружусь в сфере социальной защиты, сейчас — в должности специалиста по социальной работе.

Получатели социальных услуг — а это более 20 тысяч человек — жители района Коньково. Среди них пенсионеры, инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и труда, семьи льготных категорий — многодетные, неполные, с детьми-инвалидами, малообеспеченные и неблагополучные. Они обращаются за помощью по мере необходимости. Чаще всего это связано с социально-экономическими вопросами: получением товаров длительного пользования, электронного социального сертификата на продукты питания, вещевой помощи и так далее.

Традиционно проходят общегородские благотворительные мероприятия «Семья помогает семье». В августе мы участвуем в проведении акции «Соберем ребенка в школу»[вот тут эти два мероприятия идут как одна акция. Неравнодушные горожане приносят портфели, канцелярские принадлежности и другие необходимые для учебы вещи, которые перед 1 сентября мы дарим тем, кому это особенно необходимо.

Благодаря акции «Подготовимся к школьному балу!» помогаем выпускникам из малообеспеченных семей найти костюм или платье для торжественного вечера, чтобы сделать этот день незабываемым. Счастливые улыбки, довольные лица школьников. Благодарность людей — высшая оценка нашей работы.

Социальный работник — и помощник, и психолог, и друг. Людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, особенно нужна поддержка. Приходится общаться с разными людьми. Многие находятся в тревоге, стрессе от потери близкого человека. А мы в любой ситуации должны быть спокойны и позитивно смотреть на мир, делиться добротой с другими. Есть хорошая история на эту тему.

Мы ездили на экскурсию в Подмосковье с нашими пенсионерами. Их было более 40 человек. Поездка прошла хорошо, но время в пути значительно затянулось. Казалось бы, пожилые люди должны были проявить недовольство, но… Они пели песни, читали стихи, делились друг с другом бутербродами. Вот в такой нестандартной ситуации проявилось чувство коллективизма. Я была очень удивлена, что никто не ворчал, а, наоборот, всех это объединило и сплотило. Те, кто участвовал в этой поездке, до сих пор приходят в гости и вспоминают путешествие с теплотой. Мы остались друзьями.

Наталия Никифорова: Даже спустя 20 лет хожу на работу с удовольствием

Социальный работник территориального центра социального обслуживания «Зюзино»

— Можно сказать, что профессию я выбрала случайно или, возможно, она выбрала меня. В центре работаю практически с открытия — в январе исполнилось 20 лет, как я устроилась. До прихода сюда я мало что знала про эту работу, на тот момент еще и находилась в декретном отпуске. Случайно увидела объявление в газете, где было написано, что открылся центр социального обслуживания и требуются сотрудники. Так я нашла работу и даже спустя много лет хожу сюда с удовольствием.

Я помогаю тем людям старшего поколения и инвалидам, которые находятся на надомном обслуживании. Решаю их бытовые проблемы, помогаю в уборке, разогреваю еду, кормлю и делаю многое другое. Еще нужно обязательно уметь слушать человека, где-то подбодрить или рассмешить, в какой-то ситуации успокоить или, наоборот, уговорить, например, сходить к врачу. Как правило, это одинокие или одиноко проживающие люди. Зачастую их родственники живут далеко и у них нет возможности часто навещать близкого человека.

Есть люди очень позитивные и открытые, несмотря на заболевания и какие-то жизненные проблемы. С такими легко общаться. Есть люди посложнее, но и к ним удается ключик подобрать. Все разные, как, собственно, и мы.

Наталья Дубовенко: Людям не хватает общения

Социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов № 5 территориального центра социального обслуживания «Марьино»

— Я уже более 22 лет занимаюсь социальной работой: приношу подопечным продукты, хожу с ними в поликлинику, покупаю лекарства, оплачиваю счета и помогаю в оформлении документов, и многое другое.

В профессии оказалась по особому стечению обстоятельств. Я потеряла мать, и мне было настолько тяжело, что четыре года не могла прийти в себя. И знакомая, которая сама работала в этой сфере, предложила мне устроиться в центр социального обслуживания. Я решилась и не пожалела о своем выборе. Причем не только сама помогала людям, но и у них находила поддержку. Так сложилась судьба, что у меня нет родственников, а бабушки и дедушки стали в определенной степени моей семьей, о которой нужно заботиться и всячески помогать.

Социальная помощь особенно нужна тем людям, которые совсем не выходят из дома. Многие из них одиноки и по-детски относятся к миру, несмотря на возраст.

А еще, кроме решения насущных проблем, им не хватает общения. Мои подопечные — инвалиды и пенсионеры от 67 до 95 лет. Они очень разные, но все нуждаются в том, чтобы их слушали, хотят делиться своим опытом и впечатлениями, хотят быть нужными. И это нормально.

У меня была одна подопечная, вот она мне говорила: «Наташенька, ты для меня как свет. Я тебя всегда очень жду». А другие часто спрашивают: «Ой, ты что, уже убегаешь?»

Бывает, придешь и рассмеешься вместе с ними — тебе и частушку споют, и веселую историю какую-нибудь расскажут. А бывает, и плачем с ними, это тоже иногда полезно, но чаще смеемся, конечно. Все очень интересные люди с колоссальным жизненным опытом.

Елена Курышина: Нам важно, чтобы дети были готовы к взрослой жизни

Старший воспитатель центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

— Я выросла в семье педагогов, но сначала нарушила традицию и получила медицинское образование. Чуть позже окончила педагогический университет и оказалась здесь. Видимо, зов крови. А иначе как еще это назвать?

Старший воспитатель следит за порядком и процессом обучения. В нашем учреждении восемь детских групп с ребятами от нуля до 18 лет. Многие находятся на постоянном проживании (это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), некоторые — на пятидневном.

Нам важно, чтобы дети развивались, чтобы им было интересно и они смогли уверенно войти во взрослую жизнь. Все наши подопечные — с ограниченными возможностями здоровья, поэтому с этого года реализуем проект по формированию социально-бытовых навыков у детей «Мир вокруг меня». Во второй половине дня дети занимаются лепкой, аппликацией, конструированием. Есть и часы творчества, когда дети сами выбирают, чем заняться. Таким образом они реализуют свой потенциал и развивают таланты.

В конце первого полугодия проводили отчетное мероприятие, где ребята в возрасте от семи до 18 лет участвовали в различных конкурсах. Например, сервировали стол к обеду, одевались на зимнюю прогулку, готовили выставку работ, которые сделали сами.

Есть и проект для родителей — «Особый ребенок», это специальный клуб. Мы стараемся больше и чаще привлекать родителей для участия в его жизни. Они помогают в организации праздников, проведении образовательных мероприятий, участвуют в украшении центра к Новому году. Тем самым мы все вместе помогаем детям развиваться и взрослеть.

Еще работает проект «Монтессори», в нем две группы детей от двух до семи лет. С ребятами работает терапевт по методике Монтессори, который проходил обучение в Германии. К нам регулярно приезжает член экзаменационного комитета Международной ассоциации Монтессори (AMI) руководитель отдела Монтессори-терапии Мюнхенского центра детства и автор метода Лоре Андерлик. Они нас курируют и помогают в развитии детей.

Вся работа направлена на проработку комплекса упражнений, которые помогут детям в повседневной жизни: мы учим их накрывать на стол, убирать, стирать одежду, правильно мыть руки, чистить зубы, одеваться и многому другому, что сделает их самостоятельными и независимыми. Нашим воспитанникам в первую очередь важны бытовые навыки, но также они изучают цифры и буквы, готовят руку к письму. Интересные занятия проводят воспитатели по развитию сенсорики и мелкой моторики. Проект работает с августа 2017 года, и уже сейчас виден результат — дети стали более самостоятельными и собранными.

У нас очень много детей взяты на воспитание в семьи. Я считаю, что это большая заслуга всех нас, всего нашего коллектива. Проделывается большая работа, и в итоге дети обретают семью. Это самое главное.

В настоящее время профессия социального работника высоко востребована на рынке труда. Всё больше людей нуждаются в помощи, особенно сейчас во времена экономической нестабильности. Эта специальность является скорее призванием, а не профессией. Особенностью профессии социального работника является то, что только умеющие сострадать, гуманные люди, готовые помочь инвалидам, детям-сиротам, престарелым, многодетным матерям, могут ею заниматься. Эти самые слабозащищенные слои населения могут получить консультацию у социальных специалистов по вопросам различных преимуществ и льгот. Социальные работники не оставят без внимания людей страдающих такими заболеваниями, как наркомания и алкоголизм. Кроме того, работники этой сферы оформляют все необходимые документы.

Для выявления нуждающихся в материально-бытовой помощи социальные работники проводят исследования. В своей работе они всячески стараются задействовать общественные и государственные структуры, добиваются от них принятия необходимых решений. Помимо всего прочего социальный работник несет ответственность за программу по реализации реабилитационных мероприятий.

Тем людям, которым самостоятельно трудно справиться с проблемами любого характера, представители этой профессии оказывают морально-правовую и психологическую поддержку. Речь идёт о таких людях, которые пострадали в экологических катастрофах, военных действиях, пожарах, международных конфликтах, семейных ссорах и т.д.

Социальные работники закупят и доставят продукты, лекарства, отнесут вещи в химчистку или прачечную, наведут порядок в доме или квартире, и даже сделают ремонт в жилом помещении для тех, кто самостоятельно это сделать не может. Представители этой профессии измерят температуру, давление своим подопечным, поставят горчичники и т.д.

К сожалению, несмотря на большой фронт работы, у социальных работников довольно низкая зарплата. И неоценима роль таких сотрудников, что стремятся улучшить бытовые и материальные условия жизни незащищенных и слабозащищенных слоев населения. Это можно отнести к плюсам профессии социального работника. Минус - такой труд у современной молодежи не считается престижным.

Социальные работники празднуют свой профессиональный день 8 июня. Именно в этот день людей этой профессии благодарят за выполнение особой миссии.

Личные качества социального работника

Представителей этой профессии отличают такие качества, как доброта, отзывчивость, внимательность, способность к сопереживанию. Для эффективного выполнения своих обязанностей социальный работник должен быть коммуникабельным, эмоционально и стрессоустойчивым, аккуратным, организованным, сдержанным, честным, справедливым. Чтобы завоевать доверие своих подопечных социальный работник должен обладать такими качествами, как трудолюбие, целеустремлённость и ответственность.

Каким должно быть образование

Тот, кто выбирает профессию социального работника, должен быть осведомлен в нравственных, социальных и гуманитарных вопросах. Кроме того, необходимо знание таких предметов, как социология, медицина, экономика, психология, психотерапия, этика. Чтобы давать консультации правового характера, тоже следует обладать определенными знаниями.

От того, какое образование у социального работника, зависит род его деятельности. Чтобы работать с детьми, необходимо наличие педагогического образования. Лицам, занимающимся решением правовых вопросов, необходим диплом юриста. Образование психолога нужно тем, кто будет вести консультации по телефону. А тем, кто будет ухаживать за инвалидами, потребуется диплом медицинского работника.

Место работы и карьера

Мест работы представителей этой профессии достаточно много. Это

  • дома престарелых;
  • комитеты социальной защиты;
  • детские дома;
  • филиалы пенсионного фонда;
  • советы ветеранов;
  • центры социального обслуживания;
  • органы опеки и попечительства.

С повышением стажа и опыта социальному работнику присваивается разряд и повышается зарплата.

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Разряды

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, "успокаивает" нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.