Сценка на тему войны. Сценарий школьного спектакля "военная пасха"




Марина Давоян
Театральная постановка «Через года, через века»

Через года, через века

Звучит фонограмма песни о войне, на сцене Вечный огонь, скамейка. Идут бабушка и внук с цветами в руках. Садятся на скамейку.

Внук: Бабушка, почему ты плакала там, у памятника? О чем ты думала?

Бабушка: Я стояла и думала о тех, кто не вернулся с войны, кто погиб на полях сражений, защищая нашу Родину. Ведь сегодня День Победы.

Внук: Бабушка, ты ведь тоже воевала, расскажи мне о войне.

Бабушка: Больно вспоминать те годы, но ты должен это знать. Я покажу тебе фронтовые письма, фотографии.

(достает альбом и начинает рассматривать фотографии)

Бабушка: Тогда я была ещё совсем молодой, только-только окончила школу. В этот день, 21-го июня, в школе был выпускной бал…

Ребенок: Июнь, клонился к вечеру закат

И белой ночи разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят

Не знающих, не ведающих горя.

Ребенок: Та ночь была полна июньской прелести,

Для них она не пожалела света

Грядущим аттестатом зрелости

Их озаряло это лето

Ведущая: Завтра рощ испугаются птицы,

Завтра птиц не признают леса…

Это все только завтра случится,

Через двадцать четыре часа.

(громко звучит музыка, выпускники танцуют вальс «Когда уйдем со школьного двора»)

*Открывается занавес*

Сцена выпускного

Выпускник 1: Какое утро! Какой рассвет!

Выпускник 2: Так хорошо, уже птицы просыпаются, и теплынь такая!

Люба:Ну, вот и закончилась школьная жизнь. Прошел выпускной бал, а дальше настоящая жизнь, в институты поступим, а может, кто-нибудь и замуж выскочит.

Валя: Интересно, что будет с нами через двадцать лет.

Люба: Смотрите, самолет летит! Как красиво!

Валя: Ой, да н6аша Катюша скоро так же летать будет, в летное училище поступает.

Катя: Да! Я в летное пойду! Представляете, девчонки, летишь высоко0высоко, и всю страну видно.

Люба: А я врачом стану. Так хочется, чтобы все были здоровыми. Валя, а ты так и мечтаешь на почте работать?

Валя: Да, я мечтаю людям радость приносить, и только хорошие и добрые известия.

«Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм».

Сцена Катя-летчица

(Поляна, сидят летчики, поют песню «Смуглянка». Звук самолета, взрыв. Под крик командира «Воздух! По машинам!» все разбегаются. Катя садится в самолет) .

Катя: Первый, Первый, я Второй! Вижу цель!

Не отдадим полей бескрайних синих,

Где побеждали мы и победим.

Не отдадим прекрасную Россию!

Не отдадим! Не отдадим!

Ведущий: Вот тебе, фашист, за Сталинград, за Ленинград, за Москву, за нашу Родину! Ура!

Катя: Первый, Первый, я Второй! Задание выполнено, возвращаюсь на аэродром!

Ведущий читает стих о подвигах летчиков.

Сцена в землянке.

Звучит песня «В землянке». У печки греется солдат, медсестра перевязывает раненого, один из солдат пишет письмо, другой играет на гармошке и тихо напевает:

Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза,

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой.

Я хочу, чтобы слышала ты,

Ты сейчас далеко-далеко.

Между нами снега и снега.

До тебя мне дойти нелегко,

А до смерти - четыре шага.

Сценка раненого бойца и медсестры

Боец стонет

Люба (медсестра) : Потерпи, милок, сейчас полегчает.

Боец: Вот видишь, Любаша, подстрелил меня фриц. А завтра мне в бой! Как же я сражаться буду?

Люба: Не волнуйся, повоюешь ещё. Погоним мы Гитлера прочь с земли нашей! И заживем мы.

1-й солдат: А какой она будет, мирная жизнь?

12-й солдат: Все прежним будет, драгоценным, нашим.

3-й солдат: Нет, будет лучше! Мы домой вернемся, детям расскажем про походы и бои.

4-й солдат:

Мы стекла вставим, улицы починим,

Любовно разукрасим города.

И станет небо нестерпимо синим,

Цветы душистей и светлей вода.

(Вбегает почтальон Валя)

Валя: Дядя Ваня! Дядя Ваня! Ой, извините товарищ командир! Вам письмо из дома!

(Командир распечатывает письмо, начинает «читать» - включается запись)

Боец: Валюша! Заберешь и мое письмо, я его пишу маме (пишет и «читает»)

Мама! Тебе эти строки пишу я,

Тебе посылаю сыновний привет.

Тебя вспоминаю, такую родную,

Такую хорошую, слов даже нет!

За жизнь, за тебя, за родные края

Иду я навстречу свинцовому ветру.

И пусть между нами сейчас километры,

Ты здесь, ты со мною, родная моя.

Валя: Засиделась я у вас, а ведь меня и в других землянках ждут.

Письма с фронта – какие вы разные!

Со слезами и смехом порой.

Письма с фронта такие желанные!

Вы не все ведь попали домой.

Ведущий: Каждый день Великой отечественной Войны на фронте и в тылу был подвигом, проявлением мужества и стойкости людей, верности Родине.

И наши героини были удостоены великих наград:

Катерина – за храбрость, стойкость и мужество, проявленные в боях под Москвой, награждена медалью «За отвагу»

Младший лейтенант Валентина награждена Орденом Красной Звезды за смелость и отвагу.

За героизм, за личное мужество и самоотверженность награждена Орденом Красного Знамени Любаша.

Сцена «День Победы»

(звучит фонограмма)

Валя: Вот и закончилась война. И мы снова вместе. И впереди – новая жизнь, настоящая! Без взрывов, бомбежек, без слез и криков!

Люба: Будем строить города, осваивать новые земли, растить детей. Впереди нас ждет светлое и счастливое бкдкщее!

Катя: А мы с вами, девочки, не расстанемся никогда!

(На сцене бабушка с внуком) .

Внук: Бабушка, я горжусь тобой! Я тебя так люблю!

(Входят Лера и Аскар)

Лера: Я тоже горжусь своим прадедом Петром Сергеевичем. Он в семнадцать лет попал на войну. Был смелым и очень отважным!

Аскар: А мой дед Абулкарам Мухутдинович тоже был настоящим героем! Он добавил к своему возрасту два года и добровольцем ушел на фронт. Боевое крещение получил на Курской Дуге. С боями дошел до германии. Имеет много орденов и медалей.

(Входят Саша и Маша)

Спасибо героям. Спасибо солдатам,

Что мир подарили тогда, в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли победу –

Вы молоды были, сейчас уже деды!

Мы эту победу вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен и взрослым, и детям.

(Выходят тройками 2 ребенка, 1 взрослый со свечой памяти)

1. Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно спят города!

2. Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой!

3. Ни один пусть не рвется снарад,

Ни один не строчи автомат!

4. Оглашают пусть наши леса

5. Пусть в небе не клубится дым,

И небо будет голубым!

6. Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому!

7. Пусть пулеметы не строчат,

И пушки грозные молчат!

8. Пусть солнце лучистое всем нам сияет,

А войн никогда и нигде не бывает!

9. Не гибнут люди, города.

Мир нужен на земле всегда!

10. Мир и счастье пусть длятся годами!

А войне скажем «Нет!» навсегда мы.

11. Пусть аист гнезда вьет на крыше,

Курлычут в небе журавли.

Пусть будет мир, - он нам так нужен!

Он нужен детям всей земли.

(Песня «Мы рисуем голубя». Выходят все дети) .

Неугасима память поколения,

И память тех, кого так свято чтим!

Давайте, люди, встанем на мгновение

И в скорби постоим и помолчим!

(Минута молчания)

Представление артистов.

Спектакли, в которых затронута тема войны, никого не оставляют равнодушным. Пронзительные и драматические постановки всегда находят отклик в сердцах зрителей. К сожалению, многие спектакли о Великой Отечественной войне идут весной, перед Днём Победы. Но и в другое время их можно найти в репертуаре некоторых столичных театров.

Информацию обо всех спектаклях, рассказывающих о трагических страницах истории середины XX века, можно посмотреть в нашей рубрике . В этом обзоре мы представляем Вашему вниманию 10 военных постановок, которые будут интересны родителям и подросткам.


Можно попросить Нину? (Московский областной театр кукол)

с 12 лет

В основе спектакля, что идет в Московском областном театре кукол , лежит рассказ Кира Булычева. Это фантастическая история о том, как простой телефонный звонок может преодолеть любые расстояния и даже десятилетия, воскресить страшное военное прошлое и создать светлую мечту о будущем.

В 1972 году Вадим Николаевич звонит по телефону, но попадает не туда. Трубку поднимает 13-летняя Нина, которая живет в холодной квартире в Москве 1942 года. О чем будут говорить два человека, которых разделяет время и пространство, и чем мужчина сможет помочь голодной девочке? Роли главных героев исполняют куклы. А за всем происходящим зрители наблюдают через окошки простого ящика. В ходе спектакля демонстрируются кадры военных лет.

Продолжительность: 1 час.
Отзывы и фотоальбом


Если ворон в вышине.. (Новый Арт Театр)

с 12 лет

Спектакль "Если ворон в вышине.." в Новом Арт Театре настолько глубок и эмоционален, что затрагивает самые тонкие струны души. Это рассказ о настоящих чувствах. О живых людях, оказавшихся в тяжелых условиях войны, но не потерявших человеческое лицо. О тех молодых ребятах и девчатах, которых заставили стать героями сложившиеся трагические обстоятельства.

Действие происходит в 1942 году, в заброшенном особняке недалеко от линии фронта… Пьеса сквозь смех и слезы рассказывает о фронтовой любви, солдатской дружбе, тяжелом военном быте, и в то же время возвращает зрителей в день сегодняшний. В конце звучит песня Булата Окуджавы "Если ворон в вышине.." А в антракте зрителей угощают полевой кашей.

Продолжительность: 2 часа 30 минут, с антрактом.
Отзывы и фотоальбом


Ленинградка (Театр Кукол им. Образцова)

с 12 лет

Кукольную притчу о блокаде Ленинграда в Театре Кукол им. Образцова подросткам лучше смотреть вместе с родителями, чтобы потом, после просмотра, обсудить увиденное. Постановка заставляет задуматься и поразмыслить над увиденным и младшее, и старшее поколение.

Перед глазами зрителей - мир одинокой девочки Вали. Шкаф – ее единственное прибежище в разбомбленном доме. А домовой - единственный, кто охраняет, заботится о ней и помогает выживать, как может. В роли актеров - куклы. Большая часть спектакля состоит из кадров военной кинохроники. Звучит музыка группы «Сплин». И хотя спектакль кукольный, детей младше 12 лет на него лучше не приводить.

Продолжительность: 1 часа 20 минут, без антракта.
Отзывы


Судьба одного дома (Театр Российской армии)

с 12 лет

Полифоническое повествование о войне, где переплелись cразу шесть историй. Литературной основой послужили произведения отечественных авторов: «Проклятые и убитые» В. Астафьева, «Берег» Ю. Бондарева, «Сотников» В. Быков, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Женя, Женечка и “катюша”» Б. Окуджавы и В. Мотыля.

Шесть героев, шесть трагических судеб, объединенных домом, в который они переехали перед войной. Что пережило то поколение, как боролось с врагами и какие поступки совершало - все это пронесется перед глазами зрителей Театра Российской армии .

Продолжительность: 4 часа, с антрактом.
Отзывы


Не унывай! (Театр Русской Драмы п/р Щепенко)

с 12 лет

Спектакль поставлен по известной каждому со школьной парты поэме Твардовского «Василий Теркин». Неудивительно, что в зрительном зале присутствует много подростков. Под звуки симфонии Шостаковича бравый солдат появляется на сцене в исполнении 12 актёров, за спинами которых любимые девушки, матери, дочери, огромная страна, что они отстояли.

Декорация-трансформер становится то гатью, по которой через болота шагает русский солдат, то бортом грузовика, то единым щитом, спасающим жизни бойцов... Спектакль повествует о несгибаемости русского духа, его твердости и нежелании отступать, пока жива хоть какая-то надежда. В самой безвыходной ситуации, в самом отчаянном положении, главное – не унывать! "Не взорвемся, так прорвемся, живы будем, не помрем", - слушая эти строки, веришь актерам безоговорочно.

Продолжительность: 1 часа 30 минут.

Звучит музыка, все выходят на сцену, каждый занимается своим делом. Все собираются, для общего фото. Фотограф нажимает кнопку. Все замирают. Звучит метроном. (Некоторое время все сидят неподвижно, потом резко вскакивают и начинают играть, кто-то в жмурки, кто-то с куклами на краю сцены, кто-то в мяч.

Дети бегают, играют в жмурки.

Генка : Ух! Уморили. Все. Я не играю!

Димка: Ну Ген!, Ну ты чего!

Генка: Все! Не могу больше!

Ромка: Ну давайте в прятки.

Генка: Надоело…

Девочка 1: Ну а чем тогда займемся?

Все в раздумьях расходятся по сцене..

1. Не помню, кому первому пришла в голову идея устроить уличный театр.
2. Идея была странной и неожиданной.
3. Ну сами посудите, какие из нас актеры! Димка вон даже стихотворение в школе рассказать не мог, а тут заявил:

Димка: Я буду играть красного командира! Буду скакать на коне и кричать вперееед! В атаку!!!

Ромка: Э, нет! Какой из тебя командир! Ты будешь белым дворянчиком с кружевными манжетиками. Тебе будет маменька с нянюшкой выводить гулять за ручку.

Генка: Пока тебе наши буденовцы все манжеты не поотрывают!

Вперед! За Советскую власть! Урааа!(мальчишки начинают бегать по сцене)

3. Ромка всегда так - скажет не подумав, а потом сразу забудет. Он вовсе не хотел обижать Димку. Но Димка обиделся.

Димка: Ну и ладно! Вообще больше не буду с вами играть! А еще друзьями назывались…. (Димка отходит на край сцены)

Звучит музыка, ребята изображают что они ставят спектакль. Постепенно музыка меняется на спокойную, все отходят на задний план.

Ромка: Ребят, а где Димка? Диииим! Дииииимаааа ты где?

Девочка1: Может он обиделся на твои шуточки про дворянчика?

Ромка: Димка? Обиделся? Да перестань! Я ведь его самый лучший друг! А на друзей не обижаются.

Девочка2: Вот если ты лучший друг, так пойди и поищи его!

Ромка: Ну и пойду!

Дети: Ну и иди!

Все отходят, на переднем плане остаются только Ромка и Димка.

Ромка: Однажды мне приснился сон. Он был странный, серый какой-то. Только всполохи повсюду. Красные такие. Жгучие. Они были похожи на отблески костра, который мы часто разводили у реки. Но было в них что-то тревожное. Страшное что-то было. И я шел через эти всполохи, хотя и не видел куда идти. Я чувствовал себя таким маленьким и потерянным. А потом кто-то взял меня за руку, и я сразу перестал бояться.

Димка: Всполохи никуда не исчезли, они пронзали воздух с такой ослепительной четкостью, что резало глаза. Но страха не было. Нельзя было бояться. Потому что рядом шел друг.

Ромка: Дим, ты обиделся?

Димка: Сначала обиделся, а потом я сидел там, за поленницей и думал все думал, я вспоминал о том, как мы с тобой плот на речке делали, и как в индейцев играли, а потом обида сама куда-то делась.

Ромка: А помнишь, как мы мечтали стать учеными и изобрести машину времени?

Димка: Мы много о чем мечтали…

Подходят ребята:

1. Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

2. Я вот, хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далекие звезды,

3. А я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий Сингапур, и купить там забавную обезьянку.

4. А мне до смерти хотелось превратиться в машиниста или начальника станции и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

Го-о-тов!

5. А у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.

Звучит объявление о войне. «Внимание!

Говорит Москва!

Говорит Москва!

Заявление совесткого правительства.

Граждане и гражданки Совесткого Союза, сегодня 22 июня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбардировке города….»

2. Война! Не может быть!

3. Что же теперь будет?

4. Это не может быть правдой! Не в нашей стране!

5. А у моей сестры Люси сегодня выпускной. Она говорила, что закончит школу и пойдет учиться в театральный институт. Но разве на войне есть институты?

2. Но ведь война не будет долгой! Вот увидите! Не пройдет и пары недель и наши победят!

(Все наперебой: Обязательно победят! Я в этом уверен! По-другому и быть не может!)

4. В тот день у нас так и не получилось поставить спектакль про красных конников.

3. Жизнь распорядилась так, что детская игра в войну обернулась войной недетской. Хмурой, серой… С тревожными красными всполохами от разрывающихся снарядов…

(Звучит музыка, все расходятся по сцене)

Сцена 2. (На сцене девочки)

1. Время шло, пролетело опаленное войной лето.

2. Наступила осень, а с ней и школьная суета: уроки, тетрадки, портфели.

3. До нашего города бои еще не дошли, но мы каждый день слушали новости по радио.

4. И конечно, все наши мальчишки хотели сбежать на фронт.

5. А мы, обещали ждать их….

На сцену выходит мальчик, в большой не по размеру тельняшке, в шапке или пилотке.

Девочка: Виииить, а Виииить, а ты домашнюю работу по немецкому сделал?

Витя: Не буду я ее делать! Мы всем классом договорились на следующий урок немке в сумку крысу подкинуть! Будет знать!

Девочка: Я вообще не понимаю, зачем учиться, когда война… У меня вот отец на фронте, мать на заводе, брат Толька в пионерском отряде газету против фашистов выпускает… А нам учиться…

Витя: А я все равно скоро на фронт сбегу, мы вместе с ребятами сбежим. Будем воевать. Ради мира. И ради вас.

Девочка: Вить… А как же мы тут без тебя? А кто будет мой портфель носить и от хулиганов меня защищать… А горку… Горку кто в этом году сделает, если тебя не будет…

Витя: Глупости ты говоришь! Какие горки!(пауза) а ты дождешься меня?

Девочка: Обязательно! Я буду ждать тебя, Витя! Слышишь! Буду ждать!...

Витя уходит. Девочка остается одна на сцене.

Мальчишки…

Постоянно бегут куда-то…

Постоянно стремятся в бой…

9 лет - а уже в солдаты…

Встречусь ли я еще с тобой?

2 Девочка:

Убегали. В отцовских робах,

Повзрослевшие раньше срока…

Говорили «Вернемся скоро…»

Говорили «Еще немного»…