Помощник воспитателя: описание профессии, обязанности и требования. Должностная инструкция помощника воспитателя ночной смены Функции помощника воспитателя в детском саду




Согласовано Утверждаю
Председатель ПК Заведующий
МОУ детского сада N__ МОУ детского сада N __
_______________________ __________________________
“___” ______________200__г. “___” ______________200__г.

Должностная инструкция помощника воспитателя

1. Общие положения
1.1. На должность помощника воспитателя принимаются лица не моложе 18 лет, имеющие медицинское заключение.
1.2. Помощник воспитателя подчиняется заведующего детским садом и воспитателю, работает под руководством завхоза..
1.3. Принимается на должность и освобождается от работы приказом заведующего детским садом.
1.4. Продолжительность рабочей недели - 40 часов в неделю. Работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.5. Продолжительность очередного отпуска составляет 28 календарных дней.
1.6. Проходит ежеквартальный медицинский осмотр.
1.7. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности.
2.1. Проводит своевременную уборку групповой комнаты, спальни, прихожей и других площадей влажным способом два раза в день.
2.2. Согласно графику проветривает помещения, строго контролирует дезинфекционную обработку посуды и соблюдает дезинфекционный режим группы при карантине.
2.3. Помогает воспитателю одевать и раздевать детей на прогулку, сон и другие мероприятия
2.4. Совместно с воспитателем проводит работу по воспитанию детей (предъявляя общие требования по указанию воспитателя): привитию культурно-гигиенических навыков во время еды, умывания, одевания и т.д. Учит детей правильно сервировать стол, аккуратно заправлять постель.
2.5. Помогает воспитателю в подготовке к занятиям и уборке после них, помогает разводить детей по подгруппам на занятия.
2.6. Следит за чистотой детских полотенец и постельного белья, согласно графику меняет белье, своевременно вместе с воспитателем маркирует белье, следит за сохранностью имущества группы.
2.7. В случае неисправности мебели и другого оборудования своевременно делает заявку.
2.8. Получает питание с пищеблока строго по графику, надевает спецодежду, пищу в группу приносит в закрытой посуде.
2.9. Категорически запрещается брать детей на пищеблок.
2.10. Запрещается оставлять без присмотра пищу в местах, доступных детям.
2.11. Моет окна два раза в год.
2.12. Поддерживает санитарно-гигиенический режим в группе.
2.13. Заменяет заболевших воспитателей в случае необходимости.
2.14. Выполняет требования руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя.
2.15. При отсутствии рабочего на кухне помогает повару.
2.16. Во время производственных мероприятий, проводимых в тихий час с участием воспитателя, находится с детьми.

3. Помощник воспитателя должен знать
3.1. Правила внутреннего трудового распорядка учреждения.
3.2. Санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря.
3.3. Правила санитарии и гигиены.
3.4. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности противопожарной безопасности.

4. Права
4.1. Требовать улучшений условий труда.
4.2. Требовать своевременного и качественного ремонта оборудования.
4.3. Требовать своевременного обеспечения инвентарем и спецодеждой.
4.4. Может работать в двух группах с оплатой до двух ставок, иметь подработку в размере 30% от ставки и т.д.
4.5. Имеет другие права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

5. Ответственность
Несет ответственность:
5.1. За жизнь и здоровье детей закрепленной группы
5.2. За сохранность вещей детей.
5.3. За сохранность оборудования и инвентаря в группе.
5.4. За соблюдение инструкций по технике безопасности.
5.5. За соблюдение инструкций по охране жизни и здоровья детей.
5.6 За исполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________

Утверждаю Согласовано

Директор школы Председатель профкома

_______________ ___________________

Должностная инструкция

ПОМОЩНИКА ВОСПИТАТЕЛЯ

1. Общие положения

1.5. В своей деятельности помощник воспитателя руководствуется Конститу­цией и законами Российской Федерации , органов управления образованием всех уровней по вопросам образо­вания и воспитания обучающихся; правилами и нормами охраны тру­да, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Ус­тавом и локальными правовыми актами школы (в том числе Прави­лами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжени­ями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым до­говором (контрактом).

Воспитатель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основными направлениями деятельности помощника воспитателя являются:

2.1. попечение, воспитание и надзор за проживающими интерната в установленное режимом работы время;

2.2. оказание помощи воспитателю во внеурочной воспитательной работе;

2.3. опеспечение безопасности проживающих в интернате детей в ночное время;

3. Должностные обязанности

Помощник воспитатель выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. принимает от воспитателя по списку детей и осуществляет их воспитание до сна, передает по списку детей утром воспитателю;

3.2. отвечает за безопасность и здоровье воспитанников;

3.3. планирует и проводит с обучающимися коррекционно-развивающую работу на основе изучения их индивидуальных особенностей;

3.4. совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохра­нение и укрепление здоровья обучающихся, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию;

3.5. способствует формированию у воспитанников нравственных качеств гражданина, прививает им навыки культурного поведения, ответственного отношения к учебе, труду, уважение к правам чело­века; проводит работу по профилактике у воспитанников отклоняю­щегося поведения, вредных привычек;

3.6. оказывает помощь в организации самоуправления в коллекти­ве воспитанников;

3.7. изучает индивидуальные способности, интересы и склоннос­ти обучающихся, - их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия; взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими);

3.8. соблюдает права и свободы воспитанников;

3.9. готовит воспитанников ко сну, следит за покоем отдыхающих;

3.10. не отлучается во время сна воспитанников из закрепленного помещения, находиться на рабочем месте без права сна;

3.11. проходит периодические бесплатные медицинские обследо­вания;

3.12. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в об­щественных местах, соответствующие общественному положению помощника воспитателя;

3.13. обеспечивает строгое соблюдение правил охраны труда , техники безопасности, санитарных и противопожарных правил; немедленно ставит в извест­ность администрацию школы и воспитателя об обнаружении у воспитанников оружия, пожаро - и взрывоопасных предметов и устройств, ядов, наркотических и токсичных веществ, иных изъятых из гражданского оборота вещей;

3.14. оперативно извещает администрацию школы и воспитателя о каждом не­счастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

3.15. вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проживания, а также доводит до сведе­ния руководства о всех недостатках в организации быта, снижающих жизнедеятельность и работоспособность орга­низма воспитанников;

3.16. не допускает нахождения посторонних лиц в здании в вечернее и ночное время;

3.17. в каникулярное время привлекается к мелкому ремонту, побелке и покраске помещений, дежурству, уборке территории и т. д.

3.18. уборка ванных комнат и сан. узлов.

3.19. ежедневно в 21.00. передавать данные по количеству детей в интернате в пожарную часть

4. Права

Помощник воспитатель имеет право:

4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;

4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;

4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащи­ми оценку его работы, давать по ним объяснения;

4.4. защищать свои интересы самостоятельно и/или через пред­ставителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного рассле­дования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;

4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) рас­следования, за исключением случаев, предусмотренных законом;

5. Ответственность

5.1. Помощник воспитателя несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, нарушение их прав и свобод в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи­тельных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локаль­ных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, помощник воспитателя несет дисциплинарную ответ­ственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанников, а также совершение иного аморального проступка помощник воспитателя может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности .

5.4. За виновное причинение школе или воспитанникам ущерба в связи с исполнением (неисполнение) своих должностных обязанностей помощник воспитателя несет материальную ответ­ственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Помощник воспитатель:

6.1. работает по графику ненормированного рабочего дня, составленному исходя из 36-часовой ра­бочей недели и утвержденному директором школы;

6.2. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих воспитателей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);

6.5. получает от директора школы и его заместителей информа­цию нормативно-правового и организационно-методического харак­тера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.6. работает в тесном контакте с воспита­телями и родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); си­стематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работни­ками школы;

6.7. режим работы с 20.00 до 8.00 выходной – суббота.

С должностными обязанностями ознакомлены

[наименование организации, предприятия и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1.1. Помощник воспитателя относится к категории учебно-вспомогательного персонала, назначается на должность и увольняется с нее приказом [наименование должности руководителя].

1.2. Помощник воспитателя непосредственно подчиняется воспитателю.

1.3. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и профессиональную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Помощник воспитателя должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

— Конвенцию о правах ребенка;

— основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы;

— правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми;

— санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. Должностные обязанности

Помощник воспитателя:

2.1. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

2.2. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

2.3. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня.

2.4. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь.

2.5. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.

2.6. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования.

2.7. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.

2.8. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими).

2.9. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.10. [Указать иные должностные обязанности].

3. Права

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию методов выполняемой работы.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися ее деятельности.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя документы, материалы, инструменты и т. п., необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. [Указать иные права, предусмотренные Трудовым законодательством ].

4. Ответственность

Помощник воспитателя несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Обязанности няни в детском саду

Работа няни в детском саду – неквалифицированный и нелегкий труд, который к тому же низко оплачивается.

Должностная инструкция помощника воспитателя в ДОУ

Но не все так печально, ведь в первую очередь – это работа с детьми, существами светлыми, непосредственными и жизнерадостными. Кроме того, в такой работе есть большой плюс для тех, кто не хочет надолго расставаться с малышом, уходя на работу. Устроиться в сад именно в одну группу со своим ребенок вполне возможно. В итоге и вы работой обеспечены, и ребенок присмотрен и не обделен вниманием.

Если вы планируете пойти на работу помощником воспитателя, нелишним будет для начала ознакомиться с должностными обязанностями няни в детском саду. Безусловно, он могут варьироваться, поскольку в каждом детском учреждении свои правила и традиции. Также это зависит и от возрастной группы детей – с крохами ясельного возраста хлопот существенно больше, чем с карапузами из средней и старшей группы. Но выделить общие обязанности няни в садике все же можно.

Обязанности няни

Что входит в обязанности няни:

  • приносить еду с пищеблока по установленному внутреннему графику;
  • сервировать столы, раскладывать еду;
  • мыть посуду после каждого приема пищи детьми;
  • осуществлять влажную уборку помещений;
  • помогать детям обслуживать себя – одеваться, кушать, умываться, ходить в туалет;
  • помогать воспитателю одевать детей для прогулки;
  • прививать детям навыки бытового самообслуживания и гигиены;
  • быть с детьми, когда воспитателя вызвали по рабочим делам во время тихого часа;
  • заправлять постель после сна в ясельной и младшей группах, там, где детки не смогут сделать этого самостоятельно;
  • следить за сохранностью имущества группы, вовремя подавать заявки на ремонт и приобретение нового оборудования.

Кроме того, что должна уметь няня, важно обратить внимание на то, подходит ли вам эта работа по складу характера.

Итак, какой должна быть няня?

В первую очередь, как бы банально это ни звучало, няня должна любить детей, относиться к ним с вниманием, пониманием и терпением. Не смотря на то, что работа простая и даже «грубая» (это касается мытья-уборки), в нее всегда можно внести элементы разнообразия и даже творческого подхода. Кроме того, следует помнить, что старание и стремление быть лучшим в своей профессии никогда не остается незамеченным. Так, у няни в детском саду при желании есть перспективы стать воспитателем, при получении дополнительного образования, или завхозом.

Статьи по теме:

Обязанности воспитателя в детском саду

Отдавая ребенка в детский сад, практически посторонним людям, конечно, нас интересует личность воспитателя и обязанности, которые он будет выполнять. Об этих обязанностях мы и расскажем в нашей статье.

Разница между детьми 2 года

Многие родители, запланировано или нет, становятся счастливыми мамой и папой детишек с разницей в 2 года. Конечно, нюансов в воспитании и уходе за детьми возникает немало. Поговорим об этом в нашей статье.

Как рассказать ребенку про смерть?

Смерть родного или просто близкого человека — всегда горе для семьи. Но еще большим оно становится, когда возникает необходимость рассказать об этом ребенку. Как рассказать малышу о смерти, чтобы не травмировать его и помочь пережить горечь утраты?..

Топ 10 ошибок в воспитании детей

Воспитание ребенка — ответственная задача, от которой напрямую зависит, станет ли ребенок счастливым и успешным. Но, к сожалению, большая часть родителей, осознанно или нет, совершает ошибки. Поговорим о самых распространенных из них, а также о том, к чему такие ошибки могут привести.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2017
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н

Помощник воспитателя

Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.

Должностная инструкция помощника воспитателя

Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы; правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Помощник воспитателя» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция помощника воспитателя, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Должностные обязанности помощника воспитателя 1. Общие положения.

1.1.Настоящая инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристики профессии «Помощник воспитателя»
1.2. Помощник воспитателя назначается и освобождается от должности директором МОУ по представлению зам.директора по АХЧ без предъявления требований к образованию и опыту работы.
1.3. Помощник воспитателя подчиняется непосредственно зам.директора по АХЧ.
1.4. В своей работе Помощник воспитателя руководствуется постановлениями и распоряжениями администрации города Кирсанова по вопросам санитарии и гигиены по содержанию помещений ОУ; устройством и назначением обслуживаемого оборудования и приспособлений; правилами уборки; правилами безопасного пользования моющими и дез. средствами; правилами эксплуатации санитарно-технического оборудования; общими правилами и нормами охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МОУ и настоящей инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности Помощника воспитателя -являются:
— поддержание в надлежащего состоянии и порядка на закрепленном участке;
-осуществление воспитательных функции в процессе проведения с детьми занятий, оздоровительных мероприятий, приобщения детей к труду, санитарно-гигиенических навыков.

3. Должностные обязанности
Помощник воспитателя выполняет следующие должностные обязанности:
3.1.Убирает закрепленные за ней помещения (групповую, туалетную и раздевальную комнаты и пр.)
3.2.Удаляет пыль, подметает и моет вручную стены, полы, оконные рамы и стекла, мебель и ковровые изделия;
3.3.Очищает урны от бумаги и промывает их дез.раствором, собирает мусор и относит его в установленное место.;
3.4.Чистит и дезинфицирует унитазы, раковины и другое санитарно-техническое оборудование;
3.5.Соблюдает правила санитарии и гигиены в убираемых помещениях, осуществляет их проветривание; включает и выключает освещение в соответствии с установленным режимом;
3.6.Готовит с соблюдением правил безопасности необходимые моющие и дез.

растворы;
3.7.Подготавливает и организует занятия, создает обстановку эмоционального комфорта;
3.8.Участвует в создании безопасной развивающей среды, соответствующей психологическим, гигиеническим и педагогическим требованиям;
3.9.Осуществляет присмотр и уход за дошкольниками закрепленной возрастной группы, сопровождение их на прогулку, одевание, раздевание, умывание, закаливание, просушка одежды и т.п.;
3.10.Соблюдает правила техники безопасности и противопожарной безопасности;
3.11.Наблюдает за порядком на закрепленном участке, тактично пресекает явные нарушения порядка со стороны обучающихся и в случае их неподчинения законному требованию сообщает об этому дежурному педагогу;
3.12.В начале и в конце каждого рабочего дня осуществляет обход закрепленного участка с целью проверки исправности оборудования, мебели, замков, оконных стекол, кранов, раковин, санузлов, электроприборов.
3.13. Проходит бесплатные периодические медицинские осмотры.
3.14.Соблюдает этические нормы поведения в образовательном учреждении.

Помощник воспитателя имеет право:

4.1.На получение моющих средств, инвентаря, обтирочного материала, выделение помещения под их хранение;
4.2.На получение спецодежды по установленным нормам;
4.3.Отказаться от проведения опасных для жизни и здоровья работ в условиях, когда отсутствуют и (или) не могут быть приняты необходимые меры безопасности;
4.4.Участвовать в работе образовательного учреждения в порядке, определенным Уставом;
4.5.На защиту профессиональной чести и достоинства;
4.6.Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку ее работы; давать по ним объяснения.

5.Ответственность.

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Правил внутреннего трудового распорядка ОУ, законных приказов и распоряжений директора и иных локальных актов, принятых в ОУ, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, Помощник воспитателя несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2.За виновное причинение ОУ или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (ненадлежащим исполнением) своих должностных обязанностей Помощник воспитателя несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных ТК РФ или ГК РФ.

6. Взаимоотношения.

Совет 1: Что входит в обязанности помощника воспитателя детского сада

Связи по должности.

Помощник воспитателя:

6.1.Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором МОУ по представлению зам.директора по АХЧ;
6..2. Согласовывает свою деятельность с воспитателем дошкольной группы;
6.3.Проходит инструктаж по правилам санитарии и гигиены, правилам уборки, безопасного пользования моющими и дез.средствами, эксплуатации санитарно-технического оборудования, а также по технике безопасности и пожарной безопасности под руководством зам.директора по АХЧ;
6.3. Немедленно сообщает зам.директора по АХЧ о неисправности электро- и санитарно-гигиенического оборудования, поломках дверей, замков, окон, стекол, запоров и т.п. на вверенном ему участке.

Посетителей на сайте!

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обраться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить методиста? За что отвечает воспитатель? И чем занимается педагог-психолог?

Ирина Мирко
старший воспитатель детского сада №1504, г. Москва

Руководство

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части.

Заведующий детским садом . Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде — заведующая.

Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.

Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг. Родители также в праве требовать от нее, чтобы руководимый ею коллектив обеспечивал ребенку подобающий уход, воспитание и обучение, охрану и укрепление здоровья — в соответствии с условиями договора.

Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом.

Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.

Старший воспитатель проводит обширную методическую работу в педагогическом коллективе: открытые занятия для воспитателей, семинары, индивидуальные и групповые консультации. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.

Заместитель руководителя по воспитательно-образовательной работе . Иногда эту должность можно встретить в штатном расписании детского сада вместо должности старшего воспитателя. Но это не вполне одно и то же. Если старший воспитатель занимается исключительно вопросами воспитательно-образовательного процесса, то заместитель по воспитательно-образовательной работе кроме этого координирует работу всех служб, участвует в принятии управленческих решений.

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

Основной педагогический состав

Воспитатель (воспитательница) — педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем и воспитателем по физической культуре готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой помощника воспитателя.

Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.

Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром — в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Воспитатель по физической культуре проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Контролирует двигательную активность детей в течение дня. Вместе с медсестрой контролирует гигиенические условия для проведения занятий. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания.

Как и другие педагоги, воспитатель по физкультуре руководствуется утвержденными программами, учитывающими возрастные особенности детей, и во время занятий учитывает индивидуальные возможности каждого ребенка.

Инструктор по плаванию проводит занятия в бассейне, также в соответствии с программой. Детей раннего и младшего дошкольного возраста учит не бояться большого количества воды (с помощью специальных игр-занятий), а со среднего дошкольного возраста начинает обучение разным стилям плавания (кроль, брасс, «дельфин»). Полностью отвечает за безопасность детей на воде. Совместно с медсестрой контролирует гигиеническое состояние бассейна.

Инструктор помогает детям при раздевании и принятии душа, приучает их к строгому соблюдению требований гигиены.

Вопросы коррекции

Педагог-психолог — его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Его задача — помощь детям, родителям и педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии воспитанников, выявляет нарушения социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ, в образовательной деятельности. Содействует развитию творчески одаренных воспитанников. Формирует психологическую культуру педагогических работников, а также детей и их родителей.

Должностная инструкция помощника воспитателя детского сада (и зарплаты)

Логопед занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений.

Дополнительное образование

Последнее время в некоторых детских садах появилась такая должность, как педагог дополнительного образования по различным направлениям (экологии, изобразительной деятельности, театрально-игровой деятельности, ритмике, обучению иностранному языку и др.).

Педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности организует работу с детьми по одному или всем видам изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация). Выявляет и развивает творческие способности детей, совместно с воспитателями изучает индивидуальные особенности воспитанников, планирует в ходе занятия задания разных уровней сложности соответственно подготовке и развитию каждого ребенка, а также ведет индивидуальную работу. Кроме стандартных занятий проводит занятия в форме беседы, наблюдения, экскурсии, вовлекает детей в поисковую и экспериментальную работу, формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.

Педагог дополнительного образования по экологии отвечает за экологическое воспитание дошкольников на основе систематических наблюдений за объектами и явлениями природы. Эколог формирует у детей экологические знания и навыки с помощью игры, изобразительной деятельности и т.д. Прививает своим воспитанникам уважительное отношение к миру природы.

Педагог дополнительного образования по театрально-игровой деятельности использует в своей работе различные виды и формы театральной деятельности. Цель его работы — развитие творческих способностей, эстетического вкуса детей. Этот педагог, знакомя детей с артистическими приемами, стимулирует выразительность речи каждого ребенка, формирует его интонацию, жест, позу, походку. Учит произвольно управлять своими движениями, и движениями изображаемых персонажей. Под руководством «театрального» педагога дети готовятся к выступлениям на утренниках, к участию в досугах, викторинах, спектаклях, а другие педагоги и родители участвуют в организации театрально-игровой деятельности (оформление помещений, обеспечение театральными костюмами, атрибутами и аксессуарами).

Педагог дополнительного образования по обучению детей иностранному языку проводит занятия иностранным языком. Его задача — расширение словарного запаса детей с постепенным переходом к грамматическим конструкциям, формирование правильного произношения звуков. Этот педагог консультирует педагогов и родителей по вопросам развития языковых навыков детей, проводит отчетные мероприятия, готовит с детьми мини-спектакли.

Педагог дополнительного образования по ритмике обучает детей музыкально-ритмическим движениям и танцам с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Формирует и развивает у детей музыкальные, двигательные навыки, координацию движений и пластичность. Готовит детей к фестивалям.

Медицинские работники

Медицинскими вопросами в детском саду занимаются старшая медицинская сестра, медсестра по бассейну, диетсестра, медсестра по массажу. Реже, в специализированных детских садах, можно встретить медсестру по физиотерапии и медсестру по лечебной физкультуре.

Старшая медицинская медсестра контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, а также следит за соблюдением режима дня, питанием детей, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок.

Организует мероприятия по закаливанию детей и участвует в организации оздоровительных мероприятий. Ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей.

Кроме того, старшая медсестра готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, осуществляет профилактические прививки и выполняет назначения врача.

Медсестра по бассейну — эта должность имеется в садах с плавательным бассейном и иногда совмещается с должностью старшей медсестры. Медсестра по бассейну проводит осмотр детей перед каждым занятием по плаванию, освобождает их от занятий при недомоганиях и жалобах на плохое самочувствие, наблюдает за состоянием детей во время занятий. Контролирует санитарное состояние всех помещений бассейна и оборудования.

Диетсестра составляет и раскладывает ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах.

Младший обслуживающий персонал

К младшему обслуживающему персоналу относятся помощник воспитателя, повар, кладовщик, прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только помощник воспитателя работает непосредственно с детьми.

Помощник воспитателя, или младший воспитатель (в повседневном общении — просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников. Помощник воспитателя приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для умывания детей, для полоскания рта; в старших группах организует сервировку детских столов. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур, принимает участие в организации занятий по обучению детей плаванию.

Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья.

К кому обратиться?

Все педагоги детского сада должны иметь высшее профессиональное или среднее специальное образование. У заведующей и старшего воспитателя образование должно быть высшим. Каждый из педагогов (логопед, психолог, педагоги дополнительного образования, воспитатель по физкультуре) работает в паре с воспитателем в группе, и те знания, которые ребенок получает на занятиях, закрепляются затем в повседневной деятельности.

К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.

С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.

Инструктор по плаванию расскажет, как сделать, чтобы ребенок с удовольствием шел в бассейн или как научить ребенка не бояться воды. Педагог-психолог проконсультирует по поводу страхов, капризов, упрямства у детей. Логопед подскажет эффективные приемы коррекции речи. Педагог по театрально-игровой деятельности расскажет, как лучше заучивать стихотворения с ребенком.

Помощник воспитателя (младший воспитатель) ответит на вопросы, касающиеся культурно-гигиенических навыков, аппетита ребенка, объяснит, когда и как проводится проветривание в группе.

Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка.

Режим работы

У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.

Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера.

У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00 , а заканчивается в 19.00 . Период с 12.00 до 14.00 — часы, когда оба воспитателя группы работают вместе.

Музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре и инструктор по плаванию работают по графику, который зависит от количества групп, которые они ведут.

Педагог-психолог, как и воспитатель, работает 7 часов в день. График его работы может охватывать как на первую, так и вторую половину дня, чтобы была возможность заниматься не только с детьми и педагогами, но и общаться с родителями воспитанников.

У педагога дополнительного образования рабочий график составляется, исходя из 18-часовой рабочей недели, т.е. он может приходить на работу как каждый день, так и несколько раз в неделю — от этого зависит продолжительность его рабочего дня.

Старшая медсестра начинает работу в 7.15. В это время она проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, что пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными.

Статья из журнала "Мама и Малыш" №10, 2005

Нянями или помощниками воспитателя называют специалистов, основная деятельность которых напрямую связана с организацией обслуживания детей. Причем речь идет о дошкольном возрасте. В основном такие работники нужны в детских дошкольных организациях.

Работодатели больше внимания уделяют порядочным претендентам с высокой степенью ответственности. Сотрудник должен быть морально устойчив, честен, уметь сопереживать и совершать бескорыстные поступки. Помимо этого, высоко ценится коммуникабельность, организованность, тактичность, аккуратность и сдержанность.

Навыки

Рассматривая вакансии помощника воспитателя, стоит обратить внимание, что работодатели часто требуют от претендентов уметь быстро принимать важные решения, быть активными и культурными. Предпочитаются обычно жизнерадостные сотрудники с развитой интуицией. Очень важными качествами считаются любовь к детям и психологическая устойчивость.

Для этой работы не подойдут люди, у которых есть медицинские противопоказания, такие как нарушения функций речи, слуха или серьезные проблемы со зрением. Не возьмут человека с эпилепсией, судорогами и склонностью к обморочным состояниям. Противопоказана такая работа при серьезных сердечно-сосудистых заболеваниях, расстройствах вестибулярного аппарата. Такую работу не получат люди с психическими расстройствами.

Общие положения

Помощник воспитателя - это технический исполнитель, который подчиняется ряду сотрудников, в зависимости от масштаба и направления учреждения. Его может принять или уволить с работы руководитель организации в соответствии с действующим законодательством страны. Чтобы получить эту работу, необходимо иметь среднее образование и получить профессиональную подготовку в сфере педагогики и образования.

Работодатели крайне редко требуют от сотрудников наличия трудового стажа. В своей воспитателя руководствуется имеющимися в учреждении организационно-распорядительными материалами и прочими локальными актами. Кроме того, он учитывает внутренние правила, законы по охране труда и ТБ, приказы своего непосредственного руководства, а также должностную инструкцию.

Знания

Принимаемый на работу в детский сад помощник воспитателя должен знать действующее законодательство, все нормы и акты, которые напрямую касаются его деятельности. Он обязан изучить конвенцию о правах детей, знать основы психологии, педагогики, разбираться в гигиене, возрастной физиологии, первой помощи при несчастных случаях, а также изучить теорию и практику воспитательной работы с дошкольниками.

Его знания должны включать правила охраны детской жизни, ухода за ребенком, о том, в каком состоянии должны содержаться помещения, оборудование и инвентарь с точки зрения санитарной гигиены. Также ему следует знать трудовой распорядок, охрану труда и правила пожарной безопасности.

Функции

Вакансия "помощник воспитателя" в детском саду предполагает, что работник будет выполнять определенные функции, в том числе принимать участие в создании плана и организации мероприятий жизнедеятельности детей, выполнять повседневные поручения, которые ему дает воспитатель. Они помогут воспитанникам получить социально-психологическую реабилитацию, а также адаптироваться в социуме и трудовом коллективе.

Также он должен обеспечивать здоровье детей, сотрудничая с медицинскими работниками, для этого контролируя соблюдение дневного режима и проводя мероприятия, способствующие психическому и физическому развитию воспитанников. Работник должен помогать детям обслуживать себя в мере, допустимой их возрастной категорией и обучить их необходимым навыкам трудовой дисциплины.

Обязанности

Работа помощника воспитателя предполагает, что этот сотрудник обязан проводить профилактические мероприятия, предотвращающие возникновение вредных привычек у детей и выявлять, предотвращать отклонения в поведении. Помимо этого, он должен обеспечивать чистоту помещений и инвентаря в соответствии с санитарными нормами. Он следит, чтобы во время обучения здоровью и жизни детей ничего не угрожало. Этот работник должен взаимодействовать с родителями и опекунами воспитанников, а также выполнять устав учреждения.

Основные права

Помощник воспитателя в детском саду вправе получить все предусмотренные государством социальные гарантии. Сюда входит возможность работы по сокращенному графику, получение дополнительного образования в сфере его деятельности минимум раз в три года, а также предоставление ежегодного отпуска, более длительного, чем у других рабочих профессий, в соответствии с трудовым законодательством. Помимо этого, он вправе получать отпуск продолжительностью двенадцать месяцев, если работает в сфере воспитания детей не менее десяти лет без перерыва.

Помощник воспитателя имеет право досрочно получать пенсию по достижении определенного возраста, вне очереди получить социальное жилье, если у него есть такая необходимость, в соответствии с договором социального найма площади для проживания. Если детский сад находится в сельской местности, то работник вправе потребовать компенсации затрат на оплату жилой площади, в том числе отопления и электроэнергии. Помимо этого, он может требовать у учреждения оплаты социальной, медицинской или профессиональной реабилитации, если его здоровье ухудшилось из-за профессиональной болезни или несчастного случая в процессе выполнения им своих обязанностей.

Другие права

Помощник воспитателя в детском саду имеет право рассматривать решения руководства, которые затрагивают его трудовую деятельность, а также вносить собственные предложения по оптимизации его работы и деятельности самой организации, если это входит в его компетенцию. Если сотруднику потребуется какая-либо информация или документы, чтобы на должном уровне выполнять свои функции, он вправе запрашивать их у других структурных подразделений сам или по поручению начальника.

Работник может привлечь к выполнению своих обязанностей других сотрудников, если это необходимо. Он может потребовать от руководства создать ему в согласии с правилами и нормами, предусмотренными в трудовом законодательстве страны. В должностной инструкции могут быть также указаны другие права, в зависимости от направленности и устава учреждения, где трудоустроен воспитатель.

Ответственность

Рассматривая вакансии помощника воспитателя в детском саду, стоит ознакомиться с ответственностью, которую несет этот сотрудник. Он уголовно, материально, административно и дисциплинарно в ответе за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Его могут привлечь к ответу, если он не подчинится своему непосредственному начальнику, за невыполнение функций, возложенных на него и за неправомерное использование своих прав, превышение данных ему полномочий.

Помимо этого, он ответственен, если предоставил неверную информацию о выполненных задачах, если не принял меры, заметив нарушение правил организации, не обеспечил трудовую дисциплину. Кроме того, его могут привлечь к ответу за разглашение конфиденциальной информации, передачу документов, находящихся у него, а также за причинение материального ущерба учреждению. Наказание определяется в согласии с действующим законодательством страны.

Оценка работы сотрудника

Самая главная оценка трудовой деятельности помощника воспитателя осуществляется ежедневно его непосредственным начальником. Не реже, чем раз в несколько лет, его деятельность должна оценивать аттестационная комиссия, анализируя работу на основании данных, отображенных в документах учреждения. В качестве главного критерия оценки используется полнота, качество и своевременность выполнения задач, которые возложены на сотрудника согласно должностной инструкции.

Трудоустройство

В основном именно детские сады вакансию помощника воспитателя выставляют на трудовом рынке. Но иногда такие специалисты нужны в интернаты, специальные дошкольные учреждения и прочие компании, которые занимаются воспитанием и уходом за детьми младшего возраста. Чтобы получить эту работу, сотрудник должен не только иметь необходимую квалификацию, но и обладать определенными личностными качествами, без которых он не сможет должным образом выполнять свои прямые обязанности.

Помимо этого, есть очень много противопоказаний с медицинской точки зрения. Все-таки это работа с детьми, и на сотрудника возлагается очень большая ответственность. От качества его деятельности и профессионализма зависит будущее этих детей, которые станут полноправными членами общества.

Но в целом, на эту должность нет особой конкуренции, и получить данную работу при наличии всех необходимых навыков не составит труда в любой части страны. Специалисты данной сферы нужны всегда, и существует очень много учреждений, готовых принять такого специалиста на работу. Особенно стоит учитывать рост количества и популярности частных организаций, занимающихся дошкольным воспитанием малышей.

Заключение

Работа помощником воспитателя на первый взгляд совсем не сложная, и справиться с ней может каждый, но на самом деле это не так. Кроме навыков работы с детьми нужно также обладать рядом личностных качеств и крепким психологическим и физическим здоровьем. Карьерный рост в этой профессии предусматривает продвижение в образовательной сфере. Помимо этого, у данных сотрудников есть достаточно много социальных гарантий, что значительно упрощает обыденную сферу и позволяет больше времени и внимания уделять работе.

Иногда сотрудникам нужно смириться с ненормированным графиком, и, наверное, самое сложное в этой работе - постоянно общаться с детьми и не привязываться слишком сильно к ним. Ведь после окончания обучения они навсегда уходят из учреждения, и многие даже не вспоминают о проведенных в этих стенах годах.

Нужно действительно любить детей и иметь много терпения и доброты, чтобы научить их основам взрослой жизни, ведь в дошкольном возрасте многие дети медленно воспринимают информацию и не всегда хотят выполнять указания.

Все профессии, которые связаны с образовательным процессом, можно считать неотъемлемой частью характера и мировоззрения человека. Ведь это скорее призвание - учить детей.

«Роль помощника воспитателя в образовательном процессе».

Взаимосвязь воспитателя и помощника воспитателя в педагогическом процессе и повседневной жизни детей.

Педагог - это звучит гордо!

Однако согласно мировым исследованиям работа с детьми является одной из наиболее сложных и ответственных занятий. Причина этого скрывается в хрупкости и ранимости детской психики, формирование которой частично ложится на плечи его воспитателя. «Два в одном! Три в одном! А точнее сказать: Пять в Одном! » Именно пять разных людей сливаются в одного воспитателя. Добрая - добрая воспитатель МАМА. Умная и строгая воспитатель - учительница. Яркая и непредсказуемая воспитатель - артистка (она так зажигательно смеётся, изображая любого сказочного героя). Заботливая и внимательная воспитатель - психолог (она заглянет в детскую душу, увидит то, что не разглядел никто и поможет раскрыться). Талантливая воспитатель - художник (она всё нарисует, научит многому, ведь детки так любят мастерить и рисовать) .

Немного из истории.

История профессии воспитателя зародилась в Древней Греции. В те времена воспитанием ребёнка занимался раб, который отводил его в школу и нёс все необходимые принадлежности для его учёбы. В остальное время раб следил за развитием ребёнка, оберегал его от опасностей и невольно формировал поступки ребёнка и его поведение в целом. Некоторое время спустя дело раба продолжил домашний воспитатель, а в последствии после популяризации общественного образования появилась профессия воспитателя. Профессия воспитателя появилась относительно недавно в начале прошлого века.

Профессия современности.

Постоянное общение с ребёнком - важнейшая служебная функция воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учётом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдёт подход к каждому ребёнку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.

Перед воспитателем стоит нелёгкая задача - будучи взрослым человеком, который развивает и обучает ребёнка, понимать и чувствовать детский мир, сочетать в себе строгость и доброту, уважение к маленькому человеку и требовательность.

Главный метод в обучении, развитии и воспитании детей - это игра. Мудрые воспитатели мало запрещают и много играют. Ведь дети живут в игре, на собственном опыте убеждаясь, как неприятно, когда обижают слабого, и как радостно получить помощь, когда ты в ней нуждаешься.

Работая с детьми, воспитатель занимается непосредственной организацией их жизни в условиях определённого дошкольного учреждения, выполняя все предусмотренные мероприятия.

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и помощника воспитателя. Взаимоотношения детей и взрослых выступают в качестве важнейшего условия психического развития детей. В процессе этой связи взрослый передаёт ребёнку способы использования предметов, организует соответствующим образом его действия, осуществляет контроль и коррекцию психического развития. Вот почему характер взаимодействия детей со взрослыми имеет особое значение. В. А. Сухомлинский писал, что от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его ум и сердце с окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

Говоря о роли взрослых в дошкольной жизни детей, чаще всего мы имеем в виду родителей и воспитателей, забываем про помощника воспитателя, которая непосредственно или косвенно воздействует на развитие личности ребёнка. Круг её обязанностей в детском дошкольном учреждении раньше сводился в основном к санитарной уборке посещения, получение и раздачи пищи, выполнение режима дня, гигиенического ухода детей (умывание, переодевание, кормление и т. д.) .

Когда изменилось название профессии и няня стала называться помощником воспитателя, должностные обязанности начали носить некоторую педагогическую направленность.

Характеристики помощника воспитателя.

1. Помощник воспитателя работает под руководством и в тесном контакте с воспитателем группы.

2. Под руководством воспитателя участвует в организации воспитательно - образовательной работы с детьми и в режимных процессах:

*понимает, признаёт и принимает личность ребёнка, это значит, умеет становиться на позицию ребёнка, считаться с его точкой зрения и не игнорировать его чувства и эмоции;

*поддерживает натуральную эмоционально - стабильную обстановку в группе в течении дня;

*наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, по мере необходимости участвует в руководстве игровой, трудовой, самостоятельной их деятельностью;

*участвует в подготовке и организации занятий;

*формирует у детей культурно - гигиенические навыки, самостоятельность;

*сопровождает детей на целевых прогулках, экскурсиях, в пеших походах;

*раздевает и одевает детей;

*кормит и укладывает спать.

3. Осуществляет санитарно - гигиенический досмотр детей.

4. Обеспечивает санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

5. Получает и раздаёт еду.

6. Принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей.

Помощник воспитателя должен знать.

1. Правила внутреннего трудового распорядка.

2. Возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста, педагогические методы и приёмы организации их деятельности, руководство детьми и воздействие на них.

3. Правила присмотра детей.

4. Распорядок дня.

5. Санитарно - гигиенические нормы поддерживания помещений, оборудования, инвентаря.

6. Правила санитарии и гигиены.

В образовательном процессе детского сада большое внимание уделяется организации быта детей. Основная особенность бытовой деятельности заключается в том, что она - постоянная сфера воспитательного влияния. Быт создаёт самые разнообразные условия для систематического упражнения детей в нравственных поступках, воспитания у них культурно-гигиенических навыков, пробуждения их интересов, выявления способностей и их совершенствования.

Важнейшие условия для организации быта детей:

*точное соблюдение режима дня;

*рациональное распределение обязанностей воспитателя и помощника воспитателя.

Координация действий воспитателя и помощника воспитателя.

I . Организация утреннего приёма детей

Обязанности воспитателя

Общие правила приёма: необходимо, чтобы посещение детского сада было привлекательным, радостным, а расставание с родными не приносило детям огорчения

1. Готовит групповое помещение к приёму детей: проветривает, следит за температурным режимом воздуха, создаёт уютную обстановку.

1. Проводит влажную уборку помещения.

2. Создаёт тёплую, дружескую атмосферу для встречи с каждым ребёнком.

2. Поддерживает тёплую, дружескую атмосферу в группе.

3. Осуществляет приём детей.

3. Помогает воспитателю осуществлять приём детей: присматривает за детьми, которые играют, занимается с прибывшим ребёнком, в то время когда воспитатель принимает других детей.

4. Проводит индивидуальные беседы с родителями, короткие консультации. Осуществляет гигиенический уход за детьми.

5. Проводит индивидуальную работу с детьми:

*Формирует у детей культуру поведения, знакомит их с правилами общения, с формами вежливого обращения друг с другом;

*Проводит работу по закреплению знаний и умений детей, развитию их психических процессов;

*Регулирует двигательную активность каждого ребёнка.

5. Под руководством воспитателя принимает участие в работе с родителями: беседует с ними о состоянии здоровья, сна, аппетита, одежды детей в группе.

6. Организует и руководит трудовой деятельностью детей. Совместно с воспитателем и под его руководством регулирует двигательную активность каждого дошкольника.

7. По мере необходимости организует, в ненавязчивой форме руководит самостоятельной и игровой деятельностью детей, регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

7. Под руководством воспитателя по мере необходимости в ненавязчивой форме руководит самостоятельной, игровой и трудовой деятельностью детей; регулирует внутри коллективные отношения дошкольников.

II . Подготовка и организация прогулки

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Оказывает детям помощь в процессе одевания на прогулку и раздевания по её окончании

2. Воспитывает у детей самостоятельность, чувства взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены

2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством воспитывает у детей самостоятельность, чувство взаимопомощи, формирует навыки личной гигиены

3. Планирует содержание деятельности детей на прогулке с учётом поры года, погоды, предыдущих занятий, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей детей

3. Помогает воспитателю вывести детей на прогулку

4. Организует и проводит на прогулке наблюдения, экскурсии, занятия, игры, трудовую деятельность и индивидуальную работу с детьми

4. Участвует в организации продолжительных целевых экскурсий, пеших походов

5. Организует рациональную двигательную активность; содействует развитию физических качеств детей. Следит за равномерным распределением физической нагрузки

5. Совместно с воспитателем проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)

6. Создаёт условия для организации самостоятельной деятельности детей

6. По окончании прогулки по мере необходимости просушивает одежду детей

7. Наблюдает за самостоятельной деятельностью детей на участке, а в случае необходимости осуществляет ненавязчивое руководство этой деятельностью

8. Организует и проводит закаливающие мероприятия (воздушные, солнечные, водные ванны)

III . Подготовка и организация кормления, сна, закаливания детей

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Осуществляет подготовку, создаёт благоприятную обстановку перед приёмом пищи, сном детей

1. Осуществляет санитарно - гигиенический уход за детьми (следит за чистотой одежды, лица, рук)

2. Следит за правильной сервировкой столов, организацией дежурства по столовой, распределяет трудовые поручения

2. Совместно с воспитателем воспитывает у детей самостоятельность, формирует навыки культуры приёма пищи, культурно - гигиенические навыки

3. Воспитывает самостоятельность, навыки культурного приёма еды, культурно - гигиенические навыки

3. Получает и раздаёт пищу

4. По мере необходимости докармливает детей

4. Сервирует столы, совместно с воспитателем руководит дежурством детей по столовой

5. Помогает детям подготовиться ко сну, укладывает детей спать

5. Поддерживает благоприятную, спокойную обстановку во время приёма пищи и сна

6. Следит за температурным режимом в спальне и игровой комнате, создаёт спокойную обстановку во время сна детей, наблюдает за их сном

6. Совместно с воспитателем организует и проводит закаливающие мероприятия

7. Осуществляет постепенный подъём детей после сна

8. Организует и проводит закаливающие мероприятия с учётом индивидуальных особенностей детей

IV . Игровая деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Наблюдает, организует, в ненавязчивой форме руководит игрой детей

1. Наблюдает за игрой детей, которые находятся вне поля зрения воспитателя. По мере необходимости в ненавязчивой форме руководит игрой

2. Создаёт игровое пространство, подбирает необходимый материал согласно возрастным и индивидуальным особенностям детей

2. Поддерживает созданное воспитателем и детьми игровое пространство (игровую ситуацию)

3. Создаёт эмоционально-стабильную обстановку во время игры

3. Поддерживает эмоционально-стабильную обстановку во время игры детей

4. Содействует формированию игрового коллектива (игровых групп) и становлению в этом коллективе личности каждого ребёнка

4. Оказывает воспитателю помощь в санитарно-гигиенической обработке оборудования для игры и игрушек

5. Вызывает интерес к тому или иному событию жизни, влияет на воображение и чувства детей в процессе руководства игрой

6. Расширяет игровые умения и навыки, обогащает содержание игр, используя разнообразные истоки, формы, методы и приёмы

7. Повышает культуру поведения, формирует устойчивый интерес к игре

8. Через игру углубляет и закрепляет интерес детей к разнообразным профессиям, воспитывает уважение к труду

9. Осуществляет связь игры с другими видами деятельности

10. Изготавливает по мере необходимости материал для игр, проводит совместно с родителями и помощником воспитателя мелкий ремонт игрушек

V . Изобразительная деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Формирует у детей интерес к изобразительной деятельности

1. Оказывает воспитателю помощь в подготовке необходимого для занятий оборудования и материала, помогает убирать его по окончании занятия

2. Развивать наблюдательность детей, целенаправленно, путём специальных наблюдений формирует у детей знания и представления об окружающей действительности. Постепенно и последовательно развивает восприятие и воображение детей

2. Во время индивидуальной работы воспитателя с детьми, наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по мере необходимости в ненавязчивой форме, руководит этой деятельностью

3. Создаёт эмоционально-стабильную атмосферу во время наблюдений и в процессе изобразительной деятельности

3. Оказывает воспитателю помощь в организации выставок детских работ

4. Знакомит детей с произведениями изобразительного искусства

5. Руководит и целенаправленно обучает детей способам изображения, технике рисования, лепки, аппликации

6. Содействует развитию творческих способностей и инициативе детей

7. Создаёт условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей

VI . Трудовая деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Добиваться формирования необходимых предпосылок трудовой деятельности. Формирование, необходимые для данного возраста, трудовых навыков, положительного отношения к труду

1. Совместно с воспитателем и под его руководством формирует необходимые для данного возраста трудовые навыки, положительное отношение к труду

2. Формирует у детей знания о труде взрослых

2. В сотрудничестве с воспитателем и под его руководством осуществляет контроль и руководит дежурством детей по столовой

3. Организует труд дошкольников, учитывая потребности и возможности каждого ребёнка

3. Учитывая личные нужды и возможности каждого ребёнка, поручает трудовые поручения, привлекает детей к совместному хозяйственно-бытовому труду (убрать посуду, вытереть пыль с полок и т. д.)

4. Осуществляет контроль и руководит трудовой деятельностью детей

5. Подбирает необходимое оборудование для труда, расставляет его с учётом педагогической целенаправленности

6. Содействует созданию в группе трудовой атмосферы

VII . Учебная деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Организует педагогически целенаправленные условия воспитания и обучения детей

1. В процессе проведения воспитателем индивидуальных занятий, занятий по подгруппам, диагностических исследований наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников

2. Проводит диагностические исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей детей (познавательных процессов, личных качеств, положение детей в системе межличностных отношений)

2. По мере необходимости оказывает воспитателю помощь в подготовке оборудования и материала к занятиям, убирание их после занятий

3. Содействует установлению натурального стиля отношений с детьми и детей один до одного в процессе учебной деятельности и повседневной жизни

3. По мере необходимости участвует в организации и проведении занятий

4. Формирует интерес к приобретению знаний, к учебной деятельности

5. Формирует у детей навыки учебной деятельности, обеспечивает своим руководством своевременный переход детей на более высокий уровень развития и обучения

6. Воспитывает у детей умение наблюдать за действиями других детей, слушать один одного

7. Развивать интерес к народному творчеству, национальной культуре

8. Осуществляет подготовку к занятиям, организует и проводит их

9. Подготавливает пособия к занятиям

VIII . Самостоятельная деятельность

Обязанности воспитателя Обязанности помощника воспитателя

1. Подбирает и изготавливает необходимый материал для самостоятельной деятельности дошкольников, с педагогической целенаправленностью располагает его

1. В сотрудничестве с воспитателем поддерживает натуральную эмоционально-стабильную атмосферу в групп е

2. Создаёт натуральную атмосферу с целью сохранения психологического здоровья детей, культуры отношений. Регулирует внутриколлективные отношения

2. Наблюдает за самостоятельной деятельностью дошкольников, которые находятся вне поля зрения воспитателя. В случае необходимости, регулирует внутриколлективные отношения

3. Осуществляет ненавязчивое руководство при организации самостоятельной деятельности

Таким образом, мы видим, для того, чтобы добиться желаемого результата во всех видах деятельности и режимных моментах, необходима тесная взаимосвязь, взаимопонимание воспитателя и помощника воспитателя. Реализация программы дошкольного образования не возможна без взаимодействия всех работников дошкольного учреждения. Грамотный подход к планированию и организации работы воспитателя и помощника воспитателя позволит реализовать новые методики обучения детей дошкольного возраста. Их слаженные действия существенно снимут нагрузку на каждого из участников образовательного процесса и предоставят простор для творческой деятельности, учитывая интерес конкретного ребёнка и конкретной группы.